Лариса Юрьевна Бойко
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать
Проект по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
«Моя Родина – Россия»
Цели - Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к Родине.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю
Задачи:
- Дать знания детям об истории родной страны, символике, достопримечательностями
- Расширить знания детей разнообразии флоры и фауны страны.
- Воспитывать любовь к родной стране, к русским национальным героям. Гордится тем, что ты россиянин.
- Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.
Актуальность проекта:
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач духовно - нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»
Теоритические основы патриотического воспитания детей
Система образования в любой стране всегда была связана с основами общественного устройства, с его политической и социально-экономической организацией, с характером общественной жизни. Но несмотря на эту очень тесную связь понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание» по - разному понимается государственными деятелями и педагогами. Соответственно и цели и задачи патриотического воспитания имеют некоторые расхождения.
В педагогике патриотизм рассматривается как «синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли». Как видно из вышесказанного государство и педагогическая наука с разных точек зрения рассматривает патриотизм. Для государства патриотическое воспитание выступает средством для воспитания будущих защитников, ответственность и самопожертвование которых могут в трудный момент стать спасением Отечества. Для педагогов патриотизм - это в первую очередь средство для развития и воспитания самого ребенка. Но даже среди педагогов не раз возникали разногласия по трактовке и способах решения проблемы патриотического воспитания.
Следует отметить следующее: государство и система образования всегда шли одной дорогой, потому что основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, было и остается является государство. Создание такой системы предполагает объединение деятельности органов государственной власти всех уровней научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепций национальной безопасности Российской Федерации. Но несмотря на эту консолидацию патриотизм и патриотическое воспитание государство и образование понимают по-разному. И соответственно цели, задачи, методы, формы, приемы, пути реализации тоже разняться.
На сегодняшний день целями патриотического воспитания с точки зрения государства являются «формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития», которое осуществляется через решение следующих задач: утвердить в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы; создавать возможности для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; воспитывать граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создавать условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга; привить гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества; привлекать традиционных для России религиозные конфессии для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга; создавать условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни; формировать расовую, национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения между народами.
Целями патриотического воспитания с точки зрения педагогики является, как мы говорили выше, формирование, развитие, закрепление и воспитание духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Данная цель красной нитью проходит сквозь весь процесс обучения, сквозь весь процесс формирования личности ребенка. Только трансформируются задачи, выбираются наиболее эффективные методы, формы и приемы работы в зависимости от возраста учащегося.
Так задачами патриотического воспитания являются:
- формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая представлена через знакомство с природой и географией страны, через ее географические особенности, особенности климата и природы; через знакомство с особенностями быта, труда, традиций и культуры своего народа; через знакомство с различными достопримечательностями родного города, страны, государственной символики; через введение некоторых (соответственно возрасту) исторических сведений (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц);
- развитие эмоциональной сферы личности: воспитание любви к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам; воспитание эмоциональной отзывчивости к событиям общественной жизни;
- включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, что предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать следующие принципы: знания, которые получает ребенок, должны быть актуальны для него и, исходя из этого, интересны; необходимость непрерывности педагогического процесса; учет индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его интересов; эффективное сочетание различных видов деятельности, наиболее подходящих определенному возрасту; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Паспорт проекта:
Продолжительность проекта: 1 месяц
Тип проекта: Краткосрочный
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители
Тип проекта: Информационно-творческий
Направленность проекта: Развитие детей
Форма проведения: Групповая.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный
1. Сбор и анализ методической литературы
2. Разработка мероприятий
3. Подбор наглядного и демонстрационного материала, рассказов, стихов, загадок, пословиц, песен
4. Создание развивающей среды.
5. Подбор игр и оборудования.
2 Этап - Практический
Формы работы:
1. Проведение бесед.
- «Я живу в России»
- «Какие народы живут в нашей стране?».
- «Символы родины моей»
- «Бой за станцию Крюково»
2. Чтение художественной литературы:
- Сказки народов России:
- С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок,
- В Жуковский: «Родного неба милый свет»
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- В. Лебедев-Кумач «Москва»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
3. Рассматривание альбомов, иллюстраций «Нации», фотографий
4. Просмотр презентаций «Наша Родина Россия», «Бой за станцию Крюково»
5. Прослушивание и разучивание гимна России, прослушивание песни «У деревни Крюково»
6. Проведение занятий
- По ознакомлению с окружающим и социальным миром на тему «Наша страна Россия»
Задачи: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
- Декоративное рисование: «Русская матрёшка»;
- НОД «Великая Победа»
- Рисование «Флаг России»
- Интегрированное занятие с элементами аппликации «Русская красавица»
7. Сюжетно – ролевые игры:
- «Защитники»
8. Дидактические игры:
- «Профессии»
- «Узнай наш флаг (герб)»
9. Подвижные игры:
Русские народные подвижные игры:
- «Гуси – лебеди»,
- «Горелки»,
- «Салки»,
- «Жмурки»;
10. Физминутки, глазная гимнастика
пальчиковая гимнастика
- «Наш дом»,
- «Город – это улицы»
11. Работа с родителями:
- Консультация для родителей
- Беседа с родителями на тему «Важность патриотизма для детей»
- Наглядная информация «Моя Родина-Россия»
12. Продуктивная деятельность. Изготовление макета Бой за станцию Крюково»
3 Этап - Заключительный
1. Презентация проекта «Моя Родина - Россия»
2. Выступление на педсовете об итогах проекта
Литература
1. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. М. 2011.
2. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. 2013г.
3. Н. В. Микляева Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников 2013г.
4. Т. А. Кудрявцева «Я живу в России»
5. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Я живу в России»
6. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебно-методическое пособие, 2005.
7. http://warspot/ru/7810-boi-za-kryukovo-qlavnyy-rubezh-panfilovskoy-divizii