Елена Яковенко
Проект «По дорогам сказок» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Тип проекта : позновательно- творческий.
По числу участников проекта : групповой (все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (20 января по 20 февраля).
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „По дорогам сказок“ (средняя группа)» размещена в разделах
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. На родительском собрании был опрос родителей нашей группы он показал, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной
Цель проекта :
Развитие связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.
Задачи проекта :
Для детей:
• расширять представление детей о сказках.
• формировать умение детей рассуждать;
• формировать умение выразительно инсценировать
• эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей.
• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
• связных высказываний;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
• способности;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми
• людьми в разных ситуациях;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
• воспитывать культуру речи.
Для родителей
• создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
• развитие совместного творчества родителей и детей;
• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание
участвовать в ней.
Для педагогов:
• развитие творческого потенциала ребенка;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Работа с родителями
4. Заключительный этап
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
Образовательная деятельность по ОО «Познание» ФЭМП:
- дидактическая игра на количество и счёт (по р. н. сказке. «Репка»);
- «Помоги героям найти свой дом» (работа с игровизором)
- сказочные образы фиолетового леса по В. В. Воскобовичу
Образовательная деятельность по ОО «Познание» Конструирование:
- Конструирование «Терем теремок». «Книжки- малышки»;
Образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» :
- составление рассказа по серии сюжетных картинок «Продолжи сказку»;
- дидактические игры «Угадай, из какой сказки»; «Любимые сказки»,
- разгадывание загадок.
- модификация сказок «Колобок», «Репка», Курочка ряба».
-чтение сказок.
-рассказывание сказок.
-Разучивание пальчиковой гимнастика «Жили были зайчики», «Лиса и заяц».
Образовательная деятельность по ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- Работа с родителями – рисование и изготовление поделок героев любимых русских сказок, мультфильмов;
- изготовление книжки-малышки с персонажами по сказке «Колобок» для театра; - рисование по сказкам «Моя любимая сказка»
- аппликации «Зайка беленький»
- рисование «Маленькой ёлочке холодно зимой»
- разукрась героев сказок.
Образовательная деятельность по ОО «Познание» Экология:
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кубики по сказкам»;
- рассматривание иллюстраций о временах года по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;
«Снежные фигуры» (лепка из снега колобка, «Кто прошел? «(узнавать следы на снегу по отпечаткам, «Таяние снега», «Свойства снега», «Снег сохраняет тепло», «Откуда сосулька пришла».
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Метод проектов в детском саду и семье», «Зачем читать детям книги?», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
2. Разучивание с детьми песенок героев сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок».
3. Изготовление костюмов и шапочек для сказок.
4. Использование для чтения детям выставки-библиотеки.
5. Изготовление с детьми рисунков и поделок по теме «По дороге сказок».
Заключительный этап:
• Создание выставки рисунков и поделок «По дороге сказок».
• Выставка книжек-малышек
• Показ викторины «По дорогам сказок».
• Составление портфолио - презентации проекта.
Итог проекта :
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль надо отметить в своей педагогической работе, что у родителей повысилась заинтересованность и активности в сотрудничестве с воспитателем.
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М. : Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014