Пичугина Наталья Васильевна
Проект по безопасности для детей 6–7 лет «Утром вечером и днем осторожен будь с огнем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Утром, вечером и днем осторожен, будь с огнем»
Паспорт проекта
Тип проекта : Информационно - познавательный.
Продолжительность: Краткосрочный, творческий. 2 недели.
Участники проекта : Воспитатели, дети 6 лет, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем
Кто с огнем неосторожен
Публикация «Проект по безопасности для детей 6–7 лет „Утром вечером и днем осторожен будь с огнем“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
У того пожар возможен!
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только по всей стране, но и в нашей Нижегородской области. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Краткая аннотация проекта :
В своей работе я применяю разнообразные методы и формы по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности. В ходе ОД использую наглядный дидактический материал, позволяющий воспитаннику выбрать наиболее значимые для него вид и форму изучаемого содержания материала. Поощряю стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Так же использую исследовательскую деятельность: опыты, эксперименты, практические упражнения, игры – тренинги. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, в ходе которых у детей формируются личностные качества, дисциплинированность, внимание. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, участию в играх, развлечениях способствует приобретению устойчивых знаний детей по правилам пожарной безопасности.
Цель проекта : формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.
2. Учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации: набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону, четко называть свой адрес.
3. Познакомить со средствами пожаротушения.
4. Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар.
5. Расширить знания детей о профессии пожарного.
6. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению своего страха перед огнем.
7. Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, сильными и смелыми, как пожарные.
8. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
9. Формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
10. Познакомить детей с историей возникновения пожарной службы.
Ожидаемые результаты:
• Углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
• Правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
• Знать средства пожаротушения;
• Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
• Знать о профессии пожарного;
• Профилактика панического страха перед огнём;
• Изменение отношения родителей к данной проблеме;
• Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Педагогические технологии:
• Игровые технологии;
• Проблемно – игровая ситуация;
• Познавательно - исследовательские технологии;
• Информационно – коммуникационные технологии;
• Здоровье – сберегающие технологии (физкультминутка).
Приемы руководства деятельностью детей :
• Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
• Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы; физкультминутка.
• Приемы организации практической деятельности детей : ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
• Приемы поддержания интереса у детей : игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
• Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Продукт проектной деятельности :
• Оформить лепбук: «Противопожарная безопасность»
• Оформление уголка пожарной безопасности в группе.
• Разработка и оформление тематических альбомов по правидам пожарной безопасности.
Этапы реализации проекта :
I– подготовительный (аналитический);
II – основной (реализация намеченных планов)
III – заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
1этап подготовительный (постановка проблемы).
Работа с детьми:
Выявление знаний о правилах пожарной безопасности,
Создание проблемы перед детьми, почему детям нужно знать правила пожарной безопасности.
Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта.
• Подбор методической литературы;
• Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;
• Пополнение предметно-развивающей среды, по пожарной безопасности;
• Изготовление дидактических игр по пожарной безопасности;
• Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр по пожарной безопасности;
• Разработка комплексно-тематического плана по пожарной безопасности;
• Разработка ОД;
• Разработка бесед по темам пожарной безопасности;
• Создание картотек: дидактических игр, подвижнх игр, сюжетно - ролевых игр;
• Подборка произведений художественной литературы, загадок;
• Подбор слайдов, презентаций.
• Изготовление книжек-малышек по правилам пожарной безопасности;
1. Подбор материала для разработки лэпбука «Пожарная безопасность»;
Работа с родителями:
• Информация для родителей о предстоящей деятельности;
• Анкетирование родителей: «О правилах пожарной безопасности»
Цель: Выявить знание родителей по теме соблюдение правил пожарной безопасности, о серьёзности семьи в ознакомлении с ними детей;
• Разработка консультаций для родителей.
2 этап основной (реализация намеченных планов).
Планирование в рамках реализации проекта по областям
Познавательное развитие
1. Беседа: «Пожар»
Цель. Знакомить детей с номером телефона пожарной службы «01» и «101»; с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.
2. Беседа: «Эта спичка – невеличка»
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
3. Беседа: «Эти предметы таят опасности»
Цель: сформировать представление детей о предметах, которыми пользовать категорически запрещено: спички, газовая плита, утюг и т. д. Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности.
4. Беседа: «В жизни всегда есть место подвигу»
Цель: Рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других. Воспитывать сострадание чужой беде, осуждение равнодушия.
5. Беседа: «Огонь - наш друг или враг?»
Цель: Рассказать, почему в древности люди поклонялись огню как божеству?
Чем помогал огонь древним людям? Отметить о добрых делах огня в наши дни: где сегодня работает огонь и как он помогает людям? Формировать понятия почему огонь может быть опасен для людей? Когда это происходит? В каких случаях неосторожное обращение с огнем приводит к пожарам? Какие меры предосторожности должны предпринять туристы при разведении костра в лесу?
Какие меры предосторожности нужно предпринять дома в новогодние праздники при использовании свечей, фейерверков, бенгальских огней, пе-тард?
Какие меры предосторожности нужно предпринять при пользовании электробытовыми приборами? Как вызвать пожарную команду в случае запаха дыма или вида огня, пламени?
Речевое развитие
1. Тема: «Огонь бывает разным».
Програмное содержание: Развитие словаря: словообразование огонь - огненный - огонек - огниво : уголь - угольный - уголек: пожар - пожарный – пожарник. Активизация глагольных форм (что может делать огонь) и форм имени прилагательного (каким бывает огонь); объяснение значений многозначного слова «огненный».
Звуковая культура речи: закрепление произношения звука «ш», дифференциация звуков «ш» и «с»; формирование интонационной выразительности речи при пересказе.
Развитие связной речи: развитие монологической речи - пересказ рассказа Л. Н.
2. Тема: Рассматривание сюжетной картины «Пожарные спешат на помощь».
Програмное содержание: Закреплять знания о назначении пожарной машины умении составлять рассказ по картине. Расширять словарный запас детей по пожарной лексике, развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.
3. Загадывание загадок по теме пожарной безопасности. Заучивание пословиц и составление рассказов по пословицам.
Програмное содержание: Помочь запомнить загадки. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
Расширять словарный запас детей. Развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Воспитывать ответственность за свою безопасность. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок
4. Тема: «Пожары случаються…».
Програмное содержание: совершенствование и обобщение знаний о правилах пожарной безопасностиРасширять и активизировать словарный запас по теме «Пожар. Пожарная безопасность». Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения. Развивать речевое дыхание. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки связной речи. Формировать умение согласовывать речь с движениями. Развивать общую и мелкую моторики.
Формировать выразительность речи и выразительность движений.
Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитывать чувство ответственности за безопасность себя и окружающих, дисциплинированность. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Систематизировать знания детей оправилах противопожарной безопасности.
Составление творческих рассказов:
• «Случай, который произошел с моим другом»
Цель: Учить составлять творческий рассказ с опорой на выбранную иллюстрацию, закреплять в рассказах правила действия в случае пожара. Развивать умение загадывать загадки
• Составление творческих рассказов «Спичка – невеличка и большой пожар».
Цель:
Чтение художественной литературы
С. Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»;
Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»;
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;
Г. Х. Андерсен «Сказка про спички», «Огниво»;
Т. Нуждина «История спички»;
Б. Житков «Пожар», «Пожар в море», «Дым», «Помощь идет»;
Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;
М. Кривич «Где работает огонь»;
Т. Нуждина «Электрическая лампочка»;
Н. Кун «Миф о Прометее»;
Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»;
В. Ровицкий "Друзья в твоём доме";
И. Демьянов "Коробок – чёрный бок";
К. Паустовский "Барсучий нос";
сказки «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование
1. Тема: «Тили-тили-тили-бом загорелся кошкин дом»
Програмное содержание: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств, развивать чувство композиции, закреплять умение детей гармонично располагать рисунок на плоскости листа, воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся изобразительные навыки.
2. Тема: «Пожар».
Програмное содержание: учить детей создавать сюжетную картину «Пожар»; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать уважение к смелым людям - пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту; учить рисовать огонь, дым, фигуры людей в движении. Воспитывать интерес к рисованию, развивать художественный вкус, внимание и логическое конструирование в рисунке.
Аппликация
1. Тема: «Пожарная машина»
Програмное содержание: Развивать цветоощущение, формировать эмоциональные отклики на ситуацию пожара. Продолжать учить детей составлять композицию из цветной бумаги из геометрических фигур, учить пользоваться ножницами, совершенствовать умение намазывать и наклеивать детали. Развивать внимание и творчество. Активизировать речь детей через развитие умения организовывать свои действия. Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками. Закреплять умения работы с ножницами, клеем;упражнять в аккуратности наклеивания деталей. Воспитывать у детей интерес к окружающему и аппликации. Развивать воображение, чувство композиции.
2. Тема «Берегите лес от пожара»
Програмное содержание: научить детей составлять объемную аппликациюлеса из отдельных деталей: деревьев, кустов,лесных обитателей. формировать у детей ответственное поведение в лесу,необходимость соблюдения правил пожарной безопасности, расширять представление о лесе и его значении для животных и человека, расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность. ,
развивать художественно - творческие способности,чувство композиции в процессе коллективной работы, способствовать развитию мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,развитие ритмичности,плавности движений, воспитать у детей чувство ответственности за лес и его обитателей. ,
воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
Лепка
1. Тема: «Пожарный щит»
Программное содержание: продолжать учить детей составлять на плоскости пожарный щит в технике пластилинографии, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при выполнении работы, активизировать воображение детей, воспитывать в детях уважение к профессии пожарный.
2. Тема: «Пожарная команда» Коллективная работа.
Программное содержание: Закрепление знаний детей о профессии пожарного, совершенствование умения лепить человека в движении, соблюдая строение и пропорции тела, закрепление приемов лепки. Расширять и углублять знания о труде пожарных, уточнить знания о правилах пожарной безопасности. Развивать глазомер, точность действий, уверенность в себе. Воспитывать умение доводить начатое до конца. Развивать чувство композиции, умение находить место своей работы в общей композиции
Конструирование
1. Тема: «Огнетушитель»
Программное содержание: учить детей передавать форму и взаимное расположение частей огнетушителя; закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания; способствовать развитию образного мышления и воображения, продолжать формировать умение оценивать созданные изображения.
1. Тема: «Пожарная часть» (из строительного материала).
Программное содержание: использовать игровую ситуацию для развития навыков конструирования;
совершенствовать коммуникативные навыки общения со сверстниками
продолжать формировать умение работать с деталями конструктора; закреплять умение выполнять работу коллективно;
Социально-коммуникативное развитие.
• Экскурсия в пожарную часть;
• Экскурсия по детскому саду;
• Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
если в доме что-то загорелось;
если в квартире много дыма;
если звучит пожарная сирена;
Дидактическая игра «Диалоги по телефону»
Цель: Научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы, способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Игровой тренинг «Телефон Службы спасения 01».
Цели: формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации (при возникновении пожара)
При проведении тренинга воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, связанные с возникновением пожара. Дети предлагают различные варианты выхода из сложившейся ситуации, стараются общими усилиями разработать правила поведения при ее возникновении. Воспитатель обобщает ответы детей, формулирует четкий алгоритм, планирует последовательность действий, старается проиграть ситуацию с детьми.
Игровая деятельность
Дидактические и настольно-печатные игры:
• «Опасные предметы – источники пожара»;
• «Раньше и теперь»;
• «Горит – не горит»;
• «Найди и раскрась пожароопасные предметы»;
• «Что для чего?»;
• «Что необходимо пожарному?»;
• «Как действовать при пожаре»;
• «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?»;
• «Набор телефонного номера пожарной службы»;
• Лото «Профессии».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Пожарная часть» Цель: расширение представлений детей о профессии пожарного, о первичных средствах пожаротушения, закрепление знаний о причинах возникновения пожара, воспитание уважения и интереса к профессии пожарного, развитие умения использовать полученные знания на практике.
• «Спасатели» Цель: Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании зaданного игрового дeйствия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.
• «Семья» «Ситуация - дети играли со спичками» Цель: Научить вызывать пожарных по телефону, вести диалог, правильно описывать ситуацию, называть домашний адрес.
• «Отважные пожарные» Цель: Учить детей правильно сообщать по телефону о пожаре, познакомить с уголком пожарной безопасности в ДОУ, учить в играх отражать работу пожарных.
• «Опасный случай». Цель: через игру воспитывать правильное, безопасное поведение при пожаре.
• «Наш дом» Цель:
Труд
• Совместное изготовление макета «Пожар».
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
• Изготовление лепбука: «Пожарная безопасность».
Физическое развитие
Физкультминутки:
• «Ши - ши - ши загорелись камыши;
• «Пожарная машина»;
• «Пожарные»;
• «Топаем и хлопаем»;
• «Кошкин дом»;
Проведение мероприятий по модулю «Правила пожарной безопасности».
Подвижные игры:
• «Пожарные на учениях»;
• «Преодоление задымленной зоны;
• «Земля, вода, огонь, воздух»;
• «Пролезь — не задень»;
• «Кто быстрее потушит пожар» :
• «Эвакуация» :
• «Огонь в очаге»;
• «Огненный дракон»;
• «Костер».
ИКТ
Просмотр презентаций:
• «Огонь - наш друг, огонь – наш враг»;
• Просмотр познавательной сказки «Колобок и спичка;
• «Путешествие по правилам пожарной безопасностию
• Презентация «Огонь – опасная игра»
• Презентация «Тайна волшебного пламени»
Опытно-экспериментальная деятельность
1.«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»
Программное исодержание: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: металлический поднос, свечи, полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, пинцет, стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком, с землей, с порошком.
Работа с родителями.
Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил пожарной безопасности среди родителей :
Консультации для родителей:
• «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».
• «Что надо знать детям дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности»,
• «Чем опасен дым для человека?»
• «Огонь – опасность».
• «Играя, учим детей».
• «Если возник пожар, то…».
• «Правила пожарной безопасности в лесу».
• «Безопасный Новый год», «Осторожно фейерверки».
• «Что читать детям о работе пожарных»
Газета для любознательных родителей
• Стенд: «Огонь друг – огонь враг».
Папка-передвижка:
• «Спичка не игрушка».
• «О правилах поведения детей во время пожара»;
• «Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности»;
• «Безопасность ребенка в доме»;
• «Взрослые! Вам подражают дети!»;
• «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности».
• «Защитим свой дом от пожара»,
• «Как вести себя на пожаре»
• «Оказание первой помощи пострадавшим с ожогами и отравлением угарным газом».
Анкетирование:
• «О правилах пожарной безопасности»
• «Проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности в быту».
• «Осторожно пожароопасные предметы»;
Памятки:
• «О мерах пожарной безопасности»;
• «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»;
• «Чем можно тушить огонь».
Буклет:
• «Соблюдай правила пожарной безопасности».
• «Первичные средства пожаротушения».
Родительское собрание
Тема: Родительское собрание «Будь осторожен с огнем!» Конкурс семейных рисунков «Осторожно – огонь!»
Предметно развивающая среда
• Макеты дома для обыгрывания пожароопасных ситуаций;
• Лэпбук: «Правила противопожарной безопасности»;
Познавательная информация для детей :
• Наглядная информация для детей «Правила пожарной безопасности в картинках»
• Демонстрационный материал «Азбука безопасности : один в доме»
• Картотека иллюстраций «Правила пожарной безопасности»
• Открытки «Правила пожарной безопасности»
• Плакат «Правила пожарной безопасности»
• Плакат «Пожар в квартире: тушение мелких возгораний. Инструкции»
• Серия картинок «Соблюдай правила пожарной безопасности»
• Дидактические карточки для ознакомления с окружающим «Правила противопожарной безопасности»
• «Знаки пожарной безопасности» (поделки)
Познавательно-игровые задания:
• Лабиринт
• Последовательные картинки
• Что перепутал художник
• Карточная викторина
• Разрезные картинки
• Лото «Знаки пожарной безопасности»
• Магнитная игра «Создай пожарную команду»
• Раскраска «Пожарная безопасность»
Атрибуты для сюжетных игр:
• Игровой макет «Пожарный щит»
• «Брандспойт»
• Телефон
• Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
• Игрушечные огнетушители
• Кукла «Пожарный»
Альбомы:
• «Юный пожарный»;
• «Загадки о пожаре»;
• «Знаки противопожарной безопасности в стихах»;
• Альбом с детскими работами по данной теме.
Игрушки спецтранспорта;
Кукла в форме Пожарного;
Костюм «Пожарник»;
3 этап: Итог проекта
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Вывод: Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах пожарной безопасности, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Была создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок по противопожарной безопасности, оформлен лэпбука на тему: «Противопожарная безопасность», тематические альбомы.
Подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты ОД, бесед, игр.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы,
показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
в решении задач безопасности.
У родителей повысились знания в вопросах касающихся правил пожарной безопасности