Наталья Жигачева
Проект по бережливому производству «Воспитание бережливого дошкольника» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка «Бережливая птица»
Автор: Ирис Ревю
На птичьем дворе объявилась новая птица. Никто не знал её имени. Вела она себя по-особому. Птицы сразу обратили внимание на то, что такое качество, как, например, бережливость, было ей незнакомо. Она не умела есть аккуратно, не подбирала за собой крошки. Она не придавала этому значения.
Со временем новенькая стала замечать, что порядки, установленные на этом птичьем дворе, были иными, чем те, к которым она привыкла.
Публикация «Проект по бережливому производству „Воспитание бережливого дошкольника“ в средней группе» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Просыпал кто мимо зерно — тут же его подберут. Хлебным крошкам тоже не давали валяться на земле. Во дворе было чисто и аккуратно.
А тут ещё как-то подслушала новенькая урок в Птичьей школе. Учитель говорил о том, что корм даётся не даром. Для его появления большой труд затрачивается. Корм с неба не сыпется. И относиться к корму надо бережно.
— Как это я раньше не думала о том, что надо быть бережливым? – размышляла про себя новая птица.
И её как будто подменили. У нее словно открылись глаза. Она стала вести себя совсем по-другому. Зёрнышки и крошки стала подбирать вместе со всеми – нечего им под ногами валяться.
Да и с птицами другими подружилась.
Теперь они вместе каждый новый день встречают.
Тип проекта:
• по доминирующему методу: практико-ориентированный;
• по количеству участников: групповой;
• по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
• по продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта:
Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Введение:
Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.
Бережливость – это умение разумно распоряжаться своим имуществом и своими душевными силами. Бережливость – качество характера человека, которое помогает путём сохранения малого достичь большего.
Актуальность:
Воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребенка. В наши дни, когда неуклонно возрастает материальное благосостояние народа, проблема формирования у детей бережливости приобретает особую остроту. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения с взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
Проблематика:
Современное общество диктует свои новые правила. Взрослые, имея обилие вещей и предметов, показывают свое не бережное отношение, тем самым показывая пример детям, которые на примере родителей, не заботятся о вещах и предметах, книгах, игрушках. Вопрос бережного отношения встает наиболее остро. Родители, стараются ни в чем не ограничивать ребенка, часто покупают игрушки, одежду, что не дает понятие «беречь», «сохранять».
У детей 4-5 лет надо формировать бережливость, прежде всего к вещам, игрушкам, одежде, предметам. Ребенок подражает взрослым, которые показывают ему пример.
Убрать игрушки, не рвать книги, вешать и складывать вещи – наиболее острая проблема современных детей.
Воспитание бережливости связано с формированием различных потребностей. Во время бесед, занятий необходимо доказывать, что за каждой вещью стоит труд человека.
По результатам анкетирования, родители имеют недостаточно знаний о бережливом производстве и бережливости, и не уделяют времени в передаче своих знаний детям. Соответственно дети не владеют достаточной информацией о бережливости.
Прививать бережное отношение - проблема, которая стоит перед современными детьми
Данная проблематика послужила основой проекта «Воспитание бережливого дошкольника».
Цель проекта:
Формировать бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, предметам через разные виды деятельности.
Задачи проекта:
Педагогические:
• создать методическую базу проекта;
• разработать систему аналитико-диагностического инструментария;
• создать образовательное пространство проекта: методические материалы, предметную среду, взаимодействие с социумом;
• составить тематический план работы над проектом;
• организовать воспитательно-образовательную деятельность с детьми в соответствии с направлениями проекта;
• создать условия, способствующие формированию бережливой среды в группе;
• разработать визуализацию;
• определить перспективы развития проекта;
• обеспечить трансляцию опыта
Образовательные:
• развивать у детей бережливость по отношению к вещам, игрушкам;
• формировать у детей представления о бережливости;
• формировать привычку следить за опрятностью одежды;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливости.
Ресурсное обеспечение проекта:
Методическое:
В работе над проектом опиралась на парциальную программу социально-нравственного развития дошкольников «Я — человек» С. Козловой;
А также:
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155)
• Основная образовательная программа дошкольного образования;
• Парциальная образовательная программа «Берисветик»;
• Перспективное планирование;
• Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», научно-методическая литература, интернет-ресурс.
Диагностико-дидактическое:
Тематические презентации, иллюстрации, дидактические игры: «Что из чего сделано», «Магазин», «Я начну, а ты продолжи», «Научим куклу одеваться», игры-вкладыши, парные картинки.
Словесные игры «Так бывает или нет», «Карусель», «Добавь слово», «Путаница-перекличка», «Найди, что опишу».
Гигиенические игры и потешки.
Материально-техническое:
Интернет-ресурс, мультимедийное оборудование, полифункциональное оборудование пространства ДОО.
Несмотря на актуальность проекта, существует ряд рисков при его реализации.
Риски и пути их реализации
Риски Пути их решения
1. Недостаточный уровень компетенции участников проекта Изучение литературы, консультации
2. Низкая мотивация родителей (законных представителей) 1. Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности в рамках проекта;
2. Открытость деятельности участников проекта.
3. Сложности в организации работы с родителями в ходе реализации проекта (поделки, мини-презентации) 1. Использование индивидуального подхода;
2. Проведение специальных мероприятий, бесед по теме проекта.
Планируемые результаты и социальный эффект реализации проекта
• созданы благоприятные условия для каждого ребенка, посещающего детский сад;
• обеспечены условия комфорта в общении со сверстниками и взрослыми;
• определены пути воспитания бережливости у дошкольников.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Виды работ: определение проблематик проекта, разработка ведущей концепции идеи; разработка желаемой модели образовательной практики; планирование.
Результат этапа: мотивация, информационная и организационная готовность участников инновационного проекта к деятельности на практическом этапе.
Практический этап
Виды работ: разработка образовательного маршрута, проведение воспитательно-образовательной деятельности с детьми и родителями.
Результат этапа: построение образовательной практики.
Контрольно-оценочный этап
Виды работ: рефлексия деятельности, аналитико-экспертная работа по результатам проекта.
Результат этапа: оценка степени достижения цели проекта, принятие решения и перспектива проекта.
План-график
Этапы проекта Содержание деятельности Лента времени Ответственные
1. Подготовительный
1.1. Заполнение индивидуальных карт развития детей Октябрь 2020 г. Воспитатель группы
1.2. Методическое, материально-техническое обеспечение проекта (сбор литературы по данной теме, иллюстраций, картинок) Октябрь 2020 - май 2021 г. Воспитатель группы
1.3. Поэтапное планирование деятельности воспитателя в рамках проекта «Бережливые дошколята» Октябрь 2020 – май 2021 г. Воспитатель группы
1.4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта Ноябрь 2020 г. Воспитатель группы
2. Практический 2.1. Реализация плана работы в рамках проекта
- чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Л. Воронкова «Маша-растеряша», А. Барто «Девочка чумазая» и др.);
- рассматривание иллюстраций по теме;
- «Книжкина больница» (ремонт книг);
- просмотр видеороликов «Уроки бережливости»;
- экскурсии по территории детского сада;
- создание альбома «Игрушки родителей»;
- изготовление книг своими руками;
- беседы;
- конспекты занятий;
- дидактические игры;
- проведение акций «Книге и игрушкам – вторая жизнь»;
- изготовление альбома «Бережливые Семицветики»;
- тематические занятия, развлечения совместно с родителями.
2.2. Изготовление методической продукции, планы, конспекты. Ноябрь 2020 г. – май 2021 г. Воспитатель группы
2.3. Взаимодействие с родителями, направленное на ознакомление с бережливым производством в группе и ДОУ.
- анкетирование «Что мы знаем о бережливом производстве»;
- консультация «Система 5S»;
- изготовление игрушек из тряпочек и подручного материала»;
- создание альбомов «Мои семейные фото и игрушки»;
- мини-проекты родителей «Мои любимые
игрушки», «Мое любимое платье»;
- изготовление поделок из фантиков «Сладости и красота». Ноябрь 2020 г. – май 2021 г. Зам. Заведующего по ВМР
3. Контрольно-оценочный 3.1. Анализ проделанной работы в рамках проекта «Воспитание бережливого дошкольника».
- анкетирование родителей;
- аналитика индивидуальных карт развития детей;
3.2. Экспертиза предметно-пространственной среды и методической продукции.
- мини-выставка продуктов детской деятельности;
- альбом «Бережливые Семицветики»;
- минипроекты родителей Апрель – май 2021 г. Воспитатель группы
3.3. Трансляция опыта через интернет-сайт Май 2021 г. Воспитатель группы
Показатели результативности
- Дети берегут и ценят окружающие предметы;
- Контролируют свои потребности;
- Убирают вещи и игрушки, бережно относятся к ним;
- Берегут книги;
- Знают алгоритмы одевания и раздевания.
Перспектива
- Продолжать работу по формированию бережливости у дошкольников;
- Формировать у детей элементарные знания о способах экономии;
- использовать в работе с детьми систему «Ежи»;
- Расширять знания о доходах и расходах, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семьи.
Список литературы:
- Основная образовательная программа ДОО;
- Рабочая программа воспитателя;
- парциальная программа «Берисветик»
- Сказка про бережливость (detskiychas.ru)