Юлия Должикова
Проект «Пешеходы-малыши» для детей первой младшей группы
Краткосрочный познавательно-игровой проект по формированию первичных знаний о правилах поведения на дороге
для детей первой младшей группы.
Актуальность:
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей с раннего возраста правилам дорожного движения несомненна. Ребенку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является дети. Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом «Пешеходы-малыши», посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Публикация «Проект „Пешеходы-малыши“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
Предмет исследования: формировать знания детей о транспорте, дать элементарные представления о правилах дорожного движения.
Проблема исследования:
Незнание детьми разновидностей транспортных средств, правил дорожного движения, световых сигналов светофора.
Гипотеза исследования: теоретический анализ литературы по формированию знаний детей о транспорте, элементарных представлений о правилах дорожного движения, позволил нам предположить, что проведение серии образовательной деятельности будет способствовать:
1. Формированию начальных представлений о различных видах транспорта, составных частей машины, правилах безопасного поведения на проезжей части, знания световых сигналов светофора.
2. Родители будут внимательнее относиться к воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Цель:
формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах.
Задачи:
1. Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге,
2. Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).
3. Дать детям представление о разновидностях транспорта.
4. Познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом.
5. Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
Тип проекта :
Краткосрочный: 1 неделя
Вид проекта : игровой, информационный.
Сроки проведения:
Групповой
Доминирующая в проекте образовательная область: социально-коммуникативное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Число участников проекта : дети младшего дошкольного возраста (2-3 года) – родители (законные представители) воспитанников младшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ;
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)
Тематическое поле: Формирование основ безопасности.
Ожидаемые результаты проекта :
1. У детей будут сформированы начальные представления о различных видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице. Они будут знать:
- Назначение светофора и каждого цвета его сигнала;
- Какой транспорт передвигается по дороге
- Значения слов: «пешеходный переход», «пешеход», «светофор»
2. Будут сформированы игровые умения, интерес к различным видам игр.
3. Родители будут внимательнее относиться к воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД :
Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, светофор, рули. Наглядно-дидактические пособия: плакат по безопасности дорожного движения, картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых)
Этапы работы над проектом «Пешеходы-малыши»
1 этап – Подготовительный.
Задачи:
Обозначить цель и задачи проекта.
Подобрать информационный материал по теме проекта.
Подобрать видео- и аудиоматериал, книги и иллюстрации.
Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству с ДОУ.
Подготовка стихотворений, загадок, игр, на тему транспорт, ПДД, иллюстративный материал.
Подготовка атрибутов для игр, непосредственная образовательная деятельность (НОД).
3. Подготовка консультаций для родителей.
Второй этап – основной.
Задачи:
Создать развивающую среду по теме проекта.
Оформить выставку книг ;
Подобрать дидактические, настольно-печатные игры, картотеки.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Работа с детьми: НОД, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественных произведений, продуктивные виды деятельности.
Работа с родителями: консультации, беседы, оформление папок-передвижек.
Третий этап – итоговый (заключительный).
Задачи:
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
обобщение материалов проекта; сбор и обработка методических и практических материалов.
Представление презентации по проекту.
Размещение информации на сайт ДОУ.
Проведение выставки работ, анализ результатов деятельности.
План реализации проекта «Пешеходы-малыши»
Понедельник
№ п/п Направление работы Целевые ориентиры
«Знакомство с улицей» формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе; дать элементарные знания о правилах поведения на улице; уточнить понятие «пассажир».
Рассматривание иллюстраций «На улице города». Учить детей узнавать изображения на картинке (транспорт, дорога, светофор, пешеходы) Отвечать на вопрос «Что это?». Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Знакомить с правилами безопасности собственной жизнедеятельности
Подвижная игра «Воробушки и автомобили» учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, слушать сигналы воспитателя.
Наблюдение на прогулке за автобусом учить различать транспорт по внешнему виду; называть основные части автомобиля; закреплять навыки поведения в автобусе.
Дидактическая игра «Собери автомобиль» (разрезные картинки) Учить детей составлять одно целое из 2-х частей, учить различать собранный вид транспорта.
Вторник
№ п/п Направление работы Целевые ориентиры
Беседа по картинкам «Светофор» Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; красный сигнал светофора нужно стоять, на зеленый - двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку).
Беседа по картинкам «Пешеходный переход» Выработать привычку ходить в строго определенном месте и понимание того, что на дорогу выходить нельзя
Дидактическая игра «Собери Светофор» закрепить представление о назначении светофора, его сигналах. Учить собирать целое из частей по образцу.
Подвижная игра «Светофор» развивать умение детей реагировать на определенные сигналы светофора. Закреплять умение детей сопоставлять действия с сигналом светофора.
Чтение стихотворения З. Березиной «Светофор – друг пешехода» Формировать и систематизировать знания детей о назначении светофора, его сигналов через художественное слово.
Наблюдение за светофором познакомить детей с работой светофора, познакомить детей с работой светофора, закрепить знания о цветах светофора, воспитание чувства ответственности.
Конспект НОД аппликация «Светофор»
Познакомить детей со светофором, объяснить для чего он нужен; учить наклеивать круги на прямоугольник, чередуя их последовательность (красный, желтый, зеленый); объяснить, что обозначает каждый свет светофора;
упражнять в применении правильных приемов наклеивания.
Среда
№ п/п Направление работы Целевые ориентиры
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на автобусе»
Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества.
Дидактическая игра «Гаражи для автомобилей» Учить детей находить машину, гараж и дверь, идентичные по цвету, сопоставлять цвет гаража, двери и цвет машины и называть цвета.
Игровая ситуация «Научим зайчика переходить дорогу»
формировать представления детей о светофоре, его действиях в регулировании дорожного движения; закреплять знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный); воспитывать навык правильного поведения на дороге.
«Рассматривание игрушечных машин»
Побуждать детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, а так же основные части: кабину, руль, кузов, колёса; называть цвет кузова, кабины. Способствовать развитию речи, внимания.
Пальчиковая гимнастика «Называть я транспорт буду» Развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук.
Четверг
№ п/п Направление работы
Целевые ориентиры
«Легковые и грузовые машины»
учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, а так же их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна; учить описывать разные игрушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику.
Игра – инсценировка «Как машина, зверят, катала»
Учить детей участвовать в инсценировке рассказа; знакомить с порядковым счётом, закреплять знание цветов; активизировать в речи детей наречия вперёд, назад и прилагательные (названия цветов, закреплять названия животных, их характерные особенности; вызвать желание оказывать друг другу помощь, поощрять активность, интерес к музыкально - ритмическим играм;
Игра круги-Луллия «Чей транспорт?» упражнять детей в классификации транспортных средств по способу,
месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие
транспортные средства, профессии людей на транспорте.
«Строительство грузовой машины» Закреплять умение создавать из строительного материала простейшие модели реальных объектов; учить детей сооружать постройки из строительного материала, делать её устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. Развивать воображение, мышление, память, речевую активность. Воспитывать интерес к конструированию.
Конспект экскурсии к проезжей части
Формировать представление об улице, дороге, транспорте. Активизировать в речи слова : «грузовой», «легковой», «тротуар», «проезжая часть», «пешеход», «пассажирский». Формировать элементарные правила поведения на дороге.
Пятница
№ п/п Направление работы Целевые ориентиры
Дидактические игры на липучках «Транспорт» Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека.
Игра-ситуация «Как Мишутка на день рождения спешил» Закреплять представления об улице, пешеходном переходе, светофоре. Развивать умение наблюдать, делать выводы
Воспитывать умение правильно вести себя на улице, вырабатывать ответственное отношение к ПДД.
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»
Ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.
Физминутки: «Мы – шоферы», «Пешеходы»
совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью
Итоговое мероприятие: Развлечение по ПДД
Путешествие медвежонка Мишутки в страну правил дорожного движения.
Перспективное планирование реализации
проекта «Пешеходы-малыши» с родителями
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 –работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является создание условий для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения. Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма носит разноплановый характер и не ограничивается рамками детского сада. Используются различные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Главная тенденция - это использование эффективных форм и методов.
№ п/п Содержание работы Сроки
Консультация для родителей «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Беседа с родителями «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Буклет «Безопасность на дорогах»
Беседа «Стань заметней на дороге. Что такое фликер?»
Буклет «Фликеры. Детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!»
Консультация «Безопасность ребенка при перевозке в автомобиле»
Консультация «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Заключение:
Реализация данного проекта позволила начать формировать необходимые представления о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах даже у таких маленьких детей. Ведь именно в раннем, почти неосознанном возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.
Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.)
Специально для малышей была подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулок, игр. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения. Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых.