Елена Дегтярева
Проект «Перелетные птицы Урала»
▼ Скачать
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Отдел образования администрации Орджоникидзевского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 134
Тема проекта : «Перелетные птицы Урала»
г. Екатеринбург, 2013
Публикация «Проект „Перелетные птицы Урала“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Природа Урала: животные и растения
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Проект «Перелетные птицы Урала»
Актуальность проекта : В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект «Перелетные птицы Урала»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в старшей группе -тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».
Вид проекта : исследовательско -, познавательный.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников старшей группы
Возраст детей:-5- 6лет.
Сроки реализации: с «21. 10.2013 по 25.10.2013г. - краткосрочный проект.
Основополагающий вопрос :Кто такие перелетные птицы?
Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.
Цель: Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала. Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе «Перелетные птицы Урала.
Задачи
1. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе- климатических природных изменениях, состоянии неживой природы, последовательности изменений в среде обитания и жизни растений и птиц
2. Продолжить расширять и углублять представления о птицах, как о живых существах (внешнем виде, различии и сходстве в структуре и внешнем виде привычках, подводить к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений. Уточнять и дифференцировать представления о некоторых структурных особенностях (различии в строении клюва, лапок, цвете оперения, покрытости перьями, на ярких и близких детям примерах (жаворонок, горихвостка, пеночка, трясогуска,иволга, соловей, кукушка,утка,зяблик)
3. Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире (сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений.
4. Вызвать интерес к птицам, создавать эмоционально- эстетический образ птиц посредством приобщения к произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства. Познакомить с произведениями народного фольклора, авторскими и народными сказками, поэзией, раскрывающими тему.
5. Способствовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и индивидуальных проявлений.
6. Развивать практические умения продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх); стимулировать создавать выразительные образы (пейзажи и предметные рисунки по теме, лепные работы, конструирование, проявлять собственное отношение.
7. Развивать связную речь (составлять описательные и повествовательные рассказы, обогащать словарь за счет слов, отражающих сезонные изменения.
8. Развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения и преобразования информации (кодирование символами, проведения интервью, обращение к различным источникам информации).развивать целеполагание, познавательные интересы (умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи, экспериментирование.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Инновационность : заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о перелетных птицах.
Взаимодействие детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности.
Воспитатель Дети
Погружение в проект
Формирует проблему проекта, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне,вживаются в ситуацию, принимают. Уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.
Организация деятельности.
Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует группы (помогает) группы детей, распределение ролей,
ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта;
предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
Осуществление деятельности.
При косвенном участии:
- при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
- обогащает знания детей, повышает их эрудицию,
-репетирует с детьми презентацию,
- обсуждает. Помогает. Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
- выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
-консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
-добывают необходимые и недостающие знания;
-фантазируют;
-готовят презентацию.
Презентация результатов.
Обобщает полученные результаты проекта и подводит итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого ребенка, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют:
-понимание проблемы, цели и задачи;
-умение планировать и осуществлять работу;
-найденные способы и решение проблемы;
-взаимную оценку в деятельности;
Проблемно- деятельный этап
Образовательные области. Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности. Организация деятельности в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды).
Социализация Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес», «Зоопарк».
Словесные игры: «Улетели птицы», «Уточка», «Кто, как поет» (ИКТ, «Какая птичка».(ИКТ)
Игры драматизации по программным произведениям.
Экологические игры: «Где чей домик?», «Чей нос лучше?» (ИКТ)
Дидактические игры:
«Зимующие и перелётные птицы»
«Летает, плавает, бежит»
«Откуда птица прилетела?»
«Узнай по голосу» (ИКТ)
Настольно-печатные игры:
Лото «Птицы»
Разрезные картинки,
Найди 5 отличий,
Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
Дидактические игры:
«Кто где живёт»
«Чей клюв?»
Физическая культура. Подвижные игры на площадке.
«Летал, летал воробей»
«Сова»
«Лягушки и цапли»
«Кукушка»
Правила поведения в природе Подвижные игры на площадке.
«Зайди в свой домик»
Найди пару»
«Стая»
Познание НОД
-«Перелетные птицы— Урала»
-«Птицы Урала»
Беседы:
-какие птицы посещают деревья садов и нашего участка
-о пользе птиц в природе
-птицы, что изменилось в поведении осенью?
- Проблемные ситуации:
-Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
-Когда воздух можно почувствовать?
-Как воздух помогает птицам летать?
-Какие птицы посещают деревья садов и нашего участка Тематическое занятие по теме: «Птицы Урала»
Наблюдение за стаями птиц-летящие клином, стаей, дугой. (ИКТ)
Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»
Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»
Конструирование
«Зяблик» из бумаги на дереве?
Экспериментальная деятельность:
Пословица – Как с гуся вода.
Почему мы так говорим?
Рассматривание альбома «Всё о птицах» «Красная книга»
Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
. Целевые прогулки. Наблюдения за отлетом первых птиц—грачей, скворцов
Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»
Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц
Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»
Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»
Наблюдение за стаями птиц-летящие клином, стаей, дугой Рассматривание энциклопедий.
Составление альбома «Птицы нашего края
Рассматривание коллекций пера и пуха птиц.
Модели признаков перелетных птиц.
Модели насекомых которыми они питаются.
Коллекции зерновых культур.
Коммуникация Составление описательных рассказов о природе, о птицах.
Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…»
Беседа: Птицы, что изменилось в поведении осенью? «Почему птиц стало меньше?»
Составление рассказов о бережном отношении к птицам. Придумывание загадок детьми
Отгадывание загадок.
Словотворчество. совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина» Рассматривание альбома «Перелетные птицы», открытки, фотографии, иллюстрации.
Чтение художественной литературы Чтение стихов, рассказов, сказок о, птицах.
Т. Волжина. «Где чей дом?»
Е. Благинина. «Стрижи»
Чтение и пересказ Л. Яхнин «Дятел»
Русск. нар сказки Кукушка»
Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка» Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.
Художественное творчество Конструирование
«Зяблик» из бумаги
Рисование
«Отлёт птиц»
Лепка.
«Птички—игрушки»
Игровая ситуация «Клён и птицы»
Составление композиции птицы - из сухих листьев.
Рисование
«Птица у моего окна» Лепка птиц по схемам
Лепка из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание.
Раскрашивание силуэтов птиц в тематическом альбоме.
Музыка Прослушивание музыкальных произведений по теме, имитация движений под музыку (игра «Птицы»). Аудиозаписи с голосами перелетных птиц.
Взаимодействие с родителями. Посещение зоопарка, краеведческого музея.
Наблюдение за птицами во время
прогулок в выходные дни.
Презентация проекта «Перелетные птицы Урала» \
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.