Ирина Богданова
Педагогический проект «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию творческих способностей.
• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая Масленица».
Аннотация проекта
Публикация «Педагогический проект „Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка. Продуктивные виды деятельности способствуют проявлению фантазии.
Проект основан на интеграции образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание»
Задачи проекта.
• Создание эмоционально-положительного настроения.
• Развитие интереса к народному творчеству.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Активизация словаря.
• Развитие у детей навыков совместной деятельности.
Образовательные:
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской,
Филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
• Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
3
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Закрепить умение сочетать движения и речь.
• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской,
городецкой, гжельской росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие :
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь:
растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
4
Актуальность проекта :
• Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве.
• Дети неуверенно используют обобщающие понятия.
Проблема:
• У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей гжели, хохломы, каргополя.
• У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Методы проекта.
• Наглядный
• Продуктивный
Этапы внедрения проекта.
1. Организационно подготовительный (январь).
2. Практический (февраль).
3. Заключительный (март).
Схема реализации проекта
Организационно-подготовительный этап.
Программное мероприятие.
1. Разработка плана проекта по видам деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и конструктивной.
2. Изучение методической литературы по теме проекта.
3. Создание предметно – развивающей среды в группе по теме проекта : оформление «Уголка творчества», оформление «Мини музея народного творчества», изготовление кормушек родителями, подготовка информационных материалов для родителей.
5
Схема реализации проекта
Виды деятельности: Непосредственно-образовательная деятельность через игровую.
• Дидактические игры:
«Обведи элемент», «Обведи и раскрась» «Слепи свою тарелочку», «Собери целое», «Найди пару», «Раскрась игрушку», «Бисера - плетение».
• Беседы:
«Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам». «Городецкие мастера», «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивом росписи гжель, «Госпожа честная Масленица».
Развитие речи :
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература:
• Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). • Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
Музыкальная деятельность:
Разучивание потешек, песен о Масленице.
Изобразительная деятельность:
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Дымковская барыня», «Матрешки», «Сказочные птицы».
• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
• Посуда «Гжель» (чайник, «Хохлома» (тарелки, кувшин, «Городецкая роспись» (кувшин, декоративные досточки).
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», посуда «Хохлома».
Аппликация: «Декоративное плетение», «Цветы», «Кружево»
Конструирование: «Атрибуты к театру» (роспись кукол, декоративные деревья, «Пеленашки».
Коллективные работы: «Роспись платка», «Весенние узоры».
6
Заключительный этап.
Программное мероприятие:
1. Обработка проекта, подготовка проекта к презентации.
2. Конкурс среди родителей на чучело Масленицы.
3. Организация совместной с родителями мастерской «Народное творчество».
4. Выставка мини-музея «Декоративно-прикладное искусство».
Итоги проекта.
• Реализация проекта осуществлялась с учетом принципов систематичности, учета возрастных особенностей, интеграции, координации деятельности, преемственности, взаимодействия педагога с детьми и родителями в условиях детского сада.
• В группе разработан перспективный план работы по продуктивной деятельности детей. Работа по проекту органично вписалась в педагогический процесс. Продуктивная деятельность стала частью интегрированных занятий.
• При организации видов деятельности учитывались желание, потребности и интересы детей.
Уровень усвоение материала проекта по данной теме :
С целью выявления уровня усвоения детьми знаний о декоративно - прикладном искусстве и развитии творческих способностей провела диагностику.
Анализ результатов педагогической диагностики показывает положительную динамику уровня знаний воспитанников о декоративно-прикладном искусстве и успешном применении этих знаний в технике и умении рисования.
7
Результат проекта :
• У детей отмечено повышение уровня развития сенсомоторных навыков
• Удалось привлечь родителей к реализации данного проекта.
• Дети научились использовать материалы организованного в группе «Уголка творчества» и «Мини музея» в самостоятельной продуктивной деятельности.
• Создана эмоционально благоприятная среда для установления гармоничных отношений между взрослыми и детьми.