Лариса Кошкина
Проект «Пазлы — даем вторую жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пазлы — даем вторую жизнь»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко».
Проект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
«Пазлы – даем вторую жизнь»
Разработала:
Кошкина Лариса Викторовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
гр. №3 «Земляничка»
г. Бердск, 2022
Публикация «Проект „Пазлы — даем вторую жизнь“» размещена в разделах
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Объект исследования: пазлы – игра-головоломка
Введение
Пазл, складная картинка, мозаика (англ. jigsaw puzzle) — игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы. Его принято считать одной из самых доступных игр, развивающих мышление, внимание, память, воображение и познавательные способности человека. Также развивается образное и логическое мышление, произвольное внимание, восприятие, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук.
Современный мир сложно представить без настольных игр для детей и их родителей. Разновидностей игр придумано множество, но есть среди них одна незатейливая игра, завоевавшая огромную популярность во всем мире, речь идет о пазлах.
Актуальность проекта заключается в том, что любая вещь когда-нибудь становится ненужной. Вот и у нас в группе все пазлы уже собраны не раз, «разгаданы», а некоторые уже давно потерялись. Чтобы неполные коробки просто так не лежали, мы решили подарить им «вторую жизнь».
Гипотеза: собранные пазлы-потеряшки можно использовать для изготовления полезных поделок.
Название проекта : «Пазлы – даем вторую жизнь».
Вид проекта : групповой познавательно – творческий, поисково-исследовательский.
Участники проекта : дети - родители – педагоги – общественность.
Возрастная группа: подготовительный к школе возраст
Цель: изучить все о пазлах и найти им «вторую жизнь»
Задачи:
1. Расширять и обобщать знания об истории создания пазлов, их видах и разновидностях.
2. Развивать навыки взаимодействия в мини-группах (умения вести координированный диалог между собой, преследуя и достигая поставленную цель);
3. Развивать поисково-исследовательской деятельности детей (умения планировать этапы своих действий, предполагать, делать выводы, находить необходимую информацию для реализации своих планов);
4. Развивать у детей познавательную и речевую активность, творческие способности;
5. Поддержать детскую инициативу в создании новых идей.
6. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми
Сроки проекта
Начало проекта : 1 ноября 2022г.
Окончание проекта : 30 ноября 2022г.
Продукты проекта : изготовление поделок из собранных пазлов
Ожидаемые результаты проекта
Дошкольники:
знают историю создания пазлов;
проявляют интерес к созданию творческих работ;
способны самостоятельно находить применения пазлам;
используют в речи слова, расширяющие их словарный запас.
Родители:
проявляют заинтересованность в создании и реализации проекта
Области развития: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
План мероприятий по реализации проекта.
Подготовительный этап (1-3ноября 2022г).
1. Изучение методической литературы, подбор и разработка необходимых материалов (бесед, игр, а также подбор пазлов, материального оснащения).
2. Планирование совместной работы с детьми и родителями.
Кошкина Л. В., родители
Основной этап (7 – 25 ноября 2022г.)
Дети
1. Привлечение детей к изучению истории создания пазлов;
2. Создание макета Новосибирской области из пазлов;
3. Создание падарков мамам с использования пазлов.
Заключительный этап (26-30 ноября 2022г.)
Выставка в группе.
Тематические занятия:
Дидактическое пособие- пазл «Карта России»;
Дидактическая игра «Геометрический пазл»;
Игры – лото «Пазлы по ПДД»;
Напольные пазлы
Создание выставки:
Создание макета Новосибирской области из пазлов;
Создание фоторамок ко Дню Матери;
Оформление проекта «Пазлам – вторую жизнь»
Родители
-Участие в подборе фактов об истории возникновения пазлов;
-Участие в сборе материала для выставки в группе.
Реализация проекта :
Постановка проблемы:
Что мы знаем о пазлах?
Что хотим узнать?
Что надо для этого сделать?
Как применить некомплектные пазлы?
Дети знали что: пазлы нужны для развития мозга, они бывают разной величины, формы и численности в коробке, их нельзя мочить, терять, на них разные картинки, они из картона.
Первым по плану было решено узнать:
1. Откуда появились пазлы?
2. Какие бывают пазлы (по форме, по материалу, по виду?
3. Как на пазлах появляется картинка?
Источником наших познаний стал интернет, энциклопедия и родительская общественность.
Как дать вторую жизнь?
Постановка проблемы: Дети обращают внимание на то, что по всей группе раскиданы пазлы (части). Ребята пытаются найти им место, но места не находят. Решают собрать все по коробочкам, но при пересчете понимают, что много деталей утеряно. Возникает вопрос: куда деть некомплектные пазлы? Кто-то предлагает просто их выкинуть. Ребята подумали и им стало жалко потраченных денег на пазлы. Так и возникла наша идея-дать пазлам вторую жизнь.
Спланировав следующий день и занеся план в таблицу, мы приступили к его осуществлению. Дети стали думать, как же все - таки использовать пазлы вторично. Идеи звучали разные, все они заносились в план. Покрасить пазлы в разные цвета, на другой стороне нанести другой рисунок, сделать игру, сделать рамку для картинок разной формы, театр, выкладывать фигуры животных, коробочку для скрепок, тарелочку для мелочи.
Так как приближается праздник День Матери, то было решено сделать фоторамки в подарок мамам. Для создания фоторамок было решено выбрать самые яркие пазлы. Сначала понадобились заготовки из обычного картона с прорезью для фотографий. Потом для эффекта ребята взяли обрезки самоклеющейся бумаги и обклеили свои фоторамки. Затем начали украшать яркими пазлами. В заключении сделали петельки и вставили фотографии с изображением мамы и ребенка, которые заранее принесли из дома. Получились очень яркие и красивые фоторамки. Дети остались очень довольны своими произведениями. Так как пазлов осталось еще очень много, то принялись за сознание новой работы.
Учитывая, что недавно у нас были мероприятия, посвященные 85-летию Новосибирской области, возникла идея создать в группе свою карту Новосибирской области. Работа кипела несколько дней, дети воплощали задуманное в жизнь. Сначала нам понадобилось основание карты в виде основы из пластика.
Дети работали мини-группами. Возникали разные спорные ситуации, обсуждая свои проблемы между собой ребята приходили к консенсусу.
К концу проекта наше ежедневное планирование выглядело красочно и на бумаге не осталось свободного места. Это говорит о том, что мы с ребятами провели продуктивные, насыщенные, живые три недели! В итоге семьи у которых не было пазлов дома, пошли и приобрели их и вечерами заняты их составлением. Те семьи у которых были такие же некомплектные пазлы, сделали дома мастерскую по изготовлению поделок из них. Ребята узнали, что материал из которого изготовлены пазлы в основном экологичный, и можно продлить им жизнь, сделать из них что-то полезное и не нанести вред планете.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования
2. Практическая деятельность
Приложение №1
История возникновения пазлов
Что такое пазл? Это игра-головоломка, представляющая собой мозаику, которую необходимо собрать в единое целое из множества фрагментов рисунка различной формы.
Когда же возникли пазлы?
В разных источниках можно прочитать разные версии возникновения пазлов.
По одной из версий, родиной пазлов является Германия, в которой в 18 веке наладили производство пазлов и их экспорт. Примером тому служит известная немецкая картина Джона Кладиуса Саррона, вырезанная Мартином Энгельбрехтом в Агсбурге в середине 19 века.
Согласно французской версии, пазлы были изобретены во Франции профессиональным педагогом мадам Бомон, которая была француженкой, но в период 1748 – 1762 жила и работала в Англии. Она была руководителем частной школы и выпускала сборник детских сказок. В этом сборнике сообщалось о новом методе обучения географии с помощью разрезанных деревянных карт. Датская версия гласит, что самые старинные пазлы сделаны в Нидерландах в начале 18 века из географических карт в качестве учебного пособия по географии.
Наиболее известным родоначальником паззлов считают Джона Спилсбери, члена Королевского географического общества, который в 1761 году разрезал карту Англии и Уэльса, разделенную на графства. Она была раскрашена вручную. Для изготовления пазла он начал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся сэндвич на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию.
Джон Спилсбери получил патент на свое изобретение и открыл магазин по продаже карт-паззлов, поставив таким образом, изготовление головоломок-пазлов на коммерческую основу. Элементы деревянных пазлов плохо состыковывались друг с другом и собранную картину, можно было легко разрушить неосторожным движением. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего, новинка прижилась, постепенно вышла за пределы учебных классов и превратилась в увлекательную забаву для аристократии. Первые пазлы Джона Спилсбери поступили в продажу в 1766 году. В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев.
Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки — портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события, даты известных людей, картины знаменитых художников. В 19 веке наблюдается снижение стоимости на пазлы. Это приводит к их большому распространению и популярности. Черно-белые тона меняются цветными, что усиливает интерес людей к «маленьким кирпичикам большого рисунка. Уже к середине 19 века благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону паззлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности паззлов во всем мире.
История возникновения пазлов в России
В России пазлы появились во второй четверти 19 века в Санкт-Петербурге и назывались «пузелями». Литограф и художник П. Вдовичев имел в Санкт-Петербурге собственную мастерскую детских игр. Он выпускал картинки, которые надо было раскрашивать, наклеивать на картонку и разрезать на кусочки, чтобы потом опять их складывать. Собирать пузеля считалось дорогим, салонным увлечением.
Однако пик популярности пазлов наступил в ХХ веке. Пазлы с художественными репродукциями стали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Игра стала популярным салонным развлечением в Европе. Стоит заметить, что в то время в России пазлы стоили невероятно дорого – ведь их приходилось везти из-за океана, а местные производители ещё не распробовали весь вкус от продаж иноземной забавы. Цветные головоломки из многочисленных деталей были доступны лишь узкому кругу избранных. С приходом Советской власти и вплоть до начала 90-ых годов о этих игрушках в нашей стране забыли – то ли потому что не успели пустить в дореволюционной России забаву в массы, то ли по каким-то идеологическим соображениям. Лишь редкие экземпляры достигали нашей страны, которые привозили советские дипломаты из заграничных командировок своим детям в подарок. В современной России выбор пазлов весьма большой, если не сказать огромный. Многочисленные дистрибьюторы, привозящие игрушки из Китая, Польши, Германии и других стран, обеспечивают громадный ассортимент.
Первое фабричное производство пазлов
В 1909 году в США фирма «Parker Brothers» открыла фабричное производство пазлов. Американские промышленники решили максимально удешевить производство паззлов и стали их изготавливать из картона. Это позволило существенно снизить их цену и, как следствие, привело к широкой популярности во всем мире. Пик популярности пазлов приходится в Америке в 1929-1933гг. В условиях перепроизводства товаров и нехватки денежной массы, инфляции, банкротства предприятий продажа пазлов достигла небывалой величины – 10 миллионов долларов в неделю. Паззлами были увлечены все слои населения. Производители выпускали еженедельный тематический паззл и устраивали конкурс среди любителей паззлов. Имена победителей публиковались в воскресных выпусках газет.
В Америке же во времена "Сухого Закона" доходило до того, что в крупных городах устраивались соревнования по сборке пазлов. Особенно интересны были командные состязания, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысяч деталей. Вместо репродукций часто брали достаточно фривольные картинки из иллюстрированных журналов, фотографии дорогих автомобилей, роскошных женщин, карикатуры и т. д. Говорят, что даже знаменитый гангстер Голландец Шульц любил на досуге собрать картинку-другую. Картинки использовались самые разные. В России, Украине и Европе предпочитались изображения на тему искусства, в Америке – фотографии автомобилей, женщин, иллюстрации популярных журналов. Сейчас, наверное, трудно придумать тематику, на которую бы не выпускались пазлы, но совершенно бесспорно одно: паззлы, претерпев множество изменений, и сегодня остаются для одних игрой и увлекательной забавой, для других – серьезным и предметным увлечением.
Приложение №2
Классификация пазлов
Существует следующая классификация пазлов :
1. по возрастному признаку;
2. по количеству элементов;
3. по размеру элементов;
4. по видам элементов;
5. по форме;
6. по материалу;
7. по месту для сбора
Пазлы для детей маленького возраста чаще всего производитель выпускает с небольшим количеством элементов, чаще всего они состоят из более крупных частей с четким ярким рисунком. На детских пазлах чаще всего изображают мультипликационных персонажей, или кадры из мультфильмов.
Кроме стандартных по внешнему виду эти головоломки могут быть как рамки – планшеты, книги – пазлы (на каждой страничке в углублении находится рисунок – подсказка, сверху которого уже выкладываются части пазла, мягкие коврики – пазл. Более простые пазлы, как правило, включают в себя и более простые рисунки, так как рассчитаны на более юную аудиторию (персонажи из сказок, мультфильмов, чем больше количество элементов пазлаа, тем, обычно, сложнее и замысловатее рисунок (пейзажи, фантастические сцены).
Пазлы для взрослых содержат большее количество элементов, более мелкие детали и более сложные рисунки. Эти пазлы требуют от собирающего их большей усидчивости, внимания, пространственного воображения. Процесс сбора картинки из пазла по мере взросления человека, собирающего их, переходит от развивающие – обучающего к захватывающе – увлекательному.
Пазлы по количеству элементов можно условно разделить на:
- простые пазлы (из 4-х – 54-х элементов,
- пазлы средней сложности (от 80-ти до 1000 элементов,
- сложные (от 1000 до 24 000 элементов).
Для поддержания интереса у людей, увлекающихся пазлами, производители выпускают элементы и других форм: овальной, треугольной, круглой, пазлов с текстурой (пробка, дерево, светящиеся пазлы (картинка начинает святиться с наступлением темноты или с помощью батарейки) и т. п
Пазлы по форме можно подразделить на: плоские (двухмерные) и объемные (трехмерные). Плоские пазлы являются в настоящий момент более классическими и распространенными. Из элементов двухмерных пазлов собирают двухмерные картины, которые также различаются еще и по форме (собранная картинка из пазлов может быть как круглой, так и квадратной, овальной и т. д.) и по характеру изображения (рисунок, фотография и т. п.).
Виды пазлов по размеру – от 4 штук для самых маленьких до картин из нескольких тысяч элементов. Самые распространенные «взрослые» пазлы – это «тысячные» (на самом деле в них содержится 1026 элемента, из 38 элементов в длину и 27 в ширину. На втором месте по популярности – это картины из 513 элементов – прямоугольники 27 на 19 кусочков. Пазля с количеством элементов, превышающим 260, ориентированы больше на взрослую аудиторию. Соответственно, на них могут быть изображены пейзажи, фантастические сцены. Бывают очень большие пазлы (свыше 6 тыс. элементов) обычно на них изображаются сцены из Библии, картины известных художников, старинные географические карты. На сборку такого пазла требуется довольно много времени.
Виды пазлов
Материалы при изготовлении паззл применяются различные - от привычного картона с матовым или глянцевым покрытием до объемных фигур из пластика, оргстекла и керамики. Красочные картинки могут состоять как из четырех или шести деталей, так и из нескольких тысяч, с прорисовкой мельчайших деталей, что порадует истинных пазломанов.
Картонные и деревянные пазлы
Помимо традиционных паззлов на картоне с разным количеством элементов и видом их нарезки: от распространённой и классической прямоугольной с выступами и выемками до треугольных, круглых, овальных кусочков, а также кусочков других форм, существуют также деревянные паззлы, изготовляемые из высокосортных пород дерева и покрытые экологически чистыми красками.
Такие головоломки предлагают для развития малышей уже с 1.5 лет. Они могут быть в виде плоской картинки или в виде кубиков. По тематике – самые разнообразные, но чаще всего – это животные.
Флуоресцентные или светящиеся паззлы, поверхность которых покрывается особым составом, аккумулирующим свет и заставляющим контуры основных элементов сюжета светится в темноте.
Объёмные голографические пазлы-шары
Объемные головоломки чаще всего просты в сборке, но могут отличаться по размерам и весу: от легких, в виде мягких игрушек, до массивных и тяжелых, в виде декора из керамики.
Объёмные голографические пазлы – где в зависимости от угла зрения меняется изображение картинки.
Паззлы-шары, представляют собой пластиковые шары со слегка вогнутыми деталями, при сборке образующими очень прочный шар, не нуждающийся в дополнительном склеивании, который может храниться на специальной подставке прилагающейся в комплекте.
Фактурные и велюровые паззлы
Фактурные пазлы, поверхность которых выполнена различны материалов, таких как пробка, дерево или японская бумага. Сбор такого пала способен подарить как эстетическое так и тактильное наслаждение.
Велюровые пазлы, поверхность которых покрыта бархатистым велюром очень приятны на ощупь.
Международная премия имени Спилсбери
Существует международная премия имени Спилсбери, которую вручают людям, внесшим значительный вклад в развитие признания головоломок. Так, в 2007 году эту премию получила американка Энн Уильямс за написание двух книг по истории пазлов и ряда статей по воздействию головоломок на массовую культуру.
Кстати, под термином puzzle, что значит «загадка», в англоязычном мире понимают вообще любые головоломки. А игру, о которой идет речь, называют jigsaw-puzzle — «лобзиковые» пазлы, имея в виду первоначальный деревянный материал для основы картинок, который распиливали лобзиком.
Приложение №3
Интересные факты из мира пазлов
Вес паззлов с числом элементов около 10 000 составляет более десятка килограмм.
Чем больше элементов, тем меньше деталь — но эта диаграмма справедлива, как правило, только для мозаик с размерами до 200 элементов. Свыше размеры всех элементов у мозаики с числом деталей в 500 и 10 000 одинаковы.
Размеры мозаики колеблются от небольших (около 50 кв. см, до очень больших (несколько квадратных метров). Например, стандартный размер мозаики из 500 элементов — 47х33 см. Существуют также мозаики из небольшого числа элементов (например, 70) с таким же размером — специально для маленьких детей.
Самый большой в мире пазл площадью около 24 кв. м, созданный из черепицы был собран в России. Сюжетом этого паззла послужила легендарная картина гениального Леонардо да Винчи Монна Лиза (Джоконда). В 2001 году в Либерии была выпущена в обращение серебряная монета, изготовленная в виде пазла и посвящённая знакам лунного календаря.
Датская студентка за 460 часов собрала самый большой в мире пазл
Датская студентка сложила из 74 тысяч крошечных фрагментов два огромных пазла. А ее последняя работа, которая так и называется — «Самый большой в мире пазл», состоит из 40 320 фрагментов, в длину насчитывает 680 см, в ширину — 192 см.
Приложение №4
Практическая часть
Воплощение наших идей:
У нас в группе много пазлов- потеряшек, с помощью которых мы решили воплотить свои идеи и подарить им «вторую жизнь». Для изготовления поделок в виде фоторамки для фотографии нам понадобились: пазлы, картон, полоски разноцветной самоклеющейся бумаги, фоамиран, блестки, клей ПВА, клей карандаш, клей-пистолет, джутовая веревка (бечевка) и канцелярский степлер.
Этапы работы создания фоторамки для мамы:
1. Сделать заготовки для фоторамок.
2. Наклеить полоски яркой самоклеющейся бумаги на заготовку.
3. Наклеить красивые пазлы на заготовку в разброс.
4. Украсить блестками и кусочками фоамирана пазлы.
5. Приклеить фотографию с мамой на вторую заготовку.
6. Приклеить петельку из джутовой веревки.
7. Соединить обе детали.
Для изготовления поделки Новосибирская область нам понадобились: пазлы, большой лист пластика, клей ПВА, тонкая бумага, пластилин, гуашь.
Этапы работы создания макета Новосибирской области:
1. Собрать картинки из пазлов (получились квадратные детали)
2. Наклеить детали на пластик с помощью клея ПВА.
3. Подобрать в пустые «окна» подходящие плазлы. (Это было самое трудоемкое)
4. Покрыть всю картину толстым слоем клея ПВА.
5. Наклеить сверху тонкие листы бумаги.
6. Покрасить всю картину зеленой гуашью.
7. Оформить картину по краям красным пластилином, а реки изобразить синим пластилином.
Вывод:
В результате работы у нас в группе появился макет Новосибирской области. Наши любимые мамы получили на память красивые подарки – фоторамки. Мы заметили, что в процессе изготовления различных нужных поделок из собранных пазлов, развиваются творческие способности, воображение и целеустремленность. Также улучшилось социально-коммуникативное взаимодействие между детьми.
Заключение исследования
В ходе реализации проекта ребята многое узнали о пазлах. Об их истории возникновения, какие интересные факты существуют и многое другое. На основании проделанной работы я сделала следующий вывод:
- собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и так далее; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику.
Таким образом, гипотеза моей работы подтвердилась, и пазлам действительно можно дать «вторую жизнь» .
Список источников
1.https://allforchildren.ru/g-index.php Сборник головоломок для детей
2. https://www.liveinternet.ru Статья об истории создании пазлов.
3. История пазлов. htpp ://www.puzzle.by/history.
4. Самый большой в мире пазл. htpp ://www.pari/news/puzzle.htm. свободный
5. Пазл. Материал из Википедии – свободной энциклопедии