Татьяна Величко
Проект «Пасхальные гуляния» для всех возрастных групп детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.
Публикация «Проект „Пасхальные гуляния“ для всех возрастных групп детского сада» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового художественно-эстетического образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и, как подчеркивают многие ученые, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности; к корням культуры, древних преданий и поверий. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку, движение и народные промыслы. В соединении этих компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств.
Как показали исследования, детям порой бывают недоступны многие обряды, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а глубинная сущность и тот смысл, который придавался нашими предками, для них остаются закрытыми, и они часто истолковывают их по-своему.
Решению этой проблемы и служит данный проект по ознакомлению детей с народными традициями и обрядами празднования православного праздника Светлого Христова Воскресения.
ЦЕЛЬ
Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднования Светлого Христова Воскресения средствами литературы, музыки, изобразительной и двигательной деятельности.
ЗАДАЧИ
• Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Пасхи, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.
• Знакомить детей с традициями и обрядами, сопровождающими Светлое Христово Воскресение, а также с народными промыслами (роспись яиц, вышивание рушников, украшение куличей).
• Формировать основы эстетического сознания, художественного вкуса.
• Способствовать формированию личности ребенка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).
• Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к народным праздничным традициям и обычаям.
• Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресение», «гулянье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
• Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Образцы народных промыслов.
• Народные костюмы.
• Выставка «Пасхальное чудо».
• Иллюстрации.
• Методическая литература.
• Диск «Саракташские звоны».
• Видео-материал «Свято-Троицкая обитель Милосердия» (Саракташ).
• Детские музыкальные инструменты.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Дети дошкольного возраста.
• Воспитатели возрастных групп.
• Специалисты.
• Администрация.
• Родители воспитанников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Сформировать представления у детей о праздновании православной Пасхи.
• Проведение массового гуляния «Светлое Христово Воскресение».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Теоретически – консультативный (изучение методической литературы).
2. Подготовительный (сбор материалов, изготовление пособий, атрибутов, декораций).
3. Анализирующий (выяснение уровня сформированности у детей представлений о празднике Пасха).
4. Ознакомительно-формирующий (циклы занятий в различных образовательных областях по данной проблеме).
5. Уточняющий (коррекционная работа на промежуточном этапе).
6. Оформление выставки «Пасхальное чудо».
7. Массовое гуляние «Светлое Христово Воскресение».
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Совместная деятельность педагогов и детей.
2. Взаимодействие педагогов.
3. Взаимодействие с родителями.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Образовательная область Содержание
Чтение художественной литературы Ф. Тютчев «Весенние воды»
В. Жуковский «Жаворонок»
Я. Ролонский «Пасхальные вести»
К. Случевский «Воскрес»
К. Бальмонт «Вербы»
А. Пушкин «Великопостная молитва»
А. Майков «Христос Воскрес!»
С. Есенин «Пасхальный Благовест»
Познание Цикл бесед «Праздник всех праздников», «Как на Руси играли», «Пасхальные обряды», «Весенние народные гулянья».
Коммуникация Рассматривание картин:
И. Левитан «Весна»
В. Башкеев «Голубая весна»
П. Александров «Катание на деревянных качелях. Пасха»
Б. Кустодиев «Крестьянский ход»
В. Маковский «Молебен на Пасхе»
Н. Плахов «Освящение семян»
К. Савицкий «Встреча иконы»
Художественное творчество Рисование «Вербочки»
Роспись пасхальных яиц
Рисование «Солнце и солнечный день»
Изготовление корзиночек-подставок для яиц
Изготовление праздничных открыток
Коллективная работа «Крашенки да писанки»
Музыка Слушание:
«Саракташские звоны»
П. Чайковский «Весна», «Март. Песня жаворонка»
А. Вивальди «Весна», «Приход весны»
С. Майкапар «Весною»
Р. Глиэр,сл. А. Блока «Вербочки»
Пение:
Е. Матвиенко «Пасхальная песенка»
А. Филиппенко «Тает снег»
Р. н. п. «Где был, Иванушка?»
А. Филиппенко «Курочка»
Хороводы:
«Вот весна уже пришла» р. н. п.
«Цветочки на лужочке»
Игры с пением:
«Как из-под горы» р. н. м.
«Гори-гори ясно» р. н. м.
Пляски:
«Цветы» Е. Михайленко
«Кадриль с ложками» р. н. м.
Физическая культура Подвижные игры:
«Жмурки», «Горелки», «Прятки», «Пронеси вербочку», «Малечина-калечина», «Вербохлест», «Карусель», «Прокати яйцо», «У кого дольше яйцо прокрутиться», «Гостинчик».
Социализация Цикл бесед:
«Как на Руси готовились к Пасхе»
«Как мы отмечали праздник Пасхи дома»
«Что я знаю о празднике Пасха»
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Наглядные материалы в родительских уголках:
«Об истории празднования Пасхи»
«Что рассказать детям о празднике»
«Рецепты пасхальной выпечки»
«Красим яйца с детьми»
2. Участие в сборе экспонатов для выставки «Пасхальное чудо».
3. Помощь в изготовлении атрибутов и декораций к празднику.
4. Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных текстов.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
1. Устный журнал «Светлое Христово Воскресение. Детям о празднике и праздновании».
2. Разработка сценариев и планов-конспектов мероприятий.
3. Изготовление атрибутов и декораций.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО ГУЛЯНИЯ
«СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ»
Циклограмма деятельности музыкального руководителя
9.15 – 9.35 9.45 – 10.05 10.15 – 10.35 10.45 – 11.05
младшая средняя старшая подготовительная
Циклограмма деятельности воспитателя по физической культуре
9.15 – 9.35 9.45 – 10.05 10.15 – 10.35 10.45 – 11.05
старшая подготовительная младшая средняя
Циклограмма деятельности воспитателя по изодеятельности
9.15 – 9.35 9.45 – 10.05 10.15 – 10.35 10.45 – 11.05
подготовительная старшая средняя младшая
Циклограмма деятельности педагога-психолога
9.15 – 9.35 9.45 – 10.05 10.15 – 10.35 10.45 – 11.05
средняя младшая подготовительная старшая
План мероприятий массового гуляния
Музыкальный зал
9.15 –9.35 Младшая
Слушание «Колокольный звон»;
Пение «Курочка»;
Хороводы «Цветочки на лужочке»; «Вот весна уже пришла»;
Игра с колокольчиками
9.45 –10.05 Средняя
Слушание «Колокольный звон»;
Закличка «Солнышко»;
Пение «Тает снег»;
Хоровод «Веснянка»;
Игра с колокольчиками
10.15 -10.35 Старшая
Слушание «Саракташские звоны»;
Пение «Пасхальная песенка»;
Хороводы «Как из-под горы», «Гори-гори ясно»;
Пляска «Кадриль с ложками»;
Игра на ДМИ «Колокольный перезвон»
10.45-11.05 Подготовительная
Слушание «Саракташские звоны»;
Пение «Пасхальная песенка»;
Хороводы «Как из-под горы», «Гори-гори ясно»;
Пляска «Кадриль с ложками»;
Игра на ДМИ «Колокольный перезвон»
Физкультурный зал
9.15-9.35 Старшая
подвижные игры:
«Жмурки»,«Горелки»,«Малечина-калечина», «Вербохлест»
«У кого дольше яйцо прокрутиться», «Гостинчик»
9.45-10.05 Подготовительная
подвижные игры:
«Жмурки»,«Горелки»,«Малечина-калечина», «Вербохлест»
«У кого дольше яйцо прокрутиться», «Гостинчик»
10.15-10.35 младшая
Подвижные игры:
«Карусель»,«Прокати яйцо»,«Прятки»,«Пронеси вербочку»
10.45-11.05 средняя
Подвижные игры:
«Карусель»,«Прокати яйцо»,«Прятки»,«Пронеси вербочку»,«Гостинчик»
Кабинет изодеятельности
9.15 – 9.35 подготовительная
Посещение выставки «Пасхальное чудо»
Коллективная работа «Затейливые узоры для писанки»
9.45 – 10.05 старшая
Посещение выставки «Пасхальное чудо»
Коллективная работа «Затейливые узоры для писанки»
10.15 – 10.35 средняя
Посещение выставки «Пасхальное чудо»
Коллективная работа «Украсим яйцо к Пасхе»
10.45 – 11.05 младшая
Посещение выставки «Пасхальное чудо»
Коллективная работа «Узоры на яичке»
Кабинет педагога-психолога
9.15 – 9.35 средняя
Чтение стихов «Прощение», «Зло не победило»,«Завещал Господь любить»
Беседы о нравственных идеалах
9.45 – 10.05 младшая
Тренинг «Буду делать хорошо»
«Дружные дети»
10.15 – 10.35 подготовительная
Чтение стихов «Прощение», «Зло не победило»,«Завещал Господь любить», Лень-злодейка».
Беседы о нравственных идеалах
10.45 – 11.05 старшая
Чтение стихов «Прощение», «Зло не победило»,«Завещал Господь любить», Лень-злодейка».
Беседы о нравственных идеалах
ПАСХАЛЬНОЕ ГУЛЯНЬЕ
/младшая группа/
/дети входят в зал с цветами/
МУЗ. РУК: Вот закончилась зима,
Снова Пасха к нам пришла.
Выглянут подснежники,
Зацветет сирень,
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!
В этот день все ходят в церковь, несут цветы, зажигают свечи и радуются празднику. Давайте и мы пройдем в наши золотые ворота.
/дети идут друг за другом в воротики и встают в круг/
- А вокруг весна, и все ей рады: и цветочки, и пчелки, и птички и дети.
/ХОРОВОД «ЦВЕТОЧКИ НА ЛУЖОЧКЕ» муз. Величко/
- Сделаем красивую клумбу. /кладут в центр цветы/
- Послушайте, дети, что там звучит?
/фонограмма «Колокольный звон»/
- Да, это звонят колокола, о празднике всем извещают. Много колокольчиков одновременно играют, как будто разговаривают друг с другом. А вы хотите так поиграть?
/ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ/
- Мы в кружок теперь пойдем,
Плясовую заведем.
/ХОРОВОД «ВОТ ВЕСНА УЖЕ ПРИШЛА» р. н. м. /
/стук в дверь/- Кто стучится к нам, ребятки? /входит Курочка-воспитатель/ Это Курочка-хохлатка.
КУРОЧКА: Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Я ходила далеко,
А когда пришла назад –
Вижу – нет моих цыплят.
Где же мне их разыскать?
Кто мне может подсказать?
- Вот они, твои цыплятки. /показывает на детей/ Ждут тебя твои ребятки.
Пить и есть они хотят,
Вон как жалобно пищат.
/дети: «пи-пи-пи»/
/ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «ЦЫПЛЯТА» муз. Филиппенко/
КУРОЧКА: Молодцы, цыплятки. А я для вас снесла яички, не простые, а крашеные. Потому что сегодня праздник – Светлая Пасха.
/показывает детям корзинку с яйцами и приглашает детей пойти еще погулять; выходят из зала/
ПАСХАЛЬНОЕ ГУЛЯНЬЕ
/средняя группа/
/дети входят в зал, встают врассыпную/МУЗ. РУК: Вот закончилась зима,
Снова Пасха к нам пришла.
Выглянут подснежники,
Зацветет сирень,
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!
Не жалеет на Пасху тепла и света солнышко весеннее. Дарит всем свои лучики. Надо бы и его похвалить, закличку заводить.
/РЕЧЕВАЯ ИГРА «СОЛНЫШКО»/
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше (поднимают руки)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже (опускают руки)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется, (фонарики)
А под солнышком всем
Весело живется. (хлопки)
- Солнышко пригрело, снег растаял, прилетели птицы и запели песни.
/ПЕСНЯ «ТАЕТ СНЕГ» муз. Филиппенко/
- Распустились цветочки душистые. Благоухает все кругом, наполняется ароматом. А на Пасху этот аромат сливается еще и с благовониями от свечей, которые горят целый день в церкви.
Давайте и мы зажжем свечу, посмотрим на язычок огня и вдохнем ее чудесный аромат.
/зажигают свечу/
- А теперь цветы возьмем, в церковь с ними мы пойдем.
/проход в «церковные» врата/
- Распускается природа,
Зеленеет снова лес,
И цветочки, распустившись,
Говорят «Христос воскрес!»
/ПЛЯСКА С ЦВЕТАМИ ПО ПОКАЗУ – кладут цветы/
- Динь-дон, динь-дон!
Раздается звон, звон.
Он со всех сторон – звон,
Всех зовет на Пасху он!
/СЛУШАНИЕ «САРАКТАШСКИЕ ЗВОНЫ» - фонограмма/
- Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть смогла.
/ИГРА НА КОЛОКОЛЬЧИКАХ/
- Мы в кружок теперь пойдем,
Плясовую заведем.
/ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА» р. н. п. /
- Ваня, Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста.
Где, Иванушка, ты был?
Что на ярмарке купил?
/ПЕСНЯ – ИГРА «ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА?»/
КУРОЧКА (ребенок): Куд-кудах! Куд-кудах!
- Что-то курочка кудахчет, видно сказать что-то хочет.
КУРОЧКА: (выносит корзинку с яйцами) А я к светлой Пасхе снесла яички, не простые, а крашеные.
Вы их забирайте,
Христа прославляйте!
- А мы праздник продолжаем,
Вас на выставку приглашаем.
/дети выходят из зала/
ПАСХАЛЬНОЕ ГУЛЯНЬЕ
/старший дошкольный возраст/
/дети входят с цветами, встают врассыпную/
ДЕТИ:
1. Как радостно опять звучат
Нам птичьи переливы.
Они тепло в себе таят,
Весенний звон игривый!
2. И купала опять блестят,
На солнышке сверкают.
Волшебных куполов наряд
О Пасхе возвещает.
3. Она приходит с красотой,
С любовью чистой, нежной,
И озаряет нас с тобой
И светом, и надеждой.
4. Вновь станет на душе теплей,
Ручьи обиды смоют,
Под колокольный звон церквей
Встречаемся с весною!
5. Просыпается природа,
Зеленеет снова лес,
И цветочки, распустившись,
Говорят «Христос Воскрес!»
/ «ПАСХАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА»/
/под звуковую композицию «Церковный колокол звонит» - дети проходят в «церковные» ворота, встают в круг, кладут в центр цветы/
ДЕТИ:
1. Динь-дон, динь-дон!
Раздается звон, звон.
Он со всех сторон – звон,
Всех зовет на Пасху он!
2. Идите, спешите,
Радость всем несите!
На Пасху собирайтесь,
Чуду удивляйтесь!
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!
3. Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть смогла.
4. Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном воскресенья
Зазвучал со всех сторон!
- Давайте и мы попробуем изобразить звучание разных колоколов и колокольчиков.
/ ИГРА НА ДМИ «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН» (тарелки, треугольники, колокольчики разной величины)
- Ну, а после посещения церкви начинались гулянья. Выходили девушки да парни на зеленую лужайку, на молодую травку да затевали игры да пляски, песни да хороводы.
Ой, гора-гора-гора!
Начинается игра!
/ИГРА «КАК ИЗ-ПОД ГОРЫ» р. н. м. /
- В руки ложки мы возьмем,
Да кадриль плясать пойдем.
/ПЛЯСКА «КАДРИЛЬ С ЛОЖКАМИ» р. н. м. /
- А теперь, детвора,
Ждет нас новая игра.
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло!
/ИГРА «ГОРИ, ГОРИ, ЯСНО!» р. н. м. /
- Мы и пели, и играли,
А сюрприза не видали!
Вот вам корзинка,
В ней – крашеные яйца.
Вы их вкушайте,
Христа прославляйте!
/дети выходят из зала/