Наталья Николаевна Турко
Проект Парциальной образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
№
Раздел
Стр.
I.
Целевой раздел
Пояснительная записка
4
1.1.
Актуальность парциальной образовательной программы
4
1.2.
Цель и задачи парциальной образовательной программы
5
1.3
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
6
1.4
Возрастные характеристики развития детей
6
1.5
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
7
1.6
Публикация «Проект Парциальной образовательной программы» размещена в разделах
Обоснование выбора содержания парциальной программы
8
1.7
Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы
8
II.
Содержательный раздел
10
2.1
Тематическое планирование образовательной деятельности
10
2.2
Содержание парциальной образовательной программы
2.3.
Конспект образовательной деятельности
III.
Организационный раздел
3.1
Кадровое обеспечение программы
3.2
Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
3.3
Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания
3.4
Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
3.5
Организация развивающей предметно-пространственной среды
IV.
Дополнительный раздел
4.1
Презентация парциальной образовательной программы
V.
Литература
Приложение
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
Смыслом воспитания в современном обществе является взращивание человека свободного и творческого, способного самоопределяться и самореализовываться и в сфере профессиональной деятельности, и (что более важно) в рамках общечеловеческих ценностей. Под ценностями понимаются «человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, запечатленные в образе человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия, направленных на становление духовности» [2, с. 5]. Духовность человека определяется наличием духовных, интеллектуальных интересов, запросов, идеалов. Духовность означает связь с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью. Духовность общества включает в себя такие сферы как нравственность, искусство, религия и другие формы общественного сознания.
Духовно-нравственное воспитание является одной из ведущих задач дошкольного образования. Объективный аспект духовно-нравственного воспитания – это процесс организации совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей по становлению их нравственно-позитивной активности. В дошкольном возрасте закладываются основы системы духовно- нравственных ценностей, определяющей отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируется позитивное отношение к себе и к окружающим, явлениям и объектам природы, рукотворному миру и искусству. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о семейной иерархии, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Парциальная программа дошкольного образования «Родничок» (далее Программа) является светской, имеет интегрированный характер, основана на материалах, отражающих региональные особенности (история и культура родного села, его традиции).
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе исследования культурно-исторического и природного наследия родного края.
Задачи:
1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию и природе родного края, окружающим людям.
2. Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения объектов культуры, истории и природы родного края.
3. Формировать представление о традициях родного села в различные исторические периоды.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
Основополагающими подходами, осуществляемыми в процессе реализации программы являются :
1) культурно-исторический подход (осмысление культуры на различных исторических этапах (как общей, так и национальной, способствует сохранению общечеловеческих и национальных культурных корней, оказывает влияние на формирование современной культуры);
2) системно-деятельностный подход (реализация потребности в практической деятельности, направленной на запланированный результат, достижение цели и оценка как результата, так и процесса деятельности; деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка).
Содержание программы основано на следующих принципах:
1) принцип народности и культуросообразности - введение детей в культуру народностей и сословий, населяющих село;
2) принцип связанности детской деятельности с жизнью села (семьи) – изучение культуры и истории села посредством обращения к «жизни знаменитых людей» села;
3) принцип эстетизации развивающей среды и участия детей в преобразовании действительности – активное участие детей в организации и проведении традиционных праздников (разработка сценариев, дизайнерская деятельность, художественно-музыкальная деятельность, бытовая деятельность (красота и гармония в быту).
1.4 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, на которых рассчитана Программа
Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и основывается на особенностях развития дошкольников указанной возрастной группы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется внеситуативно-личностная форма общения, в процессе которого он ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Стремительное развитие внеситуативно-личностной формы общения ребенка в значительной мере обусловлено его опытом в игровой деятельности, в которой особенно высок интерес к взаимоотношениям людей, правилам поведения в обществе.
И в игровом общении, и в других специфических видах деятельности детей осуществляется обмен информацией, возникает функция планирования, происходит разделение и координация ролевых функций, т. е. формируются аспекты, позволяющие выполнять совместную деятельность, формирующие детское сообщество. Общение для старшего дошкольника имеет самостоятельную ценность, это вид деятельности, который отражает стремление ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстниками. Потребность в дружеских отношениях старших дошкольников очень высока, расширяется круг общения детей, возрастает устойчивость игровых объединений, возрастает сопричастность старших дошкольников к жизни группы.
В результате усвоения норм и правил поведения, у детей формируются этические мерки, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям.
Старшие дошкольники чрезвычайно чувствительны к особенностям взаимодействия со взрослыми: им уже недостаточно просто внимания взрослых и сотрудничества с ними, они стремятся к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию. Обогащенный опыт общения со взрослыми и сверстниками позволяет ребенку более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки, появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает оценивать свои личные нравственные качества и осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. На протяжении дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем себя. Ребенок старшего дошкольного возраста способен осознать себя и свое положение среди взрослых и сверстников, отношение окружающих к себе. Его оценочные суждения становятся более полными, детализированными, развернутыми. К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции – понимание ребенком разного отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников [3, с. 169].
1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста Программы
Достижения детей в результате освоения Программы, проявляются:
1) в навыках внеситуативно-личностного общения детей со взрослыми и сверстниками;
2) в умении создавать короткие монологи, отражающие его интерес к истории и культуре родного села;
3) в устойчивом интересе и потребности в исследовании родного края;
4) в потребности и навыках вовлечения в исследовательскую, дизайнерскую и др. деятельности сверстников, членов семьи;
5) в навыках «считывания» эмоционального состояния собеседника, сочувствия и сопереживания, сорадования;
6) в ценностном отношении ребенка к объектам исследования, гордости за принадлежность к людям, событиям родного села.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Содержание примерной основной образовательной программы «Из детства в отрочество» не предполагает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с особенностями малой родины. Между тем, именно на материале, который доступен ребенку для созерцания, исследования, обсуждения со сверстниками и взрослыми возможно сформировать духовно-нравственные ценности. Содержание парциальной программы разработано в контексте инвариантной части основной образовательной программы, но на культурно-историческом и природном наследии родного края (села).
Разнообразие видов деятельности по исследованию, преобразованию, охране наследия родного села позволяет формировать ценностные ориентиры: любовь к природе, гордость за историю родного села, интерес к людям которые прославляют, охраняют, приумножают богатство села.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы
Изучение в процессе наблюдения и анализ уровня развития духовно-нравственных качеств ребенка. Заполнение карты наблюдения.
«Семейный фотоальбом группы», представленный «семейными страничками», отражающими семейные отношения, профессиональные направления, интересы и традиции семьи.
Книга рассказов «Моя дружная семья», содержащая продукты литературного сочинительства детей и их иллюстрации к рассказам.
Коллективная выставка рисунков «Мое село - мой дом родной», отражающий детские приоритеты, демонстрирующий наиболее значимые для них достопримечательности родного села.
Фотовыставка «Защитники Отечества», отражающая участие селян в военных вехах России.
Создание фотоальбома «Степные растения Красной книги».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Модуль/Тема
Объём ОД (в мин.)
Способы реализации
Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности
Модуль 1. «Я в мире»
1.1
«Это я и вся моя семья»
30 мин
Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье; .
Коллективное взаимодействие:
Взаимодействие детей с родителями по подбору фотографий прошлых лет (изучаем альбомы бабушек и прабабушек).
Работа в малых подгруппах
Работа в детско-взрослых сообществах
Дизайнерская деятельность в семье - создание «семейной странички» для группового альбома.
Коммуникативная деятельность в семье - разработка проекта «Семья- это счастье, семья – это дом».
Коммуникативная деятельность в группе - представление «семейной странички» для группового альбома, рассказ о членах семьи
Экскурсионная деятельность - ознакомление с традиционными местами семейного отдыха.
1.2
«Дом, в котором я живу»
30 мин
Групповая деятельность
Работа в детско-взрослых сообществах по Оформлению страничек для выставки.
работа в малых подгруппах:
игровые упражнения-
Аппликация
Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для выставки – «Я и мои друзья»
. Коммуникативная деятельность- Беседа «Что такое дружба».
Коммуникативная деятельность- диалог «Как правильно дружить», «Кого мы называем другом».
Музыкально -художественная деятельность: прослушивание песен о дружбе
». Коммуникативная деятельность – диалог-«Чем я богат», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Продуктивная деятельность – аппликация «Подарок другу»
Музыкально -художественная деятельность- исполнение песен о дружбе.
Игровая деятельность: дидактическая игры «Поезд дружбы».
Продуктивная деятельность: рисование «Портрет друга».
1.3
«Мое село»
30мин
Групповая деятельность: беседа о названии села, географическом положении, герб, гимн.
.
Коллективное взаимодействие:
Взаимодействие детей с родителями по подбору фотографий прошлых лет (изучаем альбомы бабушек и прабабушек).
Работа в детско-взрослых сообществах по изобразительной деятельности
Коммуникативная -познавательная деятельность :беседа – «Малая Родина»
Чтение художественной литературы - произведение Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем».
Коллекционирование - сбор фотоматериалов «старое село», «современное село»
Изобразительная деятельность детей и родителей - оформление страничек для выставки «Мое село – мой дом родной»
Модуль 2. «Казак – это звучит гордо!».
2.1
Возникновение казачества
50 мин
Экскурсия: обзорная в краеведческий музей с. Ташлы.
До экскурсии: изучение семейных архивов, принадлежность семьи к определенным народностям и сословиям (совместная деятельность с родителями).
На экскурсии: изучение экспозиций.
После экскурсии: общение с детьми и взрослыми по содержанию экскурсии.
Рисование по мотивам экскурсии.
Познавательно-исследовательская деятельность :изучение семейных архивов.
Экскурсионная деятельность на экспозиции музея (природное наследие; быт селян (русская изба, татарская изба); жизнь замечательных людей: участники ВОВ).
Коммуникативная деятельность: беседа об истории возникновения казачества (казачьи корни, что за народ -казаки)
Семейный просмотр мультфильма «Казаки» совместный с родителями просмотр мультфильма, определение его жанра (исторический? юмористический? Какие реальные события отражены).
Художественно-творческая деятельность :рисование на тему "«Казачья форма»
2.2
«Служу Отечеству»
50 мин
Виртуальная экскурсия «По местам боевой славы
Совместная работа с родителями по сбору фотографий для выставки «Защитники отечества»
Экскурсионная деятельность :слайдовая презентация (участие казаков в воинах российской империи, в годы ВОВ)
Коммуникативная деятельность Беседа «Воинские боевые традиции»(конь как боевой товарищ)
«Продуктивная деятельность-организация фотовыставки «Защитники Отечества», отражающая участие селян в военных вехах России.
2.3
«Казачий быт»
25 мин
Экспозиция музея «Казачий курень:» домашняя утварь, казачий костюм,
Содержимое бабушкиного сундука
Выставка из семейных хранилищ
Работа по разъяснению детям незнакомых слов (кафтан, бешмет, зипун, горница, «джурма»)
Коммуникативная деятельность-Диалог о быте и
обычаях, укладе жизни казака.
Рассматривание иллюстраций с изображением традиционной одежды казаков (мужская, женская)
Чтение художественной литературы:
Чтение отрывка из стихотворения Н. Дика «Удалые казаки».
Фото сессия в казачьей одежде
2.4
Модуль 3. «Природа – это наши корни, начало нашей жизни».
3.1
Степные просторы
25 мин
Взаимодействие детей и родителей в семье: по сбор информации о растительности, животном мире и насекомых-
обитателей степи.
Групповая деятельность : работа с красной книгой Оренбуржья по исследованию сохранности популяции.
Познавательно-исследовательская деятельность :изучение состояния степной природы в реальной действительности (фотосъемка)
коммуникативная деятельность: обмен собранной информации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.
-диалоги- «Обитатели степей»;
Продуктивная деятельность: Создание фотоальбома «Степные растения Красной книги»
3.2
Лес – наше богатство
30 мин
Деятельность вне детского сада: опыт практической заботы о сохранении чистоты природы
Работа в малых подгруппах».
Групповая деятельность
Исследовательская деятельность -экологический проект «жалобная книга растений»
Продуктивная деятельность-Сбор гербария «Лекарство для бабушки»
Экологическая игра «Природа – это наши корни, начало нашей жизни». Знакомство с природой леса.
3.3
Уникальные природные памятники
30 мин
Виртуальная обзорная экскурсия: Экспозиция : Имангуловский камень, Песчайный холм Царь-бархан, живописные плессы озер стариц Муровое»
Рисование по мотивам экскурсии.
Экскурсионная деятельность :слайдовая презентация «уникальные природные места»
Художественно-творческая деятельность : рисование по мотивам экскурсии.
,
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Казак – звучит гордо
Тема 1.1. История Ташлинского казачества
Содержание темы
История, Роль, Каргин, Бородин – как основатель, Современность
Зарождение казачества на степных просторах. О Земля, небо вода. Первый казак (Каргин- основатель Ташлы.) Форпост имени Бородина. Возрождение казачества: экономическое возрождение села, экологическая природно-охранная деятельность, служба в вооруженных силах, охрана государственной границы,— исполнение “Кодекса чести казака».
Формы, способы, методы
Организация экскурсионной деятельности детей.
Изучение семейных архивов и хранилищ с целью поддержки и инициативы и активизации их деятельности в организационном процессе.
Продуктивная деятельность детей как способ формирования охранною -созидательной позиции.
Методы: методы включения детей в содержание образовательной деятельности; методы поддержки инициативы; методы и приемы мотивации; методы и приёмы обучения целеполаганию.
Сравнительный метод-работа с Красной книгой Оренбуржья по исследованию сохранности популяций.
Средства образования и развития.
Зрительный ряд: экспонаты музея; экспонаты из семейных архивов, мутипликационный фильм «Казаки»
Литературный ряд: кодекса чести. казака
Материалы и оборудование: бумага различного формата для рисования, цветные карандаши, акварель, гуашь, фломастеры. Сборник «Кодекса чести казака»( 1 Честь и доброе имя казака дороже жизни.
2. Служи верно своему народу.
3. Погибай,а товарища выручай.
4. Чти старших уважай старость.)
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми
Взаимодействие детей с другими детьми
Виды деятельности детей
Познавательно – исследовательская деятельность,
Экскурсионная деятельность,
Коммуникативная деятельность
Художественно-творческая деятельность.
Продукт
Рисунки по мотивам экскурсии
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация
Примечание
1.
Доминирующая образовательная область
Познавательная
2.
Вид деятельности детей
Непосредственно-образовательная деятельность
Методическая информация
1.
Тема образовательной деятельности
Природа родного края
2.
Методы и приемы реализации содержания занятия
Эмоциональный рассказ воспитателя, беседа,
3.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативная, речевая, познавательное
4.
Возрастная группа:
Старшая группа
5.
Цель:
Формировать целостно- смысловые отношения к природе в процессе исследования степных просторов края.
6.
Задачи:
6.1
Обучающие
Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения и экспериментирования с объектами неживой природы степных просторов
6.2
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе
6.3
Развивающие
. Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
7.
Планируемые результаты:
7.1
Обучающие
Эмоционально целостное восприятие родной природы
7.2
Воспитательные
. Овладению навыками доброжелательного общения
7.3
Способность к описанию объектов природы родного края.
8.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
: Карта области, иллюстрации полевых цветов, открытки с изображением животных степи.
9
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание атласа «Заповедники и заказники Оренбургской области»;
К
Краткая презентация программы, ориентированная на то, чтобы заинтересовать родителей
Не переписывать разделы пояснительной записки
- возможности программы для развития детей;
- учет потребностей и интересов детей и родителей в программе;
- особенности построения содержания;
- участие родителей в реализации программы в детском саду и дома;
- развивающая предметно-пространственная среда программы.
Дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком, нужно уметь работать в коллективе, в команде.
Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми: и детьми, и взрослыми, учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.
Мы разработали программу и представляем вашему вниманию проект парциональной образовательной программы под названием «Родничок»
Парциальная программа дошкольного образования «Родничок» имеет интегрированный характер, основана на материалах, отражающих региональные особенности (история и культура родного села, его традиции).
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе исследования культурно-исторического и природного наследия родного края.
Задачи:
1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию и природе родного края, окружающим людям.
2. Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения объектов культуры, истории и природы родного края.
3. Формировать представление о традициях родного села в различные исторические периоды.
Достижения детей в результате освоения Программы, проявляются:
7) в навыках внеситуативно-личностного общения детей со взрослыми и сверстниками;
8) в умении создавать короткие монологи, отражающие его интерес к истории и культуре родного села;
9) в устойчивом интересе и потребности в исследовании родного края;
10) в потребности и навыках вовлечения в исследовательскую, дизайнерскую и др. деятельности сверстников, членов семьи;
11) в навыках «считывания» эмоционального состояния собеседника, сочувствия и сопереживания, сорадования;
12) в ценностном отношении ребенка к объектам исследования, гордости за принадлежность к людям, событиям родного села.
Предлагаемый нами курс рассчитан на2 года обучения. Включает занятия следующих циклов: «Я в мире»; «Казак –это звучит гордо»; «Природа –это наши корни начало нашей жизни»;
Реализация Программы предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых
- проведение семейных праздников
- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного отдыха.