Дарья Кондратьева
Проект «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
В первой группе раннего возраста
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»
Воспитатель:
Кондратьева Дарья Олеговна
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев…».
В. А. Сухомлинский
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»
Темочки:
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Актуальность проекта : Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Пальчиковые игры — это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогает концентрировать внимание.
Участники проекта : Дети 1 первой группы раннего возраста, воспитатель, родители.
Цель проекта :Развитие мелкой моторики кистей рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи проекта : Задачи для детей:
1. разработать и применить на практике перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук, способствующей развитию речи
2. развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
3. создать картотеку пальчиковых игр;
4. содействовать созданию условий для речевого общения между детьми;
Задачи для родителей:
1. привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке;
2. содействовать повышению компетентности родителей в области развития мелкой моторики воспитанников младшего дошкольного возраста.
Задачи для педагогов:
1. создание системы взаимодействия с родителями.
2. содействовать повышению компетентности педагогов в области речевого развития и развития мелкой моторики воспитанников младшего дошкольного возраста.
Сроки реализации: Долгосрочный, сентябрь- май.
Вид проекта :Социально-значимый, коллективный.
Продукт проекта :Игры с водой и песком
Особенности проекта Данный проект даст возможность родителям больше узнать о развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игры через информацию (буклет, собрании, стенды и т. д.)
Итоги проекта Для детей : в результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей.
Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
Для родителей: Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам развития моторики детей посредством пальчиковых игр.
Подготовительный этап
1 этап - подготовительный (октябрь 2024г.)
• Составление перспективного плана реализации проекта;
• Сбор информации, дополнительного материала.
• Определение темы (проблемы проекта)
• Принятие решения создать картотеку пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.
• Привлечение родителей к сбору материалов
• Пополнение книжного уголка книгами (родители, педагог)
• Подбор наглядно-дидактического материала (педагог с участием родителей)
Основной этап
2 этап - основной (ноябрь 2024г. - апрель. 2025г.)
• Рассматривание иллюстраций;
• Чтение и разучивание пальчиковых игр;
• Элементы включения в НОД по всем направлениям (развитие речи, чтение художественной литературы, рисование, лепка, музыка и др.);
• Показы кукольных театров;
• Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
• Беседы по теме
• Использование потешек и поговорок во время режимных моментов
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
• Диагностика развития мелкой моторики рук
• Беседа «Наши пальчики играют»
• Игра-беседа с детьми.
• «Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.
• Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты.
• Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики.
• Включение элементов пальчиковых игр в НОД (ПР, РР, ЧХЛ, ХЭР)
• Просмотр видеосюжетов, презентаций
• Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры
• Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей.
• Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики.
• Индивидуальные беседы с родителями
• Создание картотеки пальчиковых игр
• Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют».
Заключительный этап
3 этап – заключительный (май 2025г.)
• Подведение итогов реализации проекта.
• Фотоотчет
Результаты реализации проекта
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»
Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле и др.