Наталия Ванглер
Проект Палаточного лагеря «Индейцы на ураурале»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ
• Ванглер Наталия Николаевна, педагог-организатор, руководитель лагеря.
Актуальность программы
Деятельность летнего палаточного туристского лагеря «Индейцы на УраУрале» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Публикация «Проект Палаточного лагеря „Индейцы на ураурале“» размещена в разделах
- Индейцы. Все на тему индейцев для детей
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Проекты
- Темочки
Пребывание в летнем палаточном лагере особенно важно для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, компьютерные игры, телевидение.
Для педагогов летний палаточный лагерь – прекрасная возможность лучше узнать воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.
Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, которые ещё вчера бегали по школьным коридорам «сломя голову», становятся взрослыми и степенными, терпеливо объясняют новичкам, где лучше выбрать место для палатки, почему нельзя держать в своей палатке продукты (сухарики, чипсы). В начале новичков пугает всё : отсутствие телевизоров, компьютеров, шорохи ночного леса. Но это всё быстро проходит. Проходит неделя, и дети уже совсем другими глазами смотрят на окружающий мир. Оказывается, что можно замечательно и интересно жить и без телевизора и компьютера. Появляется уверенность в собственных силах от самых обычных вещей: от приготовленного обеда на костре, от пережитой в палатке сильной грозы.
В палаточном лагере ребенок учится быть самостоятельным, ведь там нет уборщиц, родителей, бабушек и дедушек. Всю работу надо делать самим. Жизнь в природе диктует свои правила поведения.
Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.
• Процент детей, охваченных летним активным отдыхом в городе Перми, недопустимо мал (рис. 1). Причиной низкой доли туристских лагерей палаточного типа в системе летней оздоровительной кампании, на наш взгляд, является низкое качество муниципальной услуги по организации активного отдыха и оздоровления детей из-за несоответствия условий ее предоставления современным требованиям:
•отсутствие необходимой квалификации у сотрудников и организаторов лагерей;
•отсутствие необходимой материальной базы, не оснащенной в полной мере оборудованием для полноценной занятости детей и подростков.
• Изучение проявления экологических проблем на территории своей местности, конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды особенно важны в формировании экологической культуры подрастающего поколения, так как родной край в картине мира у ребенка осознается в качестве дома – одной из важнейших ценностей человека.
• Состояние здоровья детей, необходимость решения вопросов организации их досуга, оздоровления и занятости, деятельность по предотвращению детской безнадзорности требует поиска новых путей развития системы отдыха и оздоровления, особенно в каникулярный период.
Палаточный лагерь, расположенный в пределах родного края, экономичен для государства и для семьи, что особенно актуально для малообеспеченных семей. Относительно доступное расположение лагеря позволяет избежать большей части естественных родительских страхов за жизнь и здоровье ребенка, обычно возникающих при организации дальних туристских походов. Актуальна возможность вывести детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду.
Пояснительная Записка
Образовательный приключенческо-туристический оздоровительный палаточный лагерь “ Индейцы на УраУрале” организуется с 01 июля по 21 июля 2015 года и комплектуется из числа детей 9 - 16 лет школ города Перми, продолжительность пребывания в лагере 21 день, количество детей 60 человек.
Цель лагеря : Организация палаточного лагеря для детей из семей со средним и низким достатком.
Палаточный лагерь, расположенный в пределах родного края, экономичен для государства и для семьи, что особенно актуально для малообеспеченных семей. Относительно доступное расположение лагеря позволяет избежать большей части естественных родительских страхов за жизнь и здоровье ребенка, обычно возникающих при организации дальних туристских походов. Актуальна возможность вывести детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду.
Туристско-краеведческая деятельность детей и подростков, как и прежде, остается наиболее эффективным средством образования и воспитания.
Опыт доказывает, сильнее всяких методик воспитывает Среда. Дети не выносят скуки и однообразия. Программа палаточного лагеря «Индейцы на УраУрале» позволяет сделать дни летнего отдыха веселыми и счастливыми. Самый главный фактор воздействия – это атмосфера лагеря. Все ребята включены в непрерывный и увлекательный процесс, похожий на калейдоскоп. Максимально не директивный стиль управления лагерем позволяет детям и взрослым быть одной командой. За практическими задачами, среди которых развить умение организовать свой быт в полевых условиях, научить выполнять распорядок дня и прочее, лагерь учит видеть и решать более значимые проблемы: учит понимать себя и другого, учит добиваться поставленных перед собой задач, повышает уверенность в своих силах.
Цель программы
Создание благоприятных условий для привлечения детей к систематическим занятиям туризмом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов учащихся к туризму и краеведению.
Задачи программы:
– поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привитие первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы, самоуправления, самостоятельности и сотрудничество с педагогическим составом;
– приобщение детей к туризму, способствование укреплению физического и психологического здоровья детей;
– организация активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных условиях;
– закрепление приобретенных основных знаний о своем крае;
– повышение экологической культуры детей;
– патриотическое воспитание детей;
– воспитание нравственных и волевых качеств.
Основными задачами лагеря являются :
- организация содержательного досуга детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятия детей физической культурой и спортом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни;
- организация условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием и достаточным количеством питьевой воды;
- воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;
- формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;
- привлечение детей к туристской, краеведческой, экологической и иной другой деятельности.
- создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.
Направленность программы
Летний палаточный лагерь «Индейцы на УраУрале» проводится для детей 9 – 16 лет (60 человек, имеющих медицинский допуск.
Работа летнего лагеря «Индейцы на УраУрале» строится в одну смену 21 день (с 1 по 21 июля 2015 г.).
Место расположение лагеря – Пермский край, Верещагинский муниципальный район, д. Зюкайка.
Лагерь проводится : Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Перми.
Легенда лагеря – индейцы. В лагере создаются отряды (племена) с учетом возраста, интересов детей по 8 человек. Количество отрядов (племён) в Лагере определяется директором МАУ ДО «СДЮТЭ» исходя из их предельной наполняемости 60 человек.
Механизм реализации программы
• Выбор места основывается:
- выбор места палаточного лагеря осуществляется с учётом рельефа местности, мелководной реки с проточным течением, наличие хвойного леса.
- наличие питьевой воды
- обработанная территория от клещей (дезинфекция)
- памятниками природы
- наличие культурно- исторических объектов
• Разработка и утверждение полного комплекта нормативно-правовой документации летнего палаточного лагеря :
- Подготовка программно-методических материалов
- Разработка и комплектация из уже имеющихся конспектов занятий и мероприятий лагеря
- Разработка сценариев праздников и досуговых мероприятий палаточного лагеря
- Совещание специалистов по работе лагеря
- Разработка меню палаточного лагеря
- Разработка сметы палаточного лагеря
- Комплектация групп палаточного лагеря
•Осуществление набора детей 9 – 16 лет в количестве 60 человек в палаточный лагерь.
•Назначение педагогического состава палаточного лагеря
- Распределение функциональных обязанностей среди сотрудников проекта
- Набор и подготовка волонтёров для работы вожатыми
- Привлечение и заключение договора с медицинским работником и бухгалтером.
- Совещание специалистов по работе палаточного лагеря.
•Подготовка оборудования и снаряжения для жизнедеятельности в палаточном лагере согласно разработанной программе лагеря.
- укомплектование и проверка необходимого оборудования и снаряжения.
Палаточный лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).
Подготовительный этап включает (май - июнь) :
•Родительское собрание
•сбор медицинских справок обследования детей (необходимые прививки и группа здоровья);
•подготовка атрибутики лагеря «Индейцы на УраУрале»
•обеспечение палаточного лагеря необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.
•«заброска» снаряжения и оборудования на место проведения палаточного лагеря (за 3 дня до заезда детей)
•Установка снаряжения и оборудования для палаточного лагеря
I этап – организационный.
Задачи этапа:
•знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
•выявление интересов, склонностей и способностей детей;
•мотивация на игровое взаимодействие;
•образование «племён», обсуждение законов и правил жизни каждого «вигвама» и «Деревни Индейцев» в целом.
II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!”
Задачи этапа:
•постепенное включение жителей «Вигвамов» в совместную жизнь «Деревни Индейцев»;
•создание условий самореализации и саморазвития детей.
Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители вигвамов включаются в Вахту Добрых дел – природоохранная и созидательная деятельность в жизни племени. Законы, принятые в «Деревне Индейцев», соблюдаются сознательно.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.
Дети учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности «Деревни Индейцев» учитываются даты международного календаря.
III этап – заключительный посвящен подведению итогов.
Задачи этапа:
•рефлексия участников «Деревни Индейцев» (отзыв о смене, пожелания, советы);
• оглашаются победители в различных номинациях: «Племенах» и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или «Племени»);
•проводятся все заключительные диагностики.
Основные виды деятельности в палаточном лагере :трудовой десант,экологический ликбез, краеведение,практические занятия,оздоровительные мероприятия,интеллектуальные игры, развлекательные мероприятия. (отражена в плане работы - приложение № 1)
IV этап – итоговый
- составление документальных отчетов
- финансовый отчет
Содержание программы
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет.
Обучение осуществляется по принципу теория – практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.
Карта-схема племени отражает ежедневный маршрут следования ее жителей. Название остановок соответствует основному виду деятельности детей в этот день. Смысл игры заключается в том, что дети начинают путешествие с Родника Дружбы и заканчивают Океаном Здоровья (проходят этапы от реки, которая, соединяясь с другими, впадает в моря, которые образуют океан, (принцип – старая игра «Двенадцать записок»).
Лагерь укомплектован профессиональным преподавательским составом из числа сотрудников СДЮТЭ прошедшим обучение в ШМК: учителями биологии, географии, истории, инструкторами по детскому туризму, медицинским работником, прошедшими инструктаж о работе в профильном экологическом лагере.
Характер программы: образовательная приключенческо-туристическая оздоровительная, досуговая, игровая, развивающая.
Образовательный блок
Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для успешной работы в органах детского самоуправления. Занятия проводятся до обеда. По два занятия –тренировки продолжительностью 40 минут.
Темы занятий объединены по следующим направлениям:
1. Школа юного туриста-краеведа:
– обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях;
– изучение окружающей флоры и фауны;
– изучение истории родного края;
– экологическое воспитание.
2. Рождение Лидера:
– искусство публичных выступлений – психологические основы, приемы и
– практика;
– методика организации коллективно-творческих дел;
– теория и практика работы в коллективе;
– стили руководства;
– нормативно-правовые документы детского актива и детского движения
– разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.
3. Путь к общению:
– культура общения – умение слушать и говорить, правила хорошего тона;
– алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;
4. Игра – дело серьезное:
– методика проведения игр;
– ведение мероприятий и конкурсов;
5. Через музыку к сердцу:
– гитара как самый демократический инструмент;
– история движения авторской песни;
– аккомпанемент песен под гитару, простейшие сведения из музыкальной теории.
6. Верёвочный курс
- серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.
- программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом.
- «ВК» нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт.
Оздоровительно - досуговый блок
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего палаточного лагеря «Индейцы на УраУрале» включены следующие мероприятия:
– утренняя гимнастика;
– ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);
– принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
– организация купания;
– организация ежедневных и пешеходных экскурсий;
– организация здорового питания детей с использованием даров природы (клубника, земляника, лекарственные травы);
– постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе;
– физический труд в рамках самообслуживания (заготовка дров, помощь на кухне, обустройство родника и т. д.);
– организация спортивно-массовых мероприятий (пионербол, футбол, волейбол, обучение плаванию, туристический пятачок).
- конные маршруты (тренируя навык езды на лошади, ребенок развивается физически: учится координировать свои движения, развивает мышцы. Езда на лошади улучшает осанку и положительно влияет на работу всего организма.
Общественно-полезная работа:
В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:
– уборка территории лагеря;
– санитарная очистка леса;
– очистка водоохраной территории;
– оборудование кострищ на местах отдыха людей;
– изготовление инвентаря из пластиковых бутылок.
– уборка территории перед отъездом.
Работа по созданию коллектива:
– открытие смены лагеря;
– формирование органов самоуправления
– работа органа самоуправления лагеря;
– линейки;
– проведение отрядных и общелагерных мероприятий
– закрытие смены, прощальный костер.
Психологическая работа
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:
– коммуникативные игры;
– тренинги;
– дискуссии;
– встречи у костра.
Деловые игры-практикумы
– Деловая игра Выборы;
– Деловая игра Лидер и его команда;
– Практикум «Создание пресс-центра»;
– Веревочный курс.
Досуговые мероприятия:
– Вечер знакомств;
– Игра «Кто лидер?»;
– Мероприятие «Я+ты+он+она=мы»;
– Давайте споем;
– Интеллектуальная игра «Люби и знай свой край родной»;
– Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;
– Игра «Звездный час»;
– Мероприятие «Избушка Бабы-Яги».
Спортивно-туристические мероприятия:
– Туристко-спортивная игра «Зарница»;
– «Тропа испытаний»;
– Спортивно-туристическая эстафета «Юные индейцы»;
– Мероприятие по спортивному ориентированию;
– Однодневный поход.
Структура органа самоуправления
Модель палаточного лагеря – сюжетно-ролевая игра “Индейцы на УраУрале”.
Для создания в палаточном лагере позитивной атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом предлагается проведение имитационной игры “Индейцы на УраУрале”.
В основе сюжета лагеря - организация жизнедеятельности «Деревни Индейцев» со своей легендой, традициями и законами.
«Деревня Индейцев» - (бивуак лагеря)
«Вигвамы» - палатки
«Племя» - жители палаток (мини отряды)
Цель:
создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.
Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции к своему здоровью.
(включение в игру) начинается с акции “распределение по «вигвамам» (палаткам!” – «образование племён».
На этом этапе дети придумывают название, эмблему и девиз своих «племён», которые формируются из детей по 8 -10 человек. Племена действуют на основании программы и плана лагеря. Этап завершается торжественным открытием «Деревни Индейцев», утверждением Законов «Деревни Индейцев».
Правила игры “Индейцы на УраУрале”.
Действие игры происходит в лесу. Все принимающие участие в игре (в том числе и взрослые) являются жителями «Деревни Индейцев». Они имеют ряд прав и обязанностей, отраженных в Законах “Индейцев”. Проект закона обсуждается и принимается на общем собрании открытым голосованием.
Каждое «Племя» изображает схему-план своей территории, выбирает вождя (вождь может выбираться ежедневно, чтобы все могли побывать в этой должности – должности руководителя вигвама).
Программа палаточного лагеря подразделяется на :
– общие программы и мероприятия;
– занятия, мероприятия в составе «Племён»;
– индивидуальные занятия.
В «Деревне Индейцев» действует система поощрения:
1) Система коллективного поощрения участников «Племён» :
а) на карте каждого «Племени» есть дерево достижений его жителей, на котором вначале лагеря нет ни плодов, ни листьев, ни цветов. Ими дети будут награждаться за различные успехи во время игры. Чем больше успехов, тем дерево зеленее, красивее и вкуснее.
б) каждый день «Племя» зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное количество – 3балла – “плод”, 2 балла – “цветок”, 1 балл – “лист”, которые формируют кроны дерева жизни, остаются как плод их творческой и просветительской деятельности, необходимой для формирования личности, способной жить в гармонии с природой;
2) Система индивидуального оценивания деятельности участников палаточного лагеря :
а) успешное участие в жизни “Деревни Индейцев” поощряется медалью “Лидер Здоровья Деревни Индейцев”;
б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой “В здоровом теле - здоровый дух!”;
в) хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук «Деревни Индейцев».
Основной организационной единицей в лагере является племя (отряд). В каждом племени среди детей выбирается вождь, который помогает организовать работу в племени.
Жизнь участников организована по принципу самоуправления, которое нацелено на активизацию их самостоятельности путем создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.
Через общелагерные выборы (в виде деловой игры) формируется система самоуправления.
В каждом племени выбираются вожди. Вожди племен присутствуют на сборе у «Старейшины деревни», принимают участие в обсуждении планов на будущее и являются связующим звеном между взрослыми воспитателями и детьми – участниками во всех вопросах.
Пишется свод правил, который принимается всеобщим собранием.
Выбирается пресс-центр. Это ребята, которые отвечают за издание лагерной газеты предлагаемой формы (по всеобщему решению ребят форма издания может быть изменена).
Кадровое обеспечение летнего палаточного лагеря «Индейцы на УраУрале»
Подбор воспитателей лагеря из числа педагогов дополнительного образования, инструктора по спорту и здоровому образу жизни, организатора досуговых мероприятий, медицинского работника, вспомогательного персонала осуществляет администрация МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий». Весь персонал допускается к работе в лагере только после прохождения медицинского осмотра и инструктажа по охране жизни и здоровья детей.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
-лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
-имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
-имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
-признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
-имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Все сотрудники СДЮТЭ имеют педагогическое образование и педагогический стаж, квалификацию «Инструктор по туризму», обучены в «Школе Медицины Катастроф», каждые 5 лет проходят повышение и подтверждение квалификации, имеют медицинские книжки и ежегодно проходят медосмотр.
Перечень приложений
•Режим работы лагеря (Приложение № 1)
•Нормативно-правовые акты (Приложение № 2)
•Гигиенические требования к устройству и содержанию палаточного лагеря «Индейцы на УраУрале» (Приложение № 3)
•Материально-техническое обеспечение (Приложение № 4)
•Личное снаряжение (Приложение № 5)
•Примерный перечень продуктов питания (Приложение № 6)