Гиззатуллина Лилия
Проект «Ознакомление детей с историей, культурой и природой Альшеевского района»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Гражданское и патриотическое воспитание актуально в условиях современного общества. Педагогическая ситуация требует методических материалов и рекомендаций для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развитие представлений детей о человеке, обществе и культуре.
Публикация «Проект „Ознакомление детей с историей, культурой и природой Альшеевского района“» размещена в разделах
Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды- местные. Историко-культурные, национальные, географические. климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Усвоение детьми такого рода знаний будет способствовать не только формированию представлений о целостной картине мира, но и поможет овладеть «культурологическим видением». Проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий. Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления, установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью: наличие памятников, зданий и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.
Знакомство с родным краем необходимо начинать с раннего возраста. На каждом возрастном этапе дошкольников происходит расширение знаний о родном районе, селе, уточнение уже имеющихся представлений. В процессе работы по ознакомлению с родным краем воспитывается чувство гордости за любимый район, за людей, которые в нем живут.
Успех патриотического воспитания зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств.
Определим. Какие представления о родном крае должны быть сформированы у детей каждой возрастной группы.
1 младшая группа.
Обучение детей узнаванию своего дома, квартиры, обучение нахождению своего детского сада, своей группы. Обучение умению ориентироваться в помещении своей группы, на участке, называть основные помещения, сооружения. Напоминание названия села, в котором они живут. Развитие интереса и бережного отношения детей к природе, посещение любимого дерева, куста.
2 младшая группа
Совершенствование умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Формирование умения видеть окружающие детский сад здания, дорогу. Формирование умений правильно называть село. Рассказывать о том. где гуляли в выходные дни (в парке, сквере и т. д, обращать внимание на красочное оформление ближайших в дни праздников. Воспитание чувства причастности к жизни страны. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Средняя группа.
Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Продолжать воспитывать любовь к родному краю (дети должны знать название своей улицы, уметь рассказывать о самых любимых и красивых местах родного села, о его достопримечательностях).
Ознакомление с доступными их пониманию представлениями о государственных праздниках.
Старшая и подготовительная группы.
Совершенствование умения свободно ориентироваться в помещении и на территории детского сада.
Формирование интереса к малой Родине, знакомство с достопримечательностями
Формирование представлений о том, что страна в которой живут дети, называется Российская Федерация. Обучение умению находить на карте Россию. Ее города. Родной поселок.
Расширение представлений о родном крае, развитие интереса к событиям происходящим в страна, район, селе. Воспитывать чувство гордости за свою страну и село, знакомство с флагом, гербом района.
Этапы работы по ознакомлению дошкольников с Альшеевским районом и селом Раевский.
1 этап.
Цель: систематизация знаний педагогов и детей о родном районе, селе.
Продукты проекта : уголки краеведения в группах.
Задачи:
1 Разработать положение о смотре-конкусе уголков краеведения в группах.
2 Пополнять знания педагогов о родном районе.
3 Пробудить в детях чувство любви к своему району, селу, уважение к его традициям и обычаям.
4 Воспитывать уважение к культуре других народов.
5 Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Участники проекта.
Воспитатели, дети, родители, специалисты.
2 этап. Разработка проекта.
1 Анкетирование воспитателей.
Цель: Выявить знания о родном районе, селе, их готовность пополнить эти знания, уровень готовности педагогов в проблеме.
2 Создание творческой группы.
3 Разработка критериев, этапов представления материала.
4 Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого воспитателя темой проекта.
5 Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала.
6 Совместное составление плана работы над проектом.
3 этап. Выполнение проекта.
1 Консультация «создание развивающей среды в детском саду» -важное условие освоения программы «Юный альшеевец».
2 лекторий «историческое и настоящее название улиц села».
3 Семинар- практикум. «Игры и занятия наших бабушек и дедушек».
4 Открытый просмотр занятий в старшей группе «Семья, родословное древо моей семьи».
5 Аукцион форм работы по ознакомлению с родным районом.
Цель: Выявить интерес к проблеме методов активного обучения, обмен опытом работы.
6 Педсовет «Люби и знай свой родной край».
Формы и методы работы с детьми.
1 Игровая деятельность
Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
2 Познавательная деятельность.
Экскурсии по родному селу.
Занятие «Возникновение района, села, их история».
Занятие «Альшеевцы-участники Вов».
«Мое имя и его значение», «О чем рассказали старые фотографии».
3 Конструирование.
Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
4 Развитие речи.
Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок района, села».
Беседы: «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы дружная семья».
5 Ознакомление с художественной литературой.
Знакомство с творчеством Гульфии Юнусовой и ее книгами.
6 Формы и методы работы с родителями.
1 Беседа с родителями о важности данной проблемы.
2 Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».
3 Изготовление семейных альбомов.
4 Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами быта.