Юлия Владимировна Елисейкина
Проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. К сожалению, современные дети много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Они перестают замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.
Публикация «Проект „Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Поэтому перед нами воспитателями сейчас поставлена важная задача – экологическое воспитание детей, заложение у дошкольников основ бережного и ответственного отношения к природе. Работа в этом направлении ведется через занятия, праздники, чтение художественной литературы, совместную деятельность воспитателей и родителей с детьми, игры, а также через изо – деятельность и в том числе, использование нетрадиционных техник рисования.
Условия формирования ведущей идеи опыта. Условия возникновения, становления опыта.
Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Именно это послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Технология опыта.
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Формирование общей экологической культуры;
• Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
• Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
• Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Опираясь на потребности и интересы дошкольников, создавались таких педагогическихе условий, которые смогут превратить ребенка в субъект своей деятельности. Поэтому каждое занятие завершалось каким-либо деятельностным актом по созданию творческого продукта. Педагог выстраивает взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. Благодаря такой работе дошкольники получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала. С помощью системного использования арт-технологий у дошкольника идет развитие эстетической эмпатии, ребенок учится видеть и сопереживать процессы, которые происходят в окружающей среде.
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный (организационный) :
Деятельность педагогов:
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Рекомендации и консультации для родителей:
«Природа и ребенок»
«Я рисую природу»
«Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»,
«Рисование нетрадиционными способами»,
2 этап. Основной (практический).
Расширение детских представлений о. Накопление и закрепление полученных знаний о методах нетрадиционного рисования; стимулирование и активизация детской фантазии; осуществление грамотного педагогического руководства.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- техника рисования восковыми мелками и акварелью
Тема «Летний дождь» -знакомить детей с объектами неживой природы
- техника пальчикового рисования.
Тема «Земное солнце»-знакомить детей с объектами живой природы.
- техника рисования ватными палочками.
Тема «Осеннее дерево», закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
- техника печати растений.
Тема «Осенний ковер», Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру
- техника «шаблонографя».,воспитывать желание бережно и с любовью относится к животным
Тема «Зоопарк»
- техника набрызг.
Тема «Ночное небо», закреплять знания детей о объектах неживой природы.
- техника рисования по мокрой бумаге
Тема «Мое море», формировать представления о водоемах, их загрязнении; воспитывать чувство бережного отношения к природе.
- техника граттаж
Тема «Первый снег», продолжать закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
- техника рисования свечой.
Тема «Морозный узоры», «Снежинка», закреплять знания о неживой природе, воспитывать умение видеть и понимать красоту природного мира;
- техника «кляксография».
Тема «Веселые кляксы»
- техника раздувания краски.
Тема «Несуществующее животное», формировать представления о исчезающих видах животных, воспитывать чувство бережного отношения к природе.
- техника рисования мозаичными мазками.
Тема «Золотая рыбка», знакомить детей с
- техника – монотопия
Тема «Бабочка - красавица»
- техника тычка жесткой полусухой кистью.
Тема «Ёжик»
- техника – оттиск скомканной бумагой.
Тема «Живописный луг»
Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Индивидуальные беседы с родителями;
2. Консультации по теме проекта;
3. Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании детей.»
3 этап. Заключительный (итоговый)
1. Проведение итогового мероприятия «Цветочная фантазия»
2. Оформление выставки рисунков и альбома детей и родителей «Я рисую природу»
3. Подготовка презентации проекта «Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования».
Анализ результативности.
Проект дал возможность переосмыслить родителям и детям отношение к окружающей природе, научил ребят самостоятельно наблюдать за природными явлениями вокруг и анализировать их.
Родители осознали, что обучение ребенка с помощью нетрадиционных техник рисования – очень эффективный метод. Детей и родителей увлек процесс изобразительной деятельности, были проведены выставки рисунков и создан альбом «Я рисую природу» Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников. Дети ощутили, что от усилий каждого зависит будущее природы.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
-сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- дети научились изображать природы, используя различные нетрадиционные техники рисования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект был достаточно актуальным и результативным, а также имел практическую направленность.