Виктория Денисова
Проект «Особенности трудового воспитания с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Особенности трудового воспитания с детьми ОВЗ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
I. Теоретические основы особенностей трудового воспитания детей с ОВЗ. 4
1.1 Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта 4
1.2 Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности 6
2. Практические аспекты трудового воспитания специальной (коррекционной) школы-интернат 9
Публикация «Проект „Особенности трудового воспитания с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2.1. Особенности трудового воспитания в Глинойской специальной (коррекционной) школе-интернат VIII вида. 9
2.2. Рекомендации по организации трудовой деятельности направленных на коррекцию нарушений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ВВЕДЕНИЕ
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка с нарушением в развитии труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей. Коррекционное значение занятия трудом детей с интеллектуальной недостаточностью, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети с интеллектуальной недостаточностью слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы [22].
Актуальность данной проблемы рассматривается на всех стадиях своего развития, отечественная вспомогательная школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов) [17].
Объектом является трудовая деятельность учащихся с нарушением интеллекта
Предмет: учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в процессе трудовой деятельности.
Цель проекта - изучение особенностей трудового воспитания в специальной коррекционной школе - интернат школьников с нарушением интеллекта.
Поставлены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2. Определение особенностей трудового воспитания в у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
3. Разработка практических рекомендаций по организации трудовой деятельности, направленной на коррекцию нарушений учащихся с умственной отсталостью.
В исследовании были использованы методы:
- Анализ научной и методической литературы по изучаемой проблеме.
- Наблюдение.
Данная курсовая работа состоит из введения, теоретического исследования, практического исследования, заключения и списка литературы.
В введении рассмотрели актуальность данной темы, определили предмет, объект, поставили цель, задачи, перечислили методы исследования.
В теоретическом исследовании мы рассмотрели особенности труда у школьников с нарушением интеллекта.
В практической части проводили исследования и дали рекомендации по организации трудовой деятельности школьникам с нарушением интеллекта.
В заключении дали результаты теоретических и практических исследований.
I. Теоретические основы особенностей трудового воспитания детей с ОВЗ.
1.1 Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией детей с ОВЗ, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, дети с интеллектуальной недостаточностью ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.
Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, отмечали, что дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу[8].
Характеризуя мышление умственно отсталых учащихся, следует специально подчеркнуть стереотипность, тугоподвижность этого процесса. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к неправильному выполнению задания.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для детей с интеллектуальной недостаточностью даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы [22].
Таким образом, специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта ведет к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании школьников в коррекционной школе 8 вида.
1.2 Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
В. В. Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение во вспомогательных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время [19].
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы детей с интеллектуальной недостаточностью, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети с ОВЗ слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в коррекционной школе т. е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной. Ученики старших классов занимаются в основном одним из видов труда - швейным, столярным, слесарным и др., включая и работы по самообслуживанию.
На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Так, например, учащимся младших классов не следует предлагать такие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложные вычислительные, измерительные и разметочные операции, учащимся старших классов — слишком простые, не интересные для них виды работ. Надо иметь также, в виду, что на внеклассных занятиях не рекомендуется давать более сложные, по отношению к программному материалу, задания [4].
Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. Во вспомогательных школах это кружки технического моделирования по металлу и дереву, кройки и шитья, вязания, «Умелые руки» и др. Они, как правило, создаются на базе существующих учебных мастерских. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. В большинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются и на уроках по трудовому обучению.
Большое место во внеурочных занятиях по труду занимает общественно полезная работа учащихся. Во, многих школах организованы бригады по ремонту школьного здания, мебели, починке одежды и обуви, обслуживанию подсобного хозяйства и др. Такая форма работы, помимо чисто практической выгоды, имеет исключительно важное воспитательное значение [19].
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду. Желательно возможно чаще проводить такую работу в школах, расположенных вдали от городов и крупных промышленных центров. Используя все многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники вспомогательных школ смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихся к участию в производительном труде общества, коррекции психофизических недостатков умственно отсталого ребенка, воспитания положительных качеств личности у детей.
Подведем итоги 1 главы. Итак, специфические особенности психики младших школьников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании школьников в коррекционной школе 8 вида. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. При грамотном использовании различных видов трудовой деятельности в специальной школе 8 вида коррекция развития умственно отсталых учащихся позволит эффективно подойти к их воспитанию и обучению.
2. Практические аспекты трудового воспитания специальной (коррекционной) школы-интернат
2.1. Особенности трудового воспитания в Глинойской специальной (коррекционной) школе-интернат VIII вида.
Практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида с. Глиное Слободзейского р-на. Важнейшей задачей в школе является коррекция личности учащихся с нарушением интеллекта и подготовка его к будущей самостоятельной жизни.
Цель трудового воспитания в Глинойской специальной коррекционной школе-интернат - подготовка учащихся с особыми образовательными потребностями к самостоятельной практической деятельности. Вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Формы организации трудовой деятельности с воспитанниками моего 5а класса в школе-интернат:
- общественно полезный труд (самообслуживающий труд, хозяйственно бытовой труд, благоустройство школьной территории);
-воспитательные занятия, классные часы о труде;
- занятия в кружках;
- выполнение трудовых поручений по классу, групповой комнате, спальне, игровой, столовой;
- утренники, праздники, посвященные труду;
- соревнования;
- встречи с представителями различных профессий;
- экскурсии на предприятия.
Работа по трудовому воспитанию начинается с первого класса и тесно связано с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно - полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.
Наша школа-интернат, находится в сельской местности, что даёт хорошую возможность проведения работ на земельных участках. Учащиеся моего класса с пониманием относятся к желанию взрослых приобщить их к трудовой деятельности, которая им будет так необходима по окончанию школы. Во вне урочной деятельности наш класс регулярно участвует в трудовых вахтах на территории школы, на школьном огороде, в жилых помещениях и т. д. За нашим классом в школе прикреплена территория и клумба, за которыми мои воспитанники ежедневно ухаживают : убирают, сажают и поливают цветы, деревья. Вместе с воспитанниками на опытном участке школьного огорода, мы выращиваем овощи и фрукты, высаживаем растения, поливаем, пропалываем, собираем урожай, который ребята потом сами съедают. Эта работа направлена на практическую подготовку и участие детей в сельскохозяйственных работах, воспитывает в них трудолюбие, что способствует их подготовке к самостоятельной жизни, на мой взгляд.
Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда обращаем серьезное внимание на развитие у детей с интеллектуальной недостаточностью интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают.
При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика вспомогательной школы большое коррекционное значение.
Так, например, в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия, учащихся об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. В работе ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает отношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Большое значение здесь имеет логика и последовательность производственных операций. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций помогает школьникам с интеллектуальной недостаточностью лучше понимать устную речь, а развернутые отчеты о проделанной работе помогают активно развивать речь школьника.
Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, учащиеся их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в школе выступает как средство, помогающее сознательности обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика вспомогательной школы. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с интеллектуальной недостаточностью часто отстает от своих нормальных сверстников. Поэтому вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает во вспомогательной школе особое значение.
И, наконец, ученики нашей (коррекционной) школы требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.
Нередко в нашей школе можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя на занятиях по труду, становится активным и бодрым.
На уроках труда учитываются индивидуальные особенности детей. Например, при ослабленном, неустойчивом внимании помогает выполнение таких трудовых заданий, которые требуют сосредоточенности (вышивка, прополка, шитье, резьба по дереву). Индивидуалиста следует чаще подключать к выполнению коллективных заданий, чтобы он осознал силу коллектива; неуверенному ученику необходимо на первых порах задание облегчить, тогда он сможет убедиться в своих силах и т. д.
Таким образом, труд в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка школьников к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику.
Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, школой разработана система поощрения: переходящие титулы, премии, вынесение благодарностей, грамот и т. д. Организуются праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и учащихся. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия.
Таким образом, каждый из видов труда имеет специфическое значение для формирования личности учащихся вспомогательных школ, поэтому только разнообразие трудовой деятельности может решить задачи психологической и практической их готовности к жизни, к общественно полезному труду.
2.2. Рекомендации по организации трудовой деятельности направленных на коррекцию нарушений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов, которые я использую в своей работе:
*Приучение + Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).
* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).
Можно использовать пошаговую технику по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:
Шаг 1: «Сделать неприятное - приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, окно и т. д.»
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды, экраны чистоты с картинками и др.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Уровень самостоятельности обусловлен проведенным формирующим воздействием, стимулирование активности детей позволило развить у них стремление к самостоятельности в трудовой деятельности.
Таким образом, проведенная методика дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития помочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность -самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимо для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения.
Совершенствование процесса трудового обучения - одна из главных задач в свете реформирования коррекционной школы. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты теоретических и практических исследований свидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время особо актуальная проблема целостного развития воспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природное - социальное, а трех последовательных дихотомий (социогенное - психогенное, внешнее -внутреннее, извне предопределенное - изнутри обусловленное. Концепция целостного развития позволяет по - иному взглянуть на проблему развития личности ребенка с недостатками интеллекта.
Специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании школьников в коррекционной школе 8 вида. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. При грамотном использовании различных видов трудовой деятельности в специальной школе 8 вида коррекция развития умственно отсталых учащихся позволит эффективно подойти к их воспитанию и обучению.
Практический аспект показал верность выдвинутых предположений. Самостоятельность детей возрастает, после системной работы по трудовому воспитанию и обучению с использованием ручного труда, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.
Работа показала, что самостоятельность ребенка с недостатками развития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощи педагога в освоении детьми способов трудовых действий.
Таким образом, результаты анализа свидетельствуют о необходимости соблюдения существующей программой по трудовому воспитанию следующих требований.
1. Принцип единства обучения и воспитания детей знаниям, умениям и навыкам по труду с коррекционной работой по исправлению у них недостатков умственного развития.
2. Воспитание приобретает силу развивающего фактора только в том случае, если его содержание доступно учащимся. Подлинная коррекция недостатков умственного развития может быть осуществлена лишь при соблюдения этого принципа. Поэтому при отборе программного материала не следует включать то, что не может быть более или менее осознано, усвоено умственно отсталым ребенком и самостоятельно выполнено.
3. В воспитательной программе по трудовому воспитанию необходимо предусмотреть больше работ, направленных на развитие у детей творческого мышления. В этих целях необходимо ввести в программу занятия с готовыми деталями— конструкторы, работы с полуфабрикатами для разных строительных игр и т. п.
Самое важное учитывать, необходимость приучения учащихся к самостоятельности как важного качества личности, необходимого в жизни человека.