Светлана Лоренц
Проект «Осенины на Руси» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка
детский сад № 12 «Теремок»
Музыкально-творческий проект
Для детей подготовительных групп (6-7 лет).
Составила:
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Светлана Райнгольдовна Лоренц
2020 Осень
Публикация «Проект „Осенины на Руси“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Актуальность проекта: Золотая осень прекрасна! Осень – это не только дождь, слякоть, ветер, это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, осенние праздники. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре, сколько чудесного и необычного приносит она для детей. Согласитесь, что большим приключением для детей будет поход в осенний лес, осенние праздники в детском саду. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для дошкольника – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. А как красиво изображают осень художники, оживляют композиторы. В наше время очень важно воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии, показать дошкольникам красоту окружающей природы, ее очарование в музыке и стихах.
Увлечение русским фольклором нашло отражение в музыкально-художественной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. Так появилась идея реализации проекта «Осенины на Руси». Любое изменение в природе живо отображается в народных песнях, обрядах, обычаях. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Вот и осень в народе «связывают» с окончанием полевых и огородных работ, с богатым урожаем, достатком, праздниками и ярмарками. Исследователи детского фольклора Г. С. Виноградова, О. И. Капица, Г. М. Науменко разделили весь детский фольклор на календарный, потешный и игровой. В понятие «фольклор» входит все народное художественное творчество: песни, загадки, сказки, легенды, былины, инструментальные и танцевальные жанры, а также произведения изобразительного и декоративноприкладного искусства.
Мы думаем, проект «Осенины на руси» расширит представления детей об осени, осенних фольклорных праздниках, укрепит связь с природой, приобщит к совместной деятельности детей, воспитателей и музыкального руководителя.
Проблема:
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общества. Задача взрослых через фантазии и творчество детей способствовать их общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, способствовать музыкально - творческой активности детей.
Цель проекта: создать условия, способствующие освоению детьми музыкально – творческой информации по теме «Золотая осень» – осенний праздник».
Праздники – это не только своеобразный итог, проведённый с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, возможность для детей проявить свои музыкальные и творческие способности в любом виде деятельности.
Задачи:
1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности;
2. Расширение кругозора детей об истории и народных традициях, через музыкально-художественную деятельность;
3. Формирование эстетического восприятия окружающего мира;
4. Воспитание у детей уважение к традициям своего народа, укладу жизни, своему родному краю;
5. Дальнейшее ознакомление детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством;
6. Освоение народного музыкального творчества через овладение навыками хорового и вокального народного пения;
7. Создание условий для развития творческих способностей через театрализованную деятельность.
Возраст: подготовительная группа (дети 6-7 лет)
Срок реализации: 1 месяц (сентябрь).
Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный.
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей, сотрудничество музыкального руководителя С. Р. Лоренц и воспитателей.
Материально-технические ресурсы:
1. Подбор произведений классической и народной музыки, фото - материалов, песенного народного творчества, стихотворений об осени, подвижных игр, потешек, загадок, создание видео презентаций.
2. Подбор наглядного материала, использование интернет ресурсов.
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
4. Выставки рисунков, поделок.
5. Создание условий для проведения фольклорного праздника.
6. Инсценировка музыкально - театрализованной русской народной сказки «Репка».
Предполагаемый результат:
Повышение уровня знаний об золотой осени как времени года, празднике «Золотая сотка на Руси», развитие музыкально – творческой способности к самовыражению через импровизации, народные фольклорные песни и игры.
Формирование детьми дошкольного возраста навыков социального общения со сверстниками и взрослыми. Приобретение музыкального опыта, выступление детей на празднике.
План реализации
Подготовительный этап
1. Подобрать иллюстрации с пейзажами осени, фольклорные осенние праздники.
2. Подобрать музыку для слушания на тему осень.
3. Подготовить художественную литературу (рассказы, стихи) по теме «Осень золотая»; осенние русские народные сказки.
4. Подобрать осенние песни, игры, хороводы.
5. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление).
Этапы Содержание и описание
Информационно-накопительный
а) Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
б) Сбор и анализ литературы из сборников и интернет ресурсов, фото, аудио и видео материалов Увлечение детским фольклором и использование его в работе, показало, что детям очень нравятся народные песни, потешки, танцы. Первые, широкие ярмарки проводятся с осенью, поэтому вначале проекта проводятся беседы, показ презентации об изменениях природы осенью.
Беседа с родителями о подготовке предстоящего фольклорного праздника, о выборе костюмов и оформлении музыкального зала.
2.
Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, бесед с использованием презентаций и просмотром видео
Слушание народной музыки, разучивание песен потешек. Чтение сказок, стихов об Усвоение детьми данного материала.
Умение составлять рассказы о предметах русского быта, традициях, праздниках.
• осени, беседа об изменениях природы, о поведении животных и птиц в это время года. Показ презентации «Музыка осенней лиры».
2. Беседа о русском композиторе П. И. Чайковском и его музыкальном цикле «Времена года.
3. Беседа об осенних продовольственных ярмарках, о возникновении ярмарки и о товарах на торговой ярмарке в п. Первомайского. Просмотрели видео, провели беседу.
4. Рассказ об истории деревянной ложки. Просмотр видео «Возникновение деревянной ложки на Руси», проведение беседы, обмен мнениями.
Обучались приемам игры на деревянных ложках (на двух, на двух спаренных).
5. Разучивали песни об осени, народные игры, танцы для праздника «Осенняя ярмарка». Знакомство детей с манерой исполнения частушек, игровых песен, стараясь добиваться от детей передачи праздничной атмосферы ярмарки.
6. Обсуждение с воспитателями выбора народных костюмов для детей.
7.. Репетиция русской народной сказки «Репка». Роли распределялись не только по желанию детей и взрослых, но и по их характеру, и типу темперамента. Поэтому репетиции проходили в радостной и плодотворной атмосфере. В программу были включены русские песни, танец в народной манере. Подобран музыкальный материал, костюмы, атрибуты, декорации для инсценирования сказки.
3. Презентационно -завершающий
• Была организована выставка продуктов детской деятельности выставка «Ярмарочная карусель»
• Проведен праздник «Золотая сотка» инсценированная сказка «Репка»
4.
Контрольно-рефлексивный
Музыкальным руководителем и воспитателем подготовительной групп была проведена большая работа. Накоплен и предоставлен детям огромный багаж знаний. Стихи и песни об осени, о ярмарке. Беседы и просмотр видео материалов о народно - прикладном искусстве. Прослушивание произведений П. И. Чайковского, музыкального материала (песни, танцы, музыкальные игры, подвижные игры) – все это практически и эмоционально обогатило умы и сердца детей.
Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, презентациям, занятиям и практической деятельности детей. Беседы и занятия были подобраны таким образом, чтобы он развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали развитию у детей познавательной активности.
Активное участие в осуществлении проекта принимали и педагоги детского сада «Теремок». Они с энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта. Родители с детьми охотно приняли участие в изготовлении поделок выставки «Ярмарочная карусель».
Дети воспитатели активно вживались в роли героев сказки «Репка» и с удовольствием играли персонажей сказки.
Итоги проекта:
В рамках проекта дети, участвуя в мероприятиях, смогли приобрести новые знания об осени, осенних народных приметах и традициях, через беседы, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, разучивание песен, танцев, игр, рассматривание иллюстраций. Участие детей и воспитателей детского сада «Теремок» в празднике «Золотая сотка» с инсценированной сказкой «Репка», оформлена выставка поделок из природного материала «Ярмарочная карусель».
Выводы:
Музыкальным руководителем и воспитателями, была проведена большая работа. При подготовке проекта накоплен и предоставлен детям огромный багаж знаний. Рассказы и сказки об осени, стихи, беседы, (песни, танцы, музыкальные игры, подвижные игры, разбор текстов песен, беседы о средствах музыкальной выразительности и. т. д.) – все это практически и эмоционально обогатило умы и сердца детей.
При осуществлении проекта использовались различные средства обучения и воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: музыка, игры, художественная литература, иллюстрации, картины.
Музыкальные занятия и беседы были подобраны таким образом, чтобы у детей развивались творческие способности, познавательный интерес, музыкальность, наблюдательность, воображение.
Активное участие в осуществлении проекта принимали и родители. Вместе с детьми они охотно приняли участие в конкурсе поделок осенних поделок «Ярмарочная карусель» за что получили грамоту.
Литература:
1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день».
2. Арсенина Е. Н. музыкальные занятия. Подготовительная группа. Учитель, 2011.-319с;
Санкт-Петербург Издательство «Композитор», 2009,-367 с;
3. Куракина Л. Т. Играем, сочиняем. Музыкально-творческие игры - занятия с шумовыми инструментами для осенних праздников;
4. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники и забавы для детей. -М. :ТЦ «Сфера»,1999.-128; 5
5. Радынова О. П Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-80с.
Приложение мини - сценарий
музыкальной инсценировки «Репка»
участие детей и педагогов ДОУ в поселковом празднике «Золотая сотка – 2020»
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
Доставить детям радость.
Действующие лица: Дед, бабка, соседка Алёна, репка – воспитатели; внучка, жучка, кошка, мышка, ложкари музыканты и певцы — дети.
Работа с инсценированием сказки – воспитатель Надежда Николаевна Кирина.
Музыкальное оформление, работа с детским оркестром»Весёлый оркестр»
- музыкальный руководитель Светлана Райнгольдовна Лоренц.
Ярмарочная карусель
Участие принимают дети, музыкальный руководитель и воспитатели детского сада «Теремок» № 12 п. Первомайского.
Надежда Николаевна Кирина (воспитатель):
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Теремок вас приглашает! Представление начинаем!
Вас приветствует Ярмарочная карусель!
Пусть наша Жизнь, как ярмарочная карусель,
будет раскрашена в самые яркие цвета!
И пусть, жизнь как время, будет идти размеренно вперёд и только вперёд!
Еле, еле, еле, завертелись, карусели! А потом, потом, потом, всё бегом, бегом! Бегом! Тише, тише не бегите карусель остановите!
Сказку Репку посмотрите!
Музыкально – озвученная инсценировка «Репка»
Соседка Алёна:
Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки
Здравствуйте, почтенные гости!
Осень пришла! Урожай принесла! Овощи да фрукты - лучшие продукты!
Нынче всех гостей встречаем, хлебом, солью привечаем. Познакомьтесь - я, соседка Алена! А это дед Демьян, яркий кафтан (дед спит на лавочке)
Алёна: скажу Вам по секрету, хороший, дедок то работящий!
У Демьяна всё есть, ребятишек не счесть! Ой, да ещё бабушка Матрена! То же есть!
Спит дедулька, без забот. Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками: Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе. Зябким утром в сентябре Дед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед Демьян: Ах, я старый разоспался. Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть. Ай, да репка уродилась!
Мне, «такая», и не снилась! Тянуть пора (хватает репку и тянет, не может вытянуть) – пойду - ка я, за подмогой! (уходит)
Начинается музыкальная инсценировка «Репка» - озвученная ансамблем детей «Весёлый оркестр» детского сада «Теремок» п. Первомайского - ответственная музыкальный руководитель С. Р. Лоренц.