Наталья Сергеева
Проект «Осень-славная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Осень – славная пора!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 28», подготовительная группа № 4.
Сроки проведения: 2 недели (с 14 сентября по 28 сентября 2018 г.)
Режим работы: во время и вне непосредственно образовательной деятельности.
Количество участников проекта:
Два воспитателя: Сергеева Наталья Николаевна, Канева Юлия Анатольевна, воспитанники -25 детей, родители - 25 семей, инструктор по физическому воспитанию Смирнова Марина Григорьевна, музыкальный руководитель Абзалова Алла Филипповна.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Осень-славная пора“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Темочки
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира.
А осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Ведь для ребенка осень столько чудесного и необычного приносит. Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Участие детей в проекте «Осень - славная пора!» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи (в работе с детьми):
Обучающая:
1. Углубить представления об изменениях в природе осенью;
2. Привлечь внимания к окружающим природным объектам;
Развивающая:
1. Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
2. Развивать умение видеть красоту природного мира, разнообразия его красок и форм;
Воспитательная:
1. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Задачи (в работе с родителями):
1 Создать условия для активного участия родителей в жизни группы.
2 Обогащать детско - родительские отношения.
3 Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
От детей:
1 Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
2 Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
3 Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
4 Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
От родителей:
.
1. Повышение уровня экологических знаний родителей.
2. Установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
От педагогов:
1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Создание предметной развивающей среды
Риск проекта:
1. Низкая посещаемость детей в период организации мероприятий данного проекта.
2. Плохая погода (дождь, ветер) для прогулок на улице.
3. Отсутствие интереса у родителей к данному проекту.
Формы работы по реализации проекта:
Работа с детьми:
1. Наблюдения на прогулке.
2. Беседы.
3. Непосредственно образовательная деятельность.
4. Экскурсии в парк, в лес
5. Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых.
6. Игровая деятельность (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры).
7. Изобразительная деятельность (самостоятельная)
8. Конструирование из природных материалов;
9. Чтение художественной литературы: стихи, пословицы, загадки об осени.
10. Просмотр мультфильмов, презентации
11. Кросс Нации.
12. Осеннее развлечение «Осенины»
Работа с родителями:
1. Выставка поделок из природного материала «Осень-славная пора»
2. Консультации для родителей «Осенние наблюдения на прогулке», «Почему осенью листья желтеют и опадают», «Грибы»
3. Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
4. Оформление фото стенда «Осеннее настроение!»
5. Совместное мероприятие «Экскурсия в парк К и О»;
План реализации проекта:
Физическое развитие
Утренняя гимнастика на улице;
Пальчиковая гимнастика: «Листья» «Осенние листья»
Подвижные игры: «Съедобное — несъедобное!» «Осенние листочки» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Физкультминутки: «Клён» «Листопад» «Грибы».
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
-«Осенний лес. Дары леса»
-«Приметы осени»
-«В гости к осени»
Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Что мы знаем о лесе.», «Осень. Что я знаю об осени.», «Приметы поздней осени».
Цикл наблюдений:
-за погодой
-за деревьями
-за солнцем
-за небом и осадками
-за сезонными изменениями
-за изморозью и инеем
-за снегом и льдом
-за птицами
- за ветром (внешние проявления ветра)
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему я люблю (не люблю) осень?»
НОД: Тема: «Золотая осень» «Путешествие в осенний лес» (Природный мир)
Беседы:
-«Золотая осень»,
-«Жизнь природы осенью»;
-«Овощи, фрукты, грибы»,
-«Животный и растительный мир осеннего леса»;
-«Какой дождь осенью?»,
-«Что происходит осенью с природой?»,
-«Первые заморозки»,
-«Наблюдение за красотой природы»,
«Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,
-«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»
Конспекты бесед
Настольные игры:
-«Найди предмет той же формы»
-«Подбери по форме».
-«Какое время года?» В течение проекта Фотоотчёт
Просмотр презентаций : «Осень», «Волшебница осень», «Листопад», «Сад-огород»
Речевое развитие
НОД «По следам осени»
«Золотая осень»
Конспекты НОД
Заучивание стихов И. Пивоварова «Осенний клад», А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»;
Словесные игры: «Осенние деревья», «Подбери действие», «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Один – много», «Вспомни – назови», «Будь внимательным»;
Чтение художественной литературы: (стихи, пословицы, загадки об осени)
басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»,А. Ерикеев «Наступила осень», В. Бианки «Синичкин календарь»,З. Федоровская «Осень», К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев», Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме», А. К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад», Алябьев сказка «Как небо собирается в гости к Земле»,А. Плещеев «Скучная картина»
Социально-коммуникативное развитие
Ручной труд:
-Изготовление из фантиков листьев
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты».
Игры – драматизации:
«Репка», «Под грибком».
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Труд на участке:
-сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
-уборка опавшей листвы
-подготовка клумбы группового участка к зиме
Художественно-эстетическое развитие
НОД (лепка) «Осенние деревья»
НОД «Лес точно терем расписной.»
НОД «Осенний пейзаж»(рисование)
Прослушивание аудиозаписи П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени «Зонтик», «Осень»
Продукт проекта:
- Картотека конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме;
- Картотека конспектов бесед;
- Картотека подвижных игр и пальчиковых игр;
- Картотека словесных игр, художественного слова (стихи, загадки);
- Оформление книжной выставки, создание «библиотечки» книг по тематике;
-Фотогазета «Золотые краски осени!»;
- Презентации для детей;
- Подборка мультфильмов ;
- Подборка музыкальных произведений;
- Работы детей (творческие работы);
- Наглядная информация для родителей (консультации);
- Выставка поделок из природного материала «Осень -славная пора!»
Этапы реализации работы:
I этап:
Подготовительный - ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
- домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы о осени, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок;
- подбор художественного материала (стихи, загадки, рассказы, пословицы.) педагогами;
- подбор дидактического и методического оснащения проекта;
- создание книжной выставки;
II этап:
Практический
- НОД;
- наблюдения в природе (на территории детского сада, в парке, в лесу);
- игровые упражнения, игры, инсценировки, чтение, выставка книг, беседы, пальчиковые игры;
- просмотр презентации, видео-ролика, мультфильмов;
- прослушивание музыкальные композиции русских композиторов;
- посещение экскурсии в парк, в лес;
- мероприятия с родителями, творческие работы родителей и детей;
III этап:
Заключительный
- спортивное мероприятие «Кросс нации»;
-развлечение «Осенины»
- выпуск фотостенда «Осеннее настроение!»;
- выставка поделок своими руками из природного материала;
-организация экскурсии в парк «К и О», в лес;
- отчет о реализации проекта (полученный материал по проекту);
- презентация проекта;
Этапы реализации проекта.
I этап.
Постановка проблемы. Подготовительный.
Родителям сообщается о проведении проекта, вывешивается объявление с планом реализации проекта, с его условиями, домашнее задание (рассмотреть с детьми энциклопедии, иллюстрации о временах года, найти и прочитать художественную литературу по теме, выучить стихи и загадки об осени)
В группе подобрали дидактическое и методическое оснащение проекта,
сделали подборку подвижных игр, оформили центр природы в осеннюю тематику, подобрали художественный материал (стихи, загадки, рассказы, пословицы.); разработали консультации для родителей.
Каждое утро начинается с игровой утренней гимнастики на улице. В свободной деятельности детям были предоставлены раскраски по данной теме, настольно-печатные игры, фотоальбомы, детская литература.
II этап.
Практический
Организация деятельности проекта.
1. НОД. «Золотая осень», «Осенние деревья», «Осенний пейзаж», «По следам осени», «Путешествие в осенний лес».
Цель: Расширять представления детей о разнообразии осени. Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
2. Наблюдения на прогулке
Цель: формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы
3. Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Что мы знаем о лесе», «Осень. Что я знаю об осени», «Приметы поздней осени».
Цель: - расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
4. Игровая деятельность. Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр:
1. Словесные игры и упражнения: ««Осенние деревья», «Подбери действие», «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Один – много», «Вспомни – назови», «Будь внимательным»;
Цель: развивать слуховое внимание; воспитывать выдержку; формировать умение составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь; находить сходства и различия; развивать у детей самостоятельность в игре.
2. Пальчиковые игры: «Листья» «Осенние листья»
Цель:- формировать умение согласовывать движения с речью, развивать мелкую моторику пальцев, формировать представление об осени.
3. Подвижные игры: «Съедобное — несъедобное!» «Осенние листочки» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Физкультминутки: «Клён» «Листопад» «Грибы»:
Цель: Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе. Доставить детям радость от игры. Пользоваться знаниями, полученными на познавательных занятиях, закреплять знания о сезонных явлениях.
5. Творческие игры
Настольно-печатные игры: «Времена года»
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты».
Цель: Закреплять знания детей о временах года, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
6. Художественно-речевая деятельность.
Цель: Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, последовательности осенних месяцев, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (значение листопада для жизни растений зимой, влияние сезонных изменений на жизнь растений, животных, человека, через чтение художественной литературы, заучивания стихов.
Знакомство с литературными произведениями: басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»,А. Ерикеев «Наступила осень», В. Бианки «Синичкин календарь»,З. Федоровская «Осень», К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев», Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме», А. К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад», Алябьев сказка «Как небо собирается в гости к Земле»,А. Плещеев «Скучная картина»; заучивание стихотворений И. Пивоварова «Осенний клад», А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»;.
Чтение пословиц и поговорок об осенних явлениях, загадки.
7. Музыкальная деятельность.
Цель: Приобщать детей к музыкальному искусству, знакомить с высокохудожественными произведениями, побуждать детей высказывать свое отношение к музыке. П. И. Чайковского «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»
8. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: Развивать способность детей к изобразительной деятельности, творческие способности детей, доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
9. Просмотр презентации ««Осень», «Волшебница осень», «Листопад», «Сад-огород»».
Цель: Способствовать познавательному развитию детей: расширять кругозор детей, вызвать положительные эмоции.
III этап.
Заключительный
1. Музыкальное развлечение «Осенины»
Цель: расширение представления о том, что осень – время сбора большого урожая. Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств. Обогащать художественные представления об осени.
Продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу. Создать праздничную атмосферу.
2. Выставка поделок из природного материала ««Осень - славная пора!»
Цель: раскрыть и показать имеющиеся таланты в семье - изготовление поделок из природного материала- шишек, листьев, веток семян, и. т. д.
3. Консультации и папки-передвижки для родителей.
«Осенние наблюдения на прогулке», «Почему осенью листья желтеют и опадают», «Грибы»
Цель: Познакомить родителей с информацией.
4. Спортивное мероприятие «Кросс нации-2018».
Цель: формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; привитие здорового образа жизни; развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.
6. Экскурсия в парк Культуры и отдыха.
Цель: Привлечь родителей к сопровождению детей на экскурсию.
7. Поход в осенний лес.
Цель: знакомить с правилами поведения в парке (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть живущих там птиц и зверей, нельзя сорить,развивать эмоционально — эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы;
8. Составление стенгазеты «Осеннее настроение!»
Цель: оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Оценка результатов.
Данный проект, который был реализован в МДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида», в сентябре, 2018 года с детьми подготовительной группы показал следующее:
• Появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем интересна осень.
• Расширился и активизировался речевой запас детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства со стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• В процессе знакомства со сказками, рассказами, осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, дети стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием стали участвовать в коллективной беседе.
• У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к окружающему миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
• Стали формироваться знания, накопленные в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание. Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики различных направлений искусства – музыки, живописи, поэзии. В ходе проекта дети научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения в своих рассказах, в рисунках, в музыкально-ритмических движениях.
• Повысилось эмоциональное, психологическое, физическое благополучие детей;
• Познакомились с новыми подвижными и пальчиковыми играми;
• Возникли новые разнообразные замыслы в самостоятельных играх;
• Для детей были созданы интересные презентации по теме проекта;
• У родителей появилась заинтересованность в образовательном процессе детского сада;
• Появилось желание организовывать активный досуг в семье;
• В родительском уголке появилась наглядная информация о теме проекта;
• Были проведены совместные мероприятия с родителями;
• Каждый педагог, родитель, ребенок был активным участником проекта в силу своих возможностей.
Благодаря этому проекту, месяц был насыщен интересной разнообразной деятельностью, познавательными прогулками, творческими работами и положительными эмоциями.