Анна Зайцева
Проект «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Природа - это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего слово «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он живет. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Публикация «Проект „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В нашем поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, чудесный парк, озеро. Изучать все это лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Тип проекта : групповой
Продолжительность: средней продолжительности (с …. 1, 5 месяца)
Возраст: 5-6 лет
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители воспитанников
Мотив
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето.
А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет собрать листочки. Что ни говори, а сбор листьев — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улитку, а кому-то ежика. Но, сбор листьев, не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листочки, желает подарить их любимой маме, поставить вазу, нарисовать букет и т. д.
К детям в группу приходит осень : «Ребята, меня все ругают, обзывают, говорят, что я плохое время года. Я убиваю деревья, цветы, заставляю животных, птиц, насекомых заснуть. Из – за меня мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь». Воспитатель предлагает детям доказать осени, что она хорошее время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.
Постановка проблемы
Решение проблемы Дети пытаются доказать Осени свою правоту, но не могут этого сделать, понимая, что у них недостаточно знаний об этом времени года. Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
• обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о времени года «Осень»;
• продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
• презентация проекта,
• осенний праздник с приглашением и участием родителей
• выставка «Искусница осень» (поделки из природного материала совместно с родителями)
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
Цель
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей;
Задачи
расширить и обогатить представления детей об осени, как времени года;
формировать основы экологической культуры дошкольников и безопасного поведения через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы;
закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. ;
• уточнять, обогащать и активизировать словарный запас; развивать связную речь;
• развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
воспитывать моральные качества: доброту, чуткость, сострадание, умение сопереживать
Ожидаемый результат
В старшей группе дети еще в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Участие детей в проекте «Осень – чудная пора» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей
Основной (практический) этап
Образовательные
области Формы работы с детьми
Познавательное развитие • Ознакомление с миром природы :
«Во саду ли в огороде. Еда вкусная и полезная»,
«В лес за грибами и ягодами» (с использованием ИКТ, «Деревья и кустарники», «Хлеб – богатство народа» (с использованием ИКТ, «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные осенью»
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Игры с кинетическим песком;
Игра с песком на участке;
Моделирование с палочками Кюизенера;
Игры с конструктором
Дидактические игры на развитие внимания, мышления, речи: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Какое это растение?», «Четвертый лишний», «Много – мало»
Сезонные наблюдения
-за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, дождём);
-за красотой и богатством осенних красок;
-за цветником;
-за перелетными птицами;
-за животными ;
-за насекомыми;
-за деревьями, растущими на территории детского сада
Ситуативный разговор:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Чем полезны овощи и фрукты?», «За что ты любишь осень?»
Речевое развитие Составление описательных рассказов о времени года, о диких и домашних животных по схеме
Заучивание стихотворений (по схеме) :
«Осень, осень к нам пришла», «Ходит осень в нашем парке», «Жил-был грибочек», «У лисы есть дом…»
Пальчиковая гимнастика
Физкультминутки
Чтение художественной литературы:
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»; Л. Толстой «Дуб и орешник»; З. Федоровская «Осень»; К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»; А. Плещеев «Скучная картина»; К. Бальмонт «Осень»; Н. Сладков «Осень на пороге»; Е. Благинина «Улетают, улетели»; А. Ерикеев «Наступила осень»
Пословицы, поговорки, загадки об осени
Социально-коммуникативное развитие Формировать привычку следить за чистотой одежды на прогулке
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, трудиться, стремление радовать взрослых хорошими поступками,
Расширять представления о правилах поведения в природе
Сюжетно-ролевые игры : «Магазин», «В лесу», «Зоопарк»
Труд в природе : воспитывать желание участвовать в уходе за растениями на участке, собирать мусор на участке, собирать листья, воспитывать уважение и бережное отношение к результатам труда взрослых
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Натюрморт с овощами»; «Грибы» (ватными палочками); «Осенняя березка», «Ежик» (пластмассовыми вилками, «Пушистое животное – кошка» (методом тычка, «Медвежонок Мишка» (методом тычка) «Осеннее дерево» (кляксография)
Лепка
«Овощи, фрукты» (пластилинография, «Кленовые листья» (пластилинография, «Деревенское подворье»
Аппликация: «Дары осени» (торцевание, «Грибы»,
«Забавный лось»
Физическое развитие Ситуативный разговор:
- «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
-Схема одевания на прогулку.
-Схема мытья рук.
-Консультация с родителями «Прогулки осенью».
Работа с родителями
Стендовая информация для родителей.
Консультация «Влияние природы на духовное развитие ребенка»;
Выставка «Искусница осень» (изготовление поделок совместно с детьми из природного материала);
Организация выставок детских работ;
Заключительный этап:
• оформление выставки поделок «Искусница осень» из природного материала
• подведение итога выставки среди семей
• вручение памятных дипломов
• подготовка и проведение осеннего праздника с приглашеним и участием родителей
• презентация проекта