Захарова Екатерина
Творческий групповой проект «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Тип проекта : познавательно – творческий; групповой.
Продолжительность: 2.10.2019– 31.10.2019
Актуальность.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Публикация «Творческий групповой проект „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Цели:
1. расширение представлений детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях;
2. становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
Задачи:
1. обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
2. расширить представления детей о пользе и многообразии осенних даров природы;
3. развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок и при рассматривании иллюстраций;
4. расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире;
5. воспитывать у детей бережное отношение к живой и неживой природе;
6. развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас.
Ожидаемый результат:
1. закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
2. расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
3. применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
4. отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
5. заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный
Выбор темы проекта; определение цели и задач проекта; составление плана работы; изучение методической литературы; подготовка оборудования и материалов; предварительная работа с родителями.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План реализации проекта
1 неделя
Беседа «Что нам осень принесла»
Беседа «У цветочной клумбы»
Д/и «Приметы осени»
Чтение А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
НОД «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты»
Презентация «Осень»
Рисование «В саду яблоки созрели»
П/и «Бездомный заяц»
С/р игра «Путешествие в осенний лес»
2 неделя
Беседа «Растительный мир осенью»
Беседа «Лесные опасности»
Д/и «Чьи листья»
Чтение К. Бальмонт «Осень»
НОД «На лесной полянке выросли грибы»
Лепка «Грибная поляна»
П/и «Сокол и голуби»
С/р игра «Овощной магазин»
3 неделя
Беседа «Вода и осадки»
Беседа «Листопад»
Д/и «Подбери действие»
Чтение И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»
НОД «Дарит осень чудеса»
Пластилинография «Кленовый лист»
П/и «Совушка»
С/р игра «Перелетные птицы. Появление птенчиков в гнезде»
4 неделя
Беседа «Мы – друзья природы»
Д/и «Запасы зверей»
Чтение П. Молчанов «Последний лист»;
НОД «В гости к осени»
Рисование «Осенний лес»
П/и «Мышеловка»
С/р игра «Поездка в лес за грибами»
КВН
Взаимодействие с родителями
Участие в выставке «Чудеса с грядки»
КВН
Приложение 1
Беседа «Что нам осень принесла»
Цель: расширять представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.
Беседа «У цветочной клумбы»
Цель: познакомить детей с осенними цветами, показать строение растения. Закрепить понятие высокий - низкий (цветок, длинный - короткий (стебель).
Беседа «Растительный мир осенью»
Цель: расширять представление детей о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.
Беседа «Лесные опасности»
Цель: расширять представление детей о ядовитых растениях. Учить различать их по внешнему виду.
Беседа «Вода и осадки»
Цель: расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.
Беседа «Листопад»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Беседа: «Мы – друзья природы»
Цель: закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
Приложение 2
НОД «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты»
(см комплексные занятия с. 53)
НОД «На лесной полянке выросли грибы»
(см комплексные занятия с. 98)
Составление описательного рассказа по схеме: «Осень»
Цель: Научить детей составлять и рассказывать рассказ об осени с опорой на схему - описания.
Задачи: Продолжать учить детей составлять рассказ с опорой на схему - описания; продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным по теме; развивать общую моторику детей; продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь детей по теме осень; упражнять детей в образовании существительных в именительном падеже множественного числа; развивать зрительное и речевое внимание, мышление, память.
Ход занятия:
В. : Ребята, скажите, какое время года наступило? (Осень)
А вы, хотите чтобы она к нам в гости пришла? (Да) Тогда давайте скажем волшебные слова: Осень, осень в гости просим (Дети повторяют все вместе). (Раздается музыка осени. Воспитатель выставляет картинку осени)
В. : А вот и сама хозяйка осеннего царства, королева Осень пришла к нам в гости. И принесла с собой корзинку с подарками.
Игра «В гости осень к нам пришла и подарки принесла» (в корзинке картинки с изображением даров осени)
Ребенок берет картинку и говорит: В гости осень к нам пришла и в подарок принесла грибы, орехи, шишки, листья, тучи, дожди, фрукты и т. д.
В. : Сегодня мы с вами вспомним, какая она осень и подарим осени рассказы о ней.
Игра «Какой, какая, какие» (игра с мячом, дети предают мяч и называют признаки)
В. : Мячик вы передавайте какие осенью тучи называйте…. Мячик вы передавайте какие листья осенью называйте…Мячик мы передаем какое солнце осенью назовем …. Мячик мы передаем какая осень назовем…
В. : Какие вы молодцы, сколько слов хороших вы знаете об осени. А королева Осени приготовила для вас загадки, давайте мы их с вами разгадаем.
Игра «Что бывает осенью» (ответ полным предложением)
Осенью с дерева падают листочки или распускаются цветочки.
Осенью птицы прилетают или улетают.
Осенью начинается листопад или снегопад.
Осенью у зайца шубка серая или белая.
Осенью урожай садим или собираем.
Осенью в лесу растут елочки или грибочки.
Осенью утром на улице темно или светло.
Осенью насекомые просыпаются или засыпают.
В. : Вы постарались на славу, давайте теперь поиграем с осенним дождиком.
Физминутка.
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки)
Начал капать дождь колючий. (поднимают вверх перекрещенные руки)
Долго дождик будет плакать, (прыгают на носочках, держат руки на поясе)
Разведет повсюду слякоть. (приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (идут по кругу, высоко поднимая колени)
В. : Вы очень много знаете об осени, давайте расскажем королеве Осени о том какая она. А поможет нам в этом схема-помощница (дети рассматривают схему, объясняют значение символов).
Рассказы детей.
В. : Кто к нам в гости приходил? Что мы подарили королеве Осени? Чем вам нравиться осень.
НОД «В гости к осени»
Ход занятия:
В. : Ребята, а вы любите ходить в гости? Хорошо, сегодня мы отправимся в гости. А к кому, вы догадайтесь сами отгадав мою загадку.
У избы помоет крышу,
Отведёт в берлогу мишу,
Труд крестьянский завершит, а потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим: «Кто, ты?» - услышим :
(Осень)
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
В. : Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте подберем много слов – определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.).
В. : Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф. И. Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
В. : Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
В. : Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (ответы детей)
В. : одна из первых примет осени – желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала». Липа увядать начала, значит и лето завяло. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.
В. : ребята, посмотрите, какой у меня букет из осенних листьев. Осень, словно искусный художник. Выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо! Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (красным, жёлтым, багряным, коричневым, и т. д.)
В. : Подберите много- много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, и т. д.)
На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки).
А листья дуба? (На медные монеты).
Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели)
Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)
Листья осенью красивые, а стали ещё (Красивее.)
И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
Физкультминутка (музыка «Осенний дождь»)
Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (Движение руками вправо, влево.)
Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся.)
В. : Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей красотой. Удивительная, неповторимая эта пора – увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка - сентябрь, да кормить горазд.
В. : Дети, чем богат сентябрь? (Овощами, фруктами, грибами, ягодами, на полях собирают урожай зерновых культур). Давайте возьмем корзинку и соберем туда богатый осенний урожай овощей.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, (шагают пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. Ох! (Хлопок).
Вот овощи спор завели на столе – (Попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней, и нужней на земле.
Картошка? капуста? морковка? (Загибают пальчики на обеих руках).
Горох? Петрушка иль свекла? Ох. (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу).
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, петрушку и свеклу. Ох (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест - накрест на столе.)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. Ох (Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают как едят суп.)
Воспитатель: Чтобы собрать, сохранить, переработать богатый урожай нужно приложить немало труда. Где трудятся люди осенью? (В полях, садах и огородах).
В. : Какую работу люди выполняют в поле? (Хлеборобы, комбайнеры убирают хлеб. Животноводы заготавливают корм для скота.. Трактористы пашут землю после уборки урожая.)
В. : Овощи заготовили, травы собрали, зерно убрали. Больше нечего делать человеку осенью? Работы еще много. Люди окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить кору от вредных грызунов и морозов.
Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов.
Игровое упражнение «Садовник».
Мы вчера в саду гуляли. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст.)
Яблони белили мы, известью, белилами. (Движения правой рукой вверх, вниз.)
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком)
Завели мы разговор: -
Ты, скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центре стоит один ребенок)
Дам в награду слив лиловых,
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке)
В. : Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь - месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
В. : «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
В. : Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
В. : Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
В. : Какие улетают чуть позже?
В. : Какие птицы улетают последними?
В. : Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
В. : А птиц, которые зимуют у нас?
В. : В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?
В. : Чем занимаются люди в октябре?
В. : Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.»
В. : А, не отправиться ли нам за грибами? (Да).
В. : Ноябрь - последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
В. : Чем занимаются лесные жители в ноябре?
В. : Какие работы у людей в ноябре?
В. : Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень - «серебряной». Почему?
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму.
В. : Ребята, вот мы и познакомились с Осенью. Смогли поиграть и узнать много нового. А осень подарила нам подарок: игру - лото «Дары лета».(воспитатель вносит игру и вместе играют.)
Приложение 3
Рисование «В саду яблоки созрели»
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Обогащать и расширять художественный опыт работы с акварельными красками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Ход занятия:
В. :
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
После того как дети отгадают загадку воспитатель достает из корзинки по одному яблоку, подносит каждому ребенку, чтобы ребенок ощутил его запах.
В. : Ребята, а вы знаете, кто любит яблоки?
(ответы детей)
В: Вы знаете, что можно приготовить из яблок?
(Сварить компот).
В. : Верно, а еще можно приготовить вкусное яблочное повидло и испечь пирог с яблоками.
Яблоки румяные, в них медовый сок!
Испечет нам мама яблочный пирог.
Вкусный и душистый выйдет пирожок,
С золотистой коркой – съешь его, дружок!
В: давайте рассмотрим с вами картину яблоневого сада.
Воспитатель уточняет, что в саду созрели яблоки, и что пришла пора собирать урожай. На каждой яблоне растут яблоки только одного цвета. На одном дереве - красные яблоки, на втором - желтые, а на третьем - зеленые.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - апельсин,
Он конечно не один,
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша.
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Фрукт для вас и для нас.
В: сегодня мы с вами нарисуем свой яблоневый сад, в котором будет много яблок. С чего мы начнём рисовать яблони?
(ответы детей)
В: верно, сначала мы нарисуем ствол дерева. Рисовать ствол мы будем сверху вниз. Ствол рисуем с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку. Дальше нарисуем ветки. От ствола дерева отходят большие ветки, они все смотрят наверх. А от больших веток отходит много маленьких веточек. Их будем рисовать кончиком кисточки, чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее.
В: а теперь мы будем рисовать яблочки. Яблоки мы будем рисовать ватными палочками. Посмотрите, берем ватную палочку, обмакнули её в воду, выбрали цвет вашего яблочка, например красный и примакнули ватную палочку к ветке вашей яблони.
(Дети выполняют работу.)
В: Какие замечательные яблоки у вас получились: крупные, румяные, так и просятся в рот.
В: Давайте выставим наши рисунки, чтобы все любовались вашими яблочками. Молодцы, ребята. Занятие окончено.
Лепка «Грибная поляна»
Цель: Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев; учить передавать некоторые характерные признаки: углубления, загнутые края (шляпок грибов, утолщающиеся ножки. Развивать воображение, общую ручную умелось, мелкую моторику кистей рук, эстетический вкус.
Ход занятия:
В. : Осенью часто идут дожди. Что вы делаете, когда идет дождик? А когда идет сильный дождь? (ответы детей)
А я знаю что-то, что не хочет прятаться от дождя. Наоборот, он ждет дождик, и чем чаще и сильнее дожди его поливают, тем больше и быстрее он растет.
Вот он - это гриб. Посмотрите, что есть у грибочка - одна ножка и красивая шляпа. Наверное, поэтому ему дождь не страшен. Шляпка, словно зонтик, накрыла гриб. Грибы растут большими семьями: рядом и большие и маленькие грибочки - целая грибная поляна.
В. : Кто из вас ходил в лес за грибами? Вижу, многие из вас имеют опыт в этом деле. Тогда скажите мне, пожалуйста, на какие группы делятся грибы? (Съедобные и несъедобные). Какие съедобные грибы вы знаете? (белые, подберезовики, подосиновики, рыжики, лисички, опята, маслята).
В. : Кто из вас догадался, что мы сегодня будем лепить на занятии?
(ответы детей)
В. : Да, сегодня на занятии мы будем лепить грибы. Давайте посмотрим, как они выглядят (рассматривают картинки).
Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки и ножки).
Рассмотрите форму шляпок и ножек грибов. Все ли они одинаковые?
Что нужно скатать из пластилина, чтобы вылепить шляпку? (Шар).
Что нужно скатать, чтобы получилась ножка гриба? (Валик).
Давайте разделим пластилин коричневого цвета на две части. Одна часть побольше (для шляпки, другая поменьше (для ножки). Возьмем большую часть пластилина и скатаем большой шар. Какими движениями ладоней мы будем катать шарик? (круговыми). Берем вторую половину разрезанного темного пластилина и лепим из него валик, утолщенный с одного конца.
Теперь надо определиться, какой гриб я буду лепить – если белый гриб, то шар я должна расплющить – загнуть края шляпки вниз. Теперь берем маленький кусочек светлого пластилина для белого гриба, и катаем из него тоже шарик и расплющиваем его в тонкий диск. Если кто-то будет лепить рыжик или другие грибы будем лепить грибы круглой, овальной, дискообразной формы, для этого вам нужно сделать углубление в шляпке. Работать будете всей кистью руки и пальцами, передавая некоторые характерные признаки: углубления, загнутые края (шляпок грибов, утолщающиеся ножки.
У меня получились отдельные детали гриба. Сейчас я начну их соединять. К нижней части шляпки прикрепляю светлый тонкий диск. Делаю углубление для ножки и прикрепляю ножку. Вот и готов мой грибочек.
Пальчиковая гимнастика
1, 2, 3, 4, 5. Мы грибы идем искать (выполняем движения пальцами).
Этот пальчик в лес пошел (стучим мизинцами по стулу,
Этот пальчик гриб нашел (стучим безымянными по столу,
Этот пальчик чистить стал (стучим средними по столу,
Этот пальчик жарить стал (стучим указательными по столу,
Этот пальчик все съел, оттого и потолстел (стучим большими по столу).
Самостоятельная работа.
В. : Давайте вспомним, названия каких грибов вы знаете? (рыжики, опята, маслята, белые, подосиновики, подберезовики, грузди, лисички и т. д.).
В. : А теперь посмотрим, какие грибы вы слепили.