МААМ-картинки

Проект «Организация финансового просвещения в ДОУ, как средство эффективной социализации детей»

Колова Лариса Степановна
Проект «Организация финансового просвещения в ДОУ, как средство эффективной социализации детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Финансовое просвещение дошкольников это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой неотделимой от ребенка дошкольного возраста его жизни.

Публикация «Проект „Организация финансового просвещения в ДОУ, как средство эффективной социализации детей“» размещена в разделах

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с такими понятиями как деньги, они смотрят рекламу по телевизору, они ходят за покупками в магазин, участвуют в купле продаже и в других экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе нравственный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, обязанность, умение подчинять свои желания возможностям. Бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей. Задача педагогов и родителей помочь адаптироваться к современной действительности дошкольнику, правильно понимать и оценивать явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь, стать социально полноценной личностью.

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества, и свойства личности в сфере финансового просвещения,

Данный проект разработан в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Нормативные документы

Проект разработан в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);

«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Цель: Создание условий для финансового просвещения и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта :

1. Формирование первичных финансово-экономических представлений (о потребностях человека, о труде взрослых, товаре-продукте труда, бюджете семьи).

2. Воспитание у детей социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере финансов.

3. Вовлечение родителей в процесс финансового просвещения дошкольников.

4. Формирование у педагогов ДОУ специальных компетенций, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность в рамках финансово экономического просвещения детей и родителей.

Участники проекта :

дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, воспитатели группы, родители, социум, специалисты

Сроки реализации проекта : 2018-2019 учебный год.

Тип проекта : информационно – практико - ориентированный

Этапы проекта

1 этап организационно- подготовительный

- Создание творческой группы для организации работы по финансовому просвещению в ДОУ.

- Повышение квалификации педагогов по финансовому просвещению дошкольников :

- Подбор и изучение литературы;

- Курсы повышения квалификации;

- Семинары, вебинары.

- Разработка проекта по финансовому просвещению дошкольников «Организация финансового просвещения в ДОУ как средство эффективной социализации детей»

- Разработка учебно - тематического плана работы на два года, отражающего систему мероприятий с дошкольниками, родителями и социальными партнерами;

- Разработка системы отслеживания результатов освоения проектов.

- Создание в группе предметно-пространственной развивающей среды, способствующей финансовому просвещению дошкольников

2 этап – Практический:

- Организация педагогической диагностики по выявлению уровня финансовой грамотности дошкольников

- Проведение анкетирования родителей, с целью выявления их финансовой грамотности

- Реализация учебно-тематического плана работы, разработанного в рамках проекта «Организация финансового просвещения в ДОУ как средство эффективной социализации детей»

- Пополнение по ходу реализации проекта предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, способствующей финансовому просвещению дошкольников

- Организация мероприятий по отслеживанию результатов реализации проекта

3 этап – Заключительный:

- Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательного квеста «Страна Экономика»

- Анализ результатов реализации проекта «Экономика для малышей»

- Обобщение материалов, разработанных в ходе реализации проекта в дополнительную общеразвивающую программу «Экономическое воспитание дошкольников»

Управление и обеспечение проекта

Система работы по формированию финансовой грамотности детей рассчитана на один учебный год. Проводиться во вторую половину дня, 2 раза в месяц в кружковой работе, в старшей группе. ООД проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей организованной деятельности и необходимого оборудования.

Организация работы с детьми :

- Экскурсии

- Игровая деятельность

- Проблемные ситуации

- Викторины, праздники

- Познавательные квесты

- Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов

Организация работы с родителями :

- Просвещение родителей (консультации, беседы и т. д.)

- Совместные праздники

- Привлечение к созданию РППС

- Конкурсы, выставки

Организация работы с педагогами :

- Изучение литературы и нормативных документов

- Повышение квалификации (курсы, вебинары)

- Педагогическое проектирование (разработка конспектов, проектов, сценариев мероприятий)

Педагогическое просвещение в ДОУ (консультации, лекции, семинары)

Ресурсное обеспечение

Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Банк», «Супер - маркет», «Доктор», «Почта», «Стройка», «Повар», «Парикмахерская», «Пожарные», «Булочная», «Кафе», и т. д.)

Дидактические игры: «Монополия», «Кем быть», «Планирование семейного бюджета», «Хочу и надо», «Магазин», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы, важные профессии», лепбуки: «Цифры», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Одежда», «Деньги», «Экономика для малышей», «Креативные матрешки».

Картотека игр: «Груша-яблоко», «Кто как работает», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Совместные покупки», «Самостоятельная покупка», «Купи другу подарок», «Кто что делает», «Угадай, где продаются», «Магазин игрушек»

Наглядно иллюстративный материал: «Профессии», «Цифры», денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

Произведения художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка» «Иван Царевич и серый волк», произведения С. Я. Маршака и С. Михалкова, Г. -Х. Андерсона «Дюймовочка, фольклор о труде, профессиях, пословицы и поговорки о труде, о деньгах, о цене, о товаре, о бережливости.

Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки тетушки Совы», р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Телефон», «Доктор Айболит».

- Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год

Месяц Тема Мероприятие Цель Сопутствующие формы работы

Сентябрь Мониторинг Провести мониторинг

сформированности

первичных представлений

детей о потребностях,

труде, товаре, деньгах

и семейном бюджете. Игра «Угадай, что в мешочке»;

игровое упражнение «Что сколько стоит?»;

чтение отрывка из сказки про кота Белобока; д/и «Назови профессии»; загадывание загадок.

Октябрь Потребности 1Беседа «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности»

2. Игра-путешествие «Наши потребности»

Познакомить детей с понятием «потребность», познакомить с бытом древних людей. Уточнить каковы потребности у первобытных людей.

Формировать у детей элементарные

экономические

представления,

обобщать знания о

потребностях человека. Д/И «Хочу и надо», Просмотр мультфильма К. И. Чуковский «Телефон» ;

Чтение русской народной сказки: «Как коза избушку построила».

Ноябрь Мир профессий 1. Деловая игра «Мир профессий»

2. Сюжетно-ролевая игра «Город мастеров» Закреплять представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них.

Д/И «Кто кем работает?»,

Д/И «Кому что нужно»

Ситуативный разговор «Кем я хочу стать и почему?»,

Рисование «Моя будущая профессия»

Декабрь Труд взрослых 1. Беседа «Почему все взрослые работают»

2. Игра «Как кот Белобок лень преодолел» Продолжать формировать у детей представления, что работа является первоосновой жизни для человека.

Выяснить сущность понятия «трудолюбивый человек», «ленивый человек». Д/И «Кто как работает?»

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» 6 серия «Работа»

Январь Товар- продукт труда 1 Беседа «Товар – продукт труда»

2. Игровые ситуации «Что сколько стоит» Познакомить детей с понятием «Товар –продукт труда».

Закреплять знания детей о том, где производятся товары, о товарах нашего города.

Расширять знания детей о ценах на товары и услуги, о том, почему один и тот же товар может

быть дешевле и дороже, и от чего это зависит; познакомить детей с тем, как цена определяется спросом и предложением воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги. Д\И «Что быстрее купят?»

Сказка Ш. Перро «Золушка»

Февраль Товар- продукт труда 1. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок на ярмарку»

2. Выставка –Ярмарка Развивать продуктивную, творческую деятельность детей

Формировать элементарные знания об экономике: о товаре, о качестве товара, о потребностях группы, личных потребностях, о рекламе и её назначении, о понятиях рынок (ярмарка); развивать у детей содержательно и выразительно выполнять взятую на себя роль; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, дружеские взаимоотношения во время игры.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»;

Просмотр презентации «Веселая ярмарка»;

Просмотр р. н. с. «Как старик корову продавал»

Март Деньги 1Игра «Путешествие золотой монетки»

2. Викторина «Финансовая азбука» Познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам

Закреплять знания детей о финансовой грамотности Рассматривание монет, денег

Апрель

Бюджет семьи 1 Игровые ситуации «Как правильно тратить деньги»

2. Беседа «Семейный бюджет и расходы семьи» Формировать экономическое мышление и культуру общения с деньгами

Расширять

представление детей

о том, как складывается

семейный бюджет;

познакомить с

новым понятием

«расходы», какими

они бывают (на

товары длительного

пользования,

на товары

кратковременного

пользования, на услуги);

воспитывать в детях

бережливость

и умение экономно

(разумно) тратить деньги.

Д/И «Размен»,

Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

Май 1. Экономический квест «Страна экономика»

2. Мониторинг по итогам изучения Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные экономические представления, развивать экономическое мышление, воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики

Провести мониторинг

уровня освоения

детьми экономических

категорий Д/И «Что быстрее купят?»;

Экономические задачки.

План работы с родителями

Старшая группа

№ Месяц Мероприятия

1 сентябрь Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности»

2 октябрь Привлечение родителей к оформлению ППРС в группе (сюжетно-ролевая игра «Банк», «Супер-маркет»

Рекомендации для родителей «Вместе с детьми»

3 ноябрь Консультация «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность»

4 декабрь Консультация «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников»

П/П «Картотека игр по финансовой грамотности»

5 январь Совместная продуктивная деятельность родителей и детей «Изготовление поделок на ярмарку»

6 февраль Выставка - Ярмарка

7 март Познавательный маршрут «Банк», «Банкомат»

8 апрель Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей»

9 май Экономический квест «Страна экономика»

План методической работы по финансовой грамотности

Срок реализации Содержание работы Ответственные

Май Консультация для воспитателей «Воспитание

финансовой грамотности детей дошкольного

возраста» Ст. методист

Июнь Просмотр вебинара «Организация финансового

просвещения в ДОО» Ст. методист

Июль-август Разработка проекта по финансовой

грамотности

«Организация финансового просвещения в ДОУ как средство эффективной социализации детей»

Разработка планов работы, конспектов, мероприятий (старшая группа, подготовительная к школе гр.)

Создание образовательно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности дошкольников

Творческая группа

Воспитатели групп (ст. гр., под. гр.)

Сентябрь Международная онлайн викторина «Финансовая грамотность»

Методические рекомендации для воспитателей «Картотека игр по финансовой грамотности» Воспитатели групп (ст. гр., под. гр.)

Ст. методист

Октябрь- ноябрь Методические рекомендации для воспитателей (создание медиотеки сборник мультфильмов) Ст. методист

Декабрь Семинар-практикум «Финансовая грамотность для взрослых и детей»

Ст. методист, педагоги ДОУ

Февраль Совместное творчество детей и родителей «Изготовление поделок на ярмарку»

Выставка-Ярмарка Воспитатели групп (ст. гр., под. гр.)

Март Создание лэпбуков Воспитатели групп

Май Анализ результатов реализации проекта Ст. методист

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

- Активно использовать в игровой деятельности основные финансовые понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить

- Осознавать, что сбережения семьи -это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и помогут быть использованы для отдыха всей семьи или приобретения необходимых, вещей

- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

-Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека

В результате организации работы по финансовому просвещению родители :

- Приобретение позитивного отношения и осознанное стремление к раннему финансовому просвещению детей

Педагоги:

– Высокий уровень овладения теоретическими, методическими, технологическими знаниями педагогами по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО» Смотр-конкурс в детском саду организован в соответствии с годовым планом, приказом и положением. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лэпбук как.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Организация финансового просвещения в ДОУ, как средство эффективной социализации детей»
Опубликовано: 16 января 2020 в 05:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Организация финансового просвещения в ДОУ, как средство эффективной социализации детей»» (включая файлы) размещена пользователем Колова Лариса Степановна (УИ 2177813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД