Папки-передвижки

Проект опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек старшего возраста

Кучерова Светлана
Проект опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек в условиях ДОУ и семьи

Цель программы: повышение уровня интереса девочек к народным традициям и знаний народных традиций, применения родителями в воспитании народного фольклора и пр.

Задачи на данном этапе: подготовить и реализовать программу воспитания девочек, основанную на народных традициях.

Время проведения: март-май 2019 года.

Публикация «Проект опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек старшего возраста» размещена в разделах

Формы работы: индивидуальная (с родителями, групповая (на базе МБДОУ).

Материалы: материалы и приспособления для создания русской избы, декораций (листики с гжельской росписью и пр., народные костюмы для участвующих в празднике, таблицы с народными узорами и фигурками, столы с вазонами, скамейки, имитация сарая и колодца, вёдра оцинкованные, аудиоаппаратура, музыка на песни» и др.

Программа состоит из двух блоков:

1 блок — психолого-педагогическая программа, направленная на воспитание девочек с применением народных традиций в МБДОУ.

2 блок — психолого-педагогическая подготовка родителей (мотивация к использованию народных традиций в семье в воспитании девочек).

Блок 1. Психолого-педагогическая программа, направленная на воспитание девочек с применением народных традиций в МБДОУ.

Цель: познакомить и приобщить девочек к знаниям о воспитании девочек в разные времена, а также дать возможность проявить творческие способности в фольклорном празднике, сформировать у родителей интерес к правильному воспитанию девочек в народных традициях.

Задачи на данном этапе: сформировать позитивное отношение у девочек, родителей к русским народным традициям (использование песен частушек, потешек, плясок и т. д., сформировать у родителей умение воспитать в девочках посредством применения народных традиций лучшие женские качества (доброту, сочувствие, сопереживание, гостеприимство, заботу, умение преподнести себя, сплотить близких и пр.).

Программа включала проведение праздника «Добра наша матушка».

Сроки проведения: март 2019 г.

Праздник проводился в Международный Женский День 8 марта. Такой праздник возможно также проводить в Международный День Матери, в любой из дней календаря.

Подготовительный этап

Перед проведением праздника проводилась обязательная подготовка воспитателей, родителей, детей. Подготовка к проведению фольклорного праздника включила в себя разучивание Хозяйкой (одной из воспитательниц) приветственных речей, пословиц, небылиц, песен детьми. Разучивание родителями и родными речей, стихов, колыбельных, сценария праздника.

Подготовлены музыкальные средства воспроизведения.

Непосредственно перед началом проведения праздника родители и воспитатели оформили зал в стиле русской избы: крыша оформлена колоритным орнаментом, листья деревьев украшены гжельской росписью, под деревом на скамье сидит дед Матвей, вывешены таблицы с народными узорами и фигурками. Поставлены столы с вазонами, скамейки. Подготовлена имитация сарая и колодца, вёдра оцинкованные.

Для игры подготовлены 2 кастрюли с фруктами и овощами.

Для родителей, воспитателей и детей подготовлены русские национальные костюмы, поскольку вовлечение всех участников в атмосферу фольклорного праздника со всей атрибутикой позволит приобщить детей к русским национальным традициям, проникнуться ими, что будет способствовать воспитанию у девочек любви к своей Родине, уважению опыта предков, перенятию традиций целомудренности, заботы о близких (ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях).

Испечены оладушки.

Ход праздника

Гости в национальных костюмах под русскую народную музыку входят в зал, встречает их Хозяйка и дети с оладушками.

Хозяйка: Усаживайтесь, гости дорогие.

Умел в гости звать, умей и встречать!

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше (пауза) два,

Маше (пауза)два,

Вале (пауза) два и Тане (пауза) два.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Ребенок (1):

Мира доброго вам гости желанные!

Вы для нас завсегда долгожданные!

Ребенок (2):

В знак признанья и отличия

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом-солью встретить вас.

Ребенок (3):

Оладушки мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим (проходит с оладушками).

Хозяйка: «Не успели мы оглянуться, как зима пролетела. Весна на дворе. В старину на Руси крестьяне, как и мы сегодня, собирались целой компанией. На людях – то веселее. Долгими вечерами после весеннего дня, когда еще не настала пора полевых работ в Поволжье, собирался народ на посиделки.

А давайте мы, девчата, на сегодняшних посиделках поговорим вначале о том, как матери, отцы, дедушки, бабушки воспитывали своих девочек в разные времена. Ведь вам, дорогие наши девочки, предстоит в будущем стать мамами, и эти знания очень важны, к тому же и праздник наш так и называется: «Добра наша матушка»!

100 лет назад на Руси девочка с раннего детства участвовала в подготовке своего приданного. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила. Неумение шить для девочки 10 лет было позором семьи.

На Руси говорили: «Хозяйство водить — не разиня рот ходить».

Мам на Руси своим примером показывала дочке, как нужно готовить, стирать, убираться, шить, ухаживать за растениями и животными, а уж потом дочка, повторяя за ней, училась хозяйству.

Девочки вашего возраста, пяти-шести лет, на Руси умели присматривать за утятами и цыплятами, а к десяти-двенадцати годам могли выгонять коровушек на пастбище и даже доить их.

Также девочки в этом возрасте знали основы прядения, умели помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под присмотром девочки могли оставлять младших братьев и сестер.

Народные традиции и обряды отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. Притом, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией.

После замужества косу делили на две, это было символом того, что сил понадобится вдвойне - на саму девушку и на ее ребеночка.

Для семейства важным было сохранение чистоты девочки.

Во времена дворянства, а это девятнадцатый век, много внимания уделялось умению девочки учиться и её манерам. «Ученье-свет, а неученье- тьма!»,так говорили в народе. Девочку учили следить за собой, быть опрятной, скромной, целомудренной. А обучение разным наукам начиналось не раньше, чем с пяти лет.

С малых лет в дворянских семьях у девочек были кормилицы и няньки. К родителям, как правило, обращались на «вы», целовали им руки и благодарили непременно за обеды.

Вот так, дорогие девочки, менялось воспитание с веками!

Интересно ли вам было узнать об этом?»

Ответы девочек.

«Девчули наши ясные, а давайте вспомним, какие вообще есть народные традиции в вашей семье? Ведь издавна на Руси им придавалось огромное значение!

Может быть, вы собираетесь на праздники всей семьей и устраиваете пир на весь мир? А может быть, для вас каждый ужин- это праздник и общее застолье? Или вы пишете родным открытки от руки на каждый праздник? Расскажите, поделитесь!»

Ответы детей и родителей.

«А теперь хочу отметить, девчата, что не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, потешки, скороговорки, песни.

В народе говорили: «С песней и труд спорится».

А ну, девчушки, давайте и мы да запоем песню шуточную, шуточную – прибауточную, кою, быть может, пели ваши бабушки и поёте и вы сейчас в моменты, когда собираетесь за праздничным столом!

Исполнение под музыку песни Л. Зыкиной «Из далека долго течёт река Волга».

Хозяйка: Наша изба ровно тепла. Устроим праздник радостный по обычаю по старинному. Поведаю вам сегодня о самом дорогом и прекрасном слове на свете. Слыхали о таком? В старину говорили при солнышке тепло, при матушке добро. Без матушки родной и цветы не цветно цветут. Слова «мать», «матушка» одни из самых древних на земле, а русское народное песенное слово иначе как «родимой матушкой» никогда и не величает. Народ наш относится к матери с таким любовным чувством, так высоко возносит понятие о ней, что по его словам, нет на свете дороже сокровища, богаче богачества, как материнское благословение, а молитва ее «со дна моря поднимает».

Девчата, а какие вы знаете пословицы про матушек?

Дети по очереди отвечают:

-Родных много, а мать роднее всего.

-Добра мать добру и учит.

-Мать кормит детей, как Земля людей.

-При солнышке тепло, при матушке добро.

Хозяйка: Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, единственного человека. Вот и порадуем наших матушек да бабушек выступлениями да сюрпризами.

Выходят, держась за руки, Мама (родительница) и Дочка.

Дочка: Мы с тобой, как две подружки,

На скамейке во дворе

Делим поровну игрушки,

Сговорившись об игре.

Мама: Хочешь, мамой будешь ты.

Я побуду нынче дочкой.

Дочка: Забери мои платочки, там на них цветут цветы.

Мама: Ты умеешь очень много,

Вот и маму научи.

Дочка: Как на стульчике треногом

Печь из глины куличи.

Мама: Научи меня стирать,

Шить сосновою иголкой.

Нам с тобой еще так долго в дочки-матери играть.

Хозяюшка: Ребята, когда вы были маленькие и не умели говорить, мама понимала вас без слов. Знала, что вы хотите, что у вас болит. Матушка учила вас говорить, ходить… пестовала и лелеяла, прочла первую книгу и спела первую песенку. Уж вы, нянюшки, уж вы, мамушки! Водитеся, не ленитеся! Укачивайте! Красны девицы, убаюкивайте!

Мамы и бабушки (женская часть родных) поют колыбельную:

Спи, моя радость, усни!

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

В доме все стихло давно,

В погребе, в кухне темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкой спит.

Кто-то вздохнул за стеной.

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот,

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

Хозяюшка: Круглый год матушки в работе крестьянской. Треплют лен, вяжут, вышивают, занимаются рукоделием, хозяйничают у печки. С Богом начинают — руками заканчивают! И девчата наши умеют потрудиться!

Игра «Мамины помощницы».

Девочке дают 2 кастрюли и набор фруктов и овощей вперемешку. Она должна в одну кастрюлю положить всё для борща, в другую – для компота.

Хозяюшка: Ну что ж, «Щи да каша – пища наша!». А с хорошей доброй песней любое дело спорится. А вы знаете пословицы о русских народных песнях?

Девочки по очереди отвечают.

1. Песней душа растёт.

2. Хорошему делу-и хорошая песня.

3. Без песен рот тесен.

4. Были б песни, будут и пляски.

Хозяйка: Гости дорогие, а давайте-ка споём нашу, русскую песню!

Все поют песню «Каравай».

Хозяйка: С вами весело играть, но пора и отдыхать. Сейчас наши девицы себя покажут – небылицы расскажут! Не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз. Как от меня до вас!

Дети по очереди рассказывают небылицы.

1. Встала птичка на коньки, а они ей велики.

2. А рояль-то, говорят, съел 12 поросят!

3. А корова зонтик съела и на крышу улетела!

4. На пенек уселись кружки, с ними — тапочки-подружки!

5. Лампа в платье нарядилась, в пляску весело пустилась!

Хозяйка: А теперь, матушки, и вы угадайте, о чьём дитятке слово молвлю.

Любимая еда – манная каша (Правильный ответ хором мамами-почти все дети)

Лучший друг – Сережа (Правильный ответ- у Маши М., отвечает ее мама)

Любимое занятие – наблюдение за маминым шитьем (Правильный ответ – у Вали Н., отвечает ее мама)

Любимый праздник – Новый год (Правильный ответ хором мамами- все дети)

Хозяюшка: А сейчас, народ, становись в хоровод! Будем весело играть — себе друга выбирать!

Все водят хоровод под песню "Молодичка".

Хозяйка: И танцуете вы ладно и песни поете на наших посиделках, да на Руси девицы (да и молодцы) не только песни пели и делами занимались, они и играть любили.

В круг, девчата, все вставайте, и немного поиграйте

Игра с лентой под музыку.

Музыка утихает, все садятся.

Ребенок: Хозяюшка, расскажи нам сказку, ты их много знаешь.

Хозяйка: Расскажу, расскажу, да еще и покажу.

Хозяйка: Жили - были в одной деревне отец да мать. И был у них сынок Федот. Федот - да не тот, что нюни распускает.

Появляются Федот, Отец, Мать.

Федот: Батюшка, а батюшка! Давай с тобой стишки сочинять!

Отец: А что такое стишки-то?

Федот: Да это нужно так говорить, чтобы складно было!

Отец: Давай попробуем!

Федот: Вот скажи, как твоего отца звали?

Отец: Да моего батюшку звали Матвей. А зачем тебе это?

Федот: Вот я твоего Матвея за бороду возьму!

Отец: Да зачем ты моего родимого батюшку за бороду будешь брать?

Федот: Да это же для шутки, чтобы смешно было и складно!

Отец: Если для шутки, тогда ладно.

Федот: А как твоего деда звали?

Отец: Моего дедушку звали Иваном.

Федот: Так вот. Твой дедушка Иван кошку посадил в карман. Кошка плачет и рыдает, твоего деда ругает!

Отец: Так зачем же ты животное в карман к деду посадил? Ах ты, негодник!

Федот: Не ругайся, батюшка! Это же для шутки!

Отец: Ну, погоди, шутник! Сейчас я попробую стишки сочинить! Вот скажи, как тебя зовут?

Федот: Федот.

Отец: Не Федот, а Федя! А если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Отец сталкивает Федота со скамьи, тот падает.

Отец: Федот кос рос, вязаный нос, волоса клочком, ножки лучком.

Мать: Хватит вам ругаться, да безделицей заниматься. А ну, за дело принимайтесь!

Отец: Правда твоя! Пойду - ка я в сарай! Дровишек наколю! Уходит

Федот: А я пойду за водой, к колодцу схожу! Берет ведра и уходит

Мать: Ну а я пойду приберусь нынче!

Хозяйка: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Мы и пели и играли, гостей сказкой забавляли, а еще хотим сплясать! Мам любимых мы попросим нашу пляску поддержать.

Пляска «Долгоногий журавель».

Хозяюшка: Повеселились мы на славу, почтили наших матушек да бабушек, пора честь знать. А поскольку девицы на Руси любили трудиться, веселиться и были очень гостеприимными, то тех, кто приходил к ним в гости с миром, без зла, они угощали хлебом - солью и оладьями. Поэтому и мы вас сегодня, по старинному русскому обычаю, хотим угостить нашими оладьями! И праздник наш закончить хочу русской народной пословицей – где в семье лад, там и девчат хорошо растят. Приглашаю всех к столу!

Общее чаепитие.

Блок 2. Психолого – педагогическая подготовка родителей (мотивация к использованию народных традиций в семье в воспитании девочек).

Воспитание девочек начинается в семье. Оттуда идёт усвоение того, что девочке должны быть присущи мягкость, доброта, забота. Если, в первую очередь, в семье будут применяться народные традиции для воспитания девочек, то процесс правильного воспитания пройдет гораздо быстрее и легче, ведь народный фольклор существует веками, давно доказана его эффективность в воспитании лучших качеств человека.

Работа с родителями включает задание на дом под названием «Сделай коллаж о традициях своей семьи и народных традициях русского народа» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)

Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес девочек к народным традициям путем воспитания в семье.

Задачи блока:

создать для родителей мотивацию к применению народных традиций в воспитании девочек, подтолкнуть к осознанию важности воспитания с применением народных традиций.

- Программа для родителей и детей «Сделай коллаж о традициях своей семьи и народных традициях русского народа»

-Оформление родителями вместе с детьми альбома «Русские народные традиции в праздники» Родителям нужно найти материал о традициях русского народа. Например, какие праздники отмечались в весенний или осенний период на Руси, как отмечались, в каких нарядах, с использованием каких атрибутов.

-Составить с детьми альбом с последовательностью проведения праздника, с использованием картинок костюмов, посуды, атрибутов, с текстами русских народных песен, частушек, загадок в период проведения праздника. Апрель 2019

Составление родителями презентации-отчета о воспитании детей с применением народных традиций

1. Обязательно прочтение родителями девочкам следующих художественных произведений: А. С. Пушкин «Осень»(отрывок, короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Каша из топора», «Сивка-бурка»

2. Вместе с дочерью нарисовать схематично русский народный костюм

3. Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности добра, заботы

4. Составить презентацию выполненных заданий (например, такого-то числа мы с дочерью прочитали сказку «.», дочка восторженно слушала и после прочтения сказки задала вопросы: «.».Можно добавить картинку из сказки и пр.) Апрель 2019

Оформление родителями вместе с детьми альбома «Наши семейные традиции» 1. Зарисовать вместе с дочерью один из дней, когда соблюдается семейная традиция (например, в первый день весны вся семья собирается на кухне и готовит пирожки в форме птичек и др.)

2. Описание рецепта какого-либо блюда, который передал один из родственников семье (бабушка, дедушка и др.)

3. Составить сказку о своей семье, в которой акцентировать внимание на лучшие женские черты женщин семьи (забота, терпение, доброта и пр. ,которые помогли в итоге главным героям сказки. Апрель 2019 г.

Итак, представленная программа с использованием народных традиций оказывает положительное влияние на воспитание девочек. Формируется любовь к ближнему и Родине, доброта, великодушие, забота, уважение к женскому началу, к матери.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Протокол родительского собрания в старшей группе «Родителям о воспитании мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста» Родительское собрание №2 от 11.12.2015 года. Тема:Форма проведения :круглый стол Председатель: воспитатель Давыдова И. А. Секретарь: воспитатель.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек старшего возраста
Опубликовано: 4 мая 2020 в 19:00
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кучерова Светлана (УИ 1486621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД