Кучерова Светлана
Проект опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек в условиях ДОУ и семьи
Цель программы: повышение уровня интереса девочек к народным традициям и знаний народных традиций, применения родителями в воспитании народного фольклора и пр.
Задачи на данном этапе: подготовить и реализовать программу воспитания девочек, основанную на народных традициях.
Время проведения: март-май 2019 года.
Публикация «Проект опытно-экспериментальной работы по использованию русских народных традиций в воспитании девочек старшего возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Формы работы: индивидуальная (с родителями, групповая (на базе МБДОУ).
Материалы: материалы и приспособления для создания русской избы, декораций (листики с гжельской росписью и пр., народные костюмы для участвующих в празднике, таблицы с народными узорами и фигурками, столы с вазонами, скамейки, имитация сарая и колодца, вёдра оцинкованные, аудиоаппаратура, музыка на песни» и др.
Программа состоит из двух блоков:
1 блок — психолого-педагогическая программа, направленная на воспитание девочек с применением народных традиций в МБДОУ.
2 блок — психолого-педагогическая подготовка родителей (мотивация к использованию народных традиций в семье в воспитании девочек).
Блок 1. Психолого-педагогическая программа, направленная на воспитание девочек с применением народных традиций в МБДОУ.
Цель: познакомить и приобщить девочек к знаниям о воспитании девочек в разные времена, а также дать возможность проявить творческие способности в фольклорном празднике, сформировать у родителей интерес к правильному воспитанию девочек в народных традициях.
Задачи на данном этапе: сформировать позитивное отношение у девочек, родителей к русским народным традициям (использование песен частушек, потешек, плясок и т. д., сформировать у родителей умение воспитать в девочках посредством применения народных традиций лучшие женские качества (доброту, сочувствие, сопереживание, гостеприимство, заботу, умение преподнести себя, сплотить близких и пр.).
Программа включала проведение праздника «Добра наша матушка».
Сроки проведения: март 2019 г.
Праздник проводился в Международный Женский День 8 марта. Такой праздник возможно также проводить в Международный День Матери, в любой из дней календаря.
Подготовительный этап
Перед проведением праздника проводилась обязательная подготовка воспитателей, родителей, детей. Подготовка к проведению фольклорного праздника включила в себя разучивание Хозяйкой (одной из воспитательниц) приветственных речей, пословиц, небылиц, песен детьми. Разучивание родителями и родными речей, стихов, колыбельных, сценария праздника.
Подготовлены музыкальные средства воспроизведения.
Непосредственно перед началом проведения праздника родители и воспитатели оформили зал в стиле русской избы: крыша оформлена колоритным орнаментом, листья деревьев украшены гжельской росписью, под деревом на скамье сидит дед Матвей, вывешены таблицы с народными узорами и фигурками. Поставлены столы с вазонами, скамейки. Подготовлена имитация сарая и колодца, вёдра оцинкованные.
Для игры подготовлены 2 кастрюли с фруктами и овощами.
Для родителей, воспитателей и детей подготовлены русские национальные костюмы, поскольку вовлечение всех участников в атмосферу фольклорного праздника со всей атрибутикой позволит приобщить детей к русским национальным традициям, проникнуться ими, что будет способствовать воспитанию у девочек любви к своей Родине, уважению опыта предков, перенятию традиций целомудренности, заботы о близких (ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях).
Испечены оладушки.
Ход праздника
Гости в национальных костюмах под русскую народную музыку входят в зал, встречает их Хозяйка и дети с оладушками.
Хозяйка: Усаживайтесь, гости дорогие.
Умел в гости звать, умей и встречать!
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше (пауза) два,
Маше (пауза)два,
Вале (пауза) два и Тане (пауза) два.
Хороши оладушки у нашей бабушки!
Ребенок (1):
Мира доброго вам гости желанные!
Вы для нас завсегда долгожданные!
Ребенок (2):
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас.
Ребенок (3):
Оладушки мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим (проходит с оладушками).
Хозяйка: «Не успели мы оглянуться, как зима пролетела. Весна на дворе. В старину на Руси крестьяне, как и мы сегодня, собирались целой компанией. На людях – то веселее. Долгими вечерами после весеннего дня, когда еще не настала пора полевых работ в Поволжье, собирался народ на посиделки.
А давайте мы, девчата, на сегодняшних посиделках поговорим вначале о том, как матери, отцы, дедушки, бабушки воспитывали своих девочек в разные времена. Ведь вам, дорогие наши девочки, предстоит в будущем стать мамами, и эти знания очень важны, к тому же и праздник наш так и называется: «Добра наша матушка»!
100 лет назад на Руси девочка с раннего детства участвовала в подготовке своего приданного. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила. Неумение шить для девочки 10 лет было позором семьи.
На Руси говорили: «Хозяйство водить — не разиня рот ходить».
Мам на Руси своим примером показывала дочке, как нужно готовить, стирать, убираться, шить, ухаживать за растениями и животными, а уж потом дочка, повторяя за ней, училась хозяйству.
Девочки вашего возраста, пяти-шести лет, на Руси умели присматривать за утятами и цыплятами, а к десяти-двенадцати годам могли выгонять коровушек на пастбище и даже доить их.
Также девочки в этом возрасте знали основы прядения, умели помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под присмотром девочки могли оставлять младших братьев и сестер.
Народные традиции и обряды отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. Притом, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией.
После замужества косу делили на две, это было символом того, что сил понадобится вдвойне - на саму девушку и на ее ребеночка.
Для семейства важным было сохранение чистоты девочки.
Во времена дворянства, а это девятнадцатый век, много внимания уделялось умению девочки учиться и её манерам. «Ученье-свет, а неученье- тьма!»,так говорили в народе. Девочку учили следить за собой, быть опрятной, скромной, целомудренной. А обучение разным наукам начиналось не раньше, чем с пяти лет.
С малых лет в дворянских семьях у девочек были кормилицы и няньки. К родителям, как правило, обращались на «вы», целовали им руки и благодарили непременно за обеды.
Вот так, дорогие девочки, менялось воспитание с веками!
Интересно ли вам было узнать об этом?»
Ответы девочек.
«Девчули наши ясные, а давайте вспомним, какие вообще есть народные традиции в вашей семье? Ведь издавна на Руси им придавалось огромное значение!
Может быть, вы собираетесь на праздники всей семьей и устраиваете пир на весь мир? А может быть, для вас каждый ужин- это праздник и общее застолье? Или вы пишете родным открытки от руки на каждый праздник? Расскажите, поделитесь!»
Ответы детей и родителей.
«А теперь хочу отметить, девчата, что не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, потешки, скороговорки, песни.
В народе говорили: «С песней и труд спорится».
А ну, девчушки, давайте и мы да запоем песню шуточную, шуточную – прибауточную, кою, быть может, пели ваши бабушки и поёте и вы сейчас в моменты, когда собираетесь за праздничным столом!
Исполнение под музыку песни Л. Зыкиной «Из далека долго течёт река Волга».
Хозяйка: Наша изба ровно тепла. Устроим праздник радостный по обычаю по старинному. Поведаю вам сегодня о самом дорогом и прекрасном слове на свете. Слыхали о таком? В старину говорили при солнышке тепло, при матушке добро. Без матушки родной и цветы не цветно цветут. Слова «мать», «матушка» одни из самых древних на земле, а русское народное песенное слово иначе как «родимой матушкой» никогда и не величает. Народ наш относится к матери с таким любовным чувством, так высоко возносит понятие о ней, что по его словам, нет на свете дороже сокровища, богаче богачества, как материнское благословение, а молитва ее «со дна моря поднимает».
Девчата, а какие вы знаете пословицы про матушек?
Дети по очереди отвечают:
-Родных много, а мать роднее всего.
-Добра мать добру и учит.
-Мать кормит детей, как Земля людей.
-При солнышке тепло, при матушке добро.
Хозяйка: Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, единственного человека. Вот и порадуем наших матушек да бабушек выступлениями да сюрпризами.
Выходят, держась за руки, Мама (родительница) и Дочка.
Дочка: Мы с тобой, как две подружки,
На скамейке во дворе
Делим поровну игрушки,
Сговорившись об игре.
Мама: Хочешь, мамой будешь ты.
Я побуду нынче дочкой.
Дочка: Забери мои платочки, там на них цветут цветы.
Мама: Ты умеешь очень много,
Вот и маму научи.
Дочка: Как на стульчике треногом
Печь из глины куличи.
Мама: Научи меня стирать,
Шить сосновою иголкой.
Нам с тобой еще так долго в дочки-матери играть.
Хозяюшка: Ребята, когда вы были маленькие и не умели говорить, мама понимала вас без слов. Знала, что вы хотите, что у вас болит. Матушка учила вас говорить, ходить… пестовала и лелеяла, прочла первую книгу и спела первую песенку. Уж вы, нянюшки, уж вы, мамушки! Водитеся, не ленитеся! Укачивайте! Красны девицы, убаюкивайте!
Мамы и бабушки (женская часть родных) поют колыбельную:
Спи, моя радость, усни!
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкой спит.
Кто-то вздохнул за стеной.
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Хозяюшка: Круглый год матушки в работе крестьянской. Треплют лен, вяжут, вышивают, занимаются рукоделием, хозяйничают у печки. С Богом начинают — руками заканчивают! И девчата наши умеют потрудиться!
Игра «Мамины помощницы».
Девочке дают 2 кастрюли и набор фруктов и овощей вперемешку. Она должна в одну кастрюлю положить всё для борща, в другую – для компота.
Хозяюшка: Ну что ж, «Щи да каша – пища наша!». А с хорошей доброй песней любое дело спорится. А вы знаете пословицы о русских народных песнях?
Девочки по очереди отвечают.
1. Песней душа растёт.
2. Хорошему делу-и хорошая песня.
3. Без песен рот тесен.
4. Были б песни, будут и пляски.
Хозяйка: Гости дорогие, а давайте-ка споём нашу, русскую песню!
Все поют песню «Каравай».
Хозяйка: С вами весело играть, но пора и отдыхать. Сейчас наши девицы себя покажут – небылицы расскажут! Не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз. Как от меня до вас!
Дети по очереди рассказывают небылицы.
1. Встала птичка на коньки, а они ей велики.
2. А рояль-то, говорят, съел 12 поросят!
3. А корова зонтик съела и на крышу улетела!
4. На пенек уселись кружки, с ними — тапочки-подружки!
5. Лампа в платье нарядилась, в пляску весело пустилась!
Хозяйка: А теперь, матушки, и вы угадайте, о чьём дитятке слово молвлю.
Любимая еда – манная каша (Правильный ответ хором мамами-почти все дети)
Лучший друг – Сережа (Правильный ответ- у Маши М., отвечает ее мама)
Любимое занятие – наблюдение за маминым шитьем (Правильный ответ – у Вали Н., отвечает ее мама)
Любимый праздник – Новый год (Правильный ответ хором мамами- все дети)
Хозяюшка: А сейчас, народ, становись в хоровод! Будем весело играть — себе друга выбирать!
Все водят хоровод под песню "Молодичка".
Хозяйка: И танцуете вы ладно и песни поете на наших посиделках, да на Руси девицы (да и молодцы) не только песни пели и делами занимались, они и играть любили.
В круг, девчата, все вставайте, и немного поиграйте
Игра с лентой под музыку.
Музыка утихает, все садятся.
Ребенок: Хозяюшка, расскажи нам сказку, ты их много знаешь.
Хозяйка: Расскажу, расскажу, да еще и покажу.
Хозяйка: Жили - были в одной деревне отец да мать. И был у них сынок Федот. Федот - да не тот, что нюни распускает.
Появляются Федот, Отец, Мать.
Федот: Батюшка, а батюшка! Давай с тобой стишки сочинять!
Отец: А что такое стишки-то?
Федот: Да это нужно так говорить, чтобы складно было!
Отец: Давай попробуем!
Федот: Вот скажи, как твоего отца звали?
Отец: Да моего батюшку звали Матвей. А зачем тебе это?
Федот: Вот я твоего Матвея за бороду возьму!
Отец: Да зачем ты моего родимого батюшку за бороду будешь брать?
Федот: Да это же для шутки, чтобы смешно было и складно!
Отец: Если для шутки, тогда ладно.
Федот: А как твоего деда звали?
Отец: Моего дедушку звали Иваном.
Федот: Так вот. Твой дедушка Иван кошку посадил в карман. Кошка плачет и рыдает, твоего деда ругает!
Отец: Так зачем же ты животное в карман к деду посадил? Ах ты, негодник!
Федот: Не ругайся, батюшка! Это же для шутки!
Отец: Ну, погоди, шутник! Сейчас я попробую стишки сочинить! Вот скажи, как тебя зовут?
Федот: Федот.
Отец: Не Федот, а Федя! А если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Отец сталкивает Федота со скамьи, тот падает.
Отец: Федот кос рос, вязаный нос, волоса клочком, ножки лучком.
Мать: Хватит вам ругаться, да безделицей заниматься. А ну, за дело принимайтесь!
Отец: Правда твоя! Пойду - ка я в сарай! Дровишек наколю! Уходит
Федот: А я пойду за водой, к колодцу схожу! Берет ведра и уходит
Мать: Ну а я пойду приберусь нынче!
Хозяйка: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Мы и пели и играли, гостей сказкой забавляли, а еще хотим сплясать! Мам любимых мы попросим нашу пляску поддержать.
Пляска «Долгоногий журавель».
Хозяюшка: Повеселились мы на славу, почтили наших матушек да бабушек, пора честь знать. А поскольку девицы на Руси любили трудиться, веселиться и были очень гостеприимными, то тех, кто приходил к ним в гости с миром, без зла, они угощали хлебом - солью и оладьями. Поэтому и мы вас сегодня, по старинному русскому обычаю, хотим угостить нашими оладьями! И праздник наш закончить хочу русской народной пословицей – где в семье лад, там и девчат хорошо растят. Приглашаю всех к столу!
Общее чаепитие.
Блок 2. Психолого – педагогическая подготовка родителей (мотивация к использованию народных традиций в семье в воспитании девочек).
Воспитание девочек начинается в семье. Оттуда идёт усвоение того, что девочке должны быть присущи мягкость, доброта, забота. Если, в первую очередь, в семье будут применяться народные традиции для воспитания девочек, то процесс правильного воспитания пройдет гораздо быстрее и легче, ведь народный фольклор существует веками, давно доказана его эффективность в воспитании лучших качеств человека.
Работа с родителями включает задание на дом под названием «Сделай коллаж о традициях своей семьи и народных традициях русского народа» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)
Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес девочек к народным традициям путем воспитания в семье.
Задачи блока:
создать для родителей мотивацию к применению народных традиций в воспитании девочек, подтолкнуть к осознанию важности воспитания с применением народных традиций.
- Программа для родителей и детей «Сделай коллаж о традициях своей семьи и народных традициях русского народа»
-Оформление родителями вместе с детьми альбома «Русские народные традиции в праздники» Родителям нужно найти материал о традициях русского народа. Например, какие праздники отмечались в весенний или осенний период на Руси, как отмечались, в каких нарядах, с использованием каких атрибутов.
-Составить с детьми альбом с последовательностью проведения праздника, с использованием картинок костюмов, посуды, атрибутов, с текстами русских народных песен, частушек, загадок в период проведения праздника. Апрель 2019
Составление родителями презентации-отчета о воспитании детей с применением народных традиций
1. Обязательно прочтение родителями девочкам следующих художественных произведений: А. С. Пушкин «Осень»(отрывок, короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Каша из топора», «Сивка-бурка»
2. Вместе с дочерью нарисовать схематично русский народный костюм
3. Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности добра, заботы
4. Составить презентацию выполненных заданий (например, такого-то числа мы с дочерью прочитали сказку «.», дочка восторженно слушала и после прочтения сказки задала вопросы: «.».Можно добавить картинку из сказки и пр.) Апрель 2019
Оформление родителями вместе с детьми альбома «Наши семейные традиции» 1. Зарисовать вместе с дочерью один из дней, когда соблюдается семейная традиция (например, в первый день весны вся семья собирается на кухне и готовит пирожки в форме птичек и др.)
2. Описание рецепта какого-либо блюда, который передал один из родственников семье (бабушка, дедушка и др.)
3. Составить сказку о своей семье, в которой акцентировать внимание на лучшие женские черты женщин семьи (забота, терпение, доброта и пр. ,которые помогли в итоге главным героям сказки. Апрель 2019 г.
Итак, представленная программа с использованием народных традиций оказывает положительное влияние на воспитание девочек. Формируется любовь к ближнему и Родине, доброта, великодушие, забота, уважение к женскому началу, к матери.