Елена Шатилова
Проект «Огород» в первой младшей группе
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : Дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Срок выполнения: краткосрочный (четыре недели)
Цель:
Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности.
Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных
огородных растений, развить чувство общительности детей в группе и навыки
сотрудничества.
Публикация «Проект „Огород“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Задачи:
1. Учить правильно, ухаживать за растениями, дать представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растения.
2. Развить познавательные и творческие способности детей.
3. Закрепить знание о томатах (помидор) и других овощей.
4. Активизировать словарь при помощи новых слов.
5. Воспитать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Актуальность.
Очень велико влияние окружающего мира на развитие ребенка. Знакомство с постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт. Чем глубже ребенок познает окружающий мира, тем больше у него возникает вопросов. Необходимо создать условия для познавательно - исследовательской деятельности, чтобы удовлетворить детскую любознательность и самостоятельность мышления. Вовремя экспериментальной деятельности создаются ситуации, в которых ребенок самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении природы, посредством проведения опыта. В будущем ребенок должен осознавать последствия своих действий и иметь свои представления о законах природы. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослому необходимо развивать интерес к открытиям, поддерживать его и создать необходимые условия.
Оборудование и материалы: детская познавательная литература, фотоаппарат, слайды, схема всхожести семян, почва, семена, оборудования для труда, овощи: картофель, томат, морковь, огурец, зеленый лук, укроп, петрушка.
Проблематизация.
Проект направлен на расширение и обогащение знаний об огородных растениях, как ухаживать за растениями, и на осознание значимости овощей в жизни человека.
Целеполагание.
В каждой группе есть отличное место для разведения небольшого домашнего огорода - подоконник. Процесс выращивания на окне огородных растений несложен, зато, сколько удовольствия и пользы. Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут лук, чеснок и другие культуры, их разноцветье радует душу, а плоды полезны для здоровья. Выращивание овощей полезно тем, что оно развивает у детей любознательность и наблюдательность, помогает им лучше познать жизнь растений.
Планирование.
Дети совместно с воспитателем планируют, что именно нужно сделать, чтобы создать в группе огород на подоконнике. Как правильно их сажать и ухаживать за растениями, чтобы получить хороший урожай. Дегустация урожая.
Реализация плана.
Работа ведется по нескольким направлениям:
1. Познавательное развитие. Воспитатель проводит беседы по темам: «Овощные культуры», «Витамины с грядки». На занятиях в группе рассматривают иллюстрации различных овощей, знакомятся с новыми названиями овощей. Каждому участнику проекта воспитатель дал задание узнать о пользе того или иного овоща.
2. Ознакомление с художественной литературой. Просмотр мультфильма "Чиполлино и его друзья"; чтение сказок "Пых" "Вершки и корешки" "Репка", чтение стихотворений об овощах, пословиц и поговорок о труде.
3. Речевое развитие. Занятие по развитию речи на тему «Овощи». Разучивание стихотворений об овощах.
4. Рисование. Дети рисуют на тему «Овощи и фрукты», «Чиполлино» «Наш чудесный огород».
5. Продуктивная деятельность. На одном из занятий лепки дети лепят "Мальчиклуковка", "Любимый овощ помидор".
6. Игровая деятельность. Пальчиковые игра-гимнастика "Огород", "Суп", игра-инсценировка "Огородная - хороводная". Дидактические игры: «Где растет в саду, огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «На что похожа – эта геометрическая фигура», «Разложи семена», «Найди по описанию». Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра – хоровод «Кабачок», «Кто быстрее».
7. Работа с родителями Беседа с родителями об их участие в проекте «Весна на
подоконнике». (Обсудить цели и задачи проекта.
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.)
• Предложить родителям приобрести для проведения проекта – луковицы.
• Домашнее задание – составить рассказ о пользе любого овоща.
Консультация для родителей: «Участие в проекте «Весна на подоконнике» (Просвещать родителей по данной теме).
• Участие в оформлении и дизайне огорода на окне совместно с родителями.
Этапы реализации проекта :
1 этап: Организационный.
2 этап: Основной.
3 этап: Итоговый.
1 этап: Организационный:
- Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки.
- Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке».
- Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.
- Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Весна на подоконнике».
- Изготовление табличек, указателей с названиями посаженных культур и указателей.
- Подбор декораций для создания мини деревни с огородом.
- Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде
2 этап. Основной:
- Рассматривание лука и семян петрушки, укропа, гороха.
- Опытно-экспериментальная деятельность: посадка семян помидор в лотки.
- Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
- Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив,
рыхление почвы).
- Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей», «Полезная пища», «Загадки с грядки».
- Проведение дидактических игр «Где растет в саду, огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «На что похожа – эта геометрическая фигура», «Найди по описанию», «Собери картинку».
-Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
- Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице.
-Подвижные игры: «Баба сеяла горох».
3 этап. Итоговый:
Реализация продукции.
- Оформление выставок с рисунками детей.
- Беседа с детьми о достигнутых результатах.
- Подведение итогов реализации проекта : Анализ и обобщение результатов, которые будут получены в процессе исследовательской деятельности детей.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, которые растут на огороде,
познакомятся с условиями их содержания.
2. Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях.
3. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения.
4. Повысится речевой уровень и состояние мышление, воображение, память, внимание, восприятие.
Приложение.
Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цели:
• Расширить знания детей об овощах и фруктах, об их значении в питании;
• Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры;
• Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов. Чтение художественных произведений «Репка», «Чиполлино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н. Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине».
Материалы и оборудование: корзина с овощами и фруктами. Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты.
Ход игровой ситуации:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные
картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.
- Что у вас получилось?
- Как одним словом можно назвать эти картинки? (овощи, а у вас фрукты).
- Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и
фруктах).
Воспитатель: Вот вы и узнали тему нашего занятия: овощи и фрукты.
1. Задание. Отгадай загадку:
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
Ответ: (Редиска).
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
Ответ: (Свекла)
Этот вкусный желтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу, круглый год дает.
Ответ: (Банан)
В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок.
Ответ: (Дыня)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
Ответ: (Яблоко).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Ответ: (Морковь).
2. задание: «повар»
1) Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо делать? (Мыть.) А какие овощи необходимо почистить? (Репу, свеклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель.
2) Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (Помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь.) А что можно из них приготовить? (Салаты.) А какие овощи можно есть и сырыми, и вареными? (Капусту, морковь, помидоры, репу.)
3) А что можно приготовить на первое? (Овощной суп.) Из каких овощей?
4) А какую зелень мама в овощной суп добавляет? (Петрушку, укроп.)
5) А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы.) А котлеты? (Морковные, капустные, свекольные.) Из картофеля, что можно приготовить? (Вареный и жареный картофель.) А из капусты? (Можно потушить и пожарить.) Из кабачков и баклажанов что можно приготовить? (Их можно подать жареными и тушеными.) Прекрасно, но у нас столько овощей, много еще останется. Что же с ними делать? (Засолить.)
А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.
- А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов).
- Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.
Варенье из яблок – яблочное варенье.
Из слив – сливовое варенье.
Из персиков – персиковое варенье.
Из абрикосов – абрикосовое варенье.
Из вишни – вишневое варенье.
Из груш - грушевое варенье.
Воспитатель: А сейчас давайте мы с вами отдохнем и поиграем.
Чищу овощи для щей – хлопки в ладоши.
Сколько нужно овощей? - развести руки в стороны.
Три картошки – показать 3 пальца на левой руке.
Две моркови – показать 2 пальца на правой руке.
Лука тоже три головки – показать 3 пальца на левой руке.
Да петрушки корешок – 1 палец на правой руке.
Да капустный кочешок – 1 палец на левой руке.
Потеснись-ка ты, капуста, - работают локтями.
От тебя в кастрюле пусто – руки развести в стороны.
Раз, два, три – загибаем три пальца.
Огонь зажжён – хлопок в ладоши.
Кочерыжки – указательным пальцем правой руки показать в круг.
Выйди вон! – большим пальцем правой руки показать назад.
Раздается стук в дверь, появляется Незнайка.
Воспитатель: Здравствуй Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте!
Воспитатель: Незнайка, а почему ты такой невеселый, вялый?
Незнайка: Ох-ох-ох, я болею.
Воспитатель: И что же у тебя болит?
Незнайка: Все болит.
Воспитатель: Тебе надо подлечиться.
Незнайка: Надо даже очень! Мне надо сходить в аптеку и купить много разных таблеток.
Воспитатель: А что у тебя болит?
Незнайка: У меня все болит: от горла до пяток.
Воспитатель: Я знаю, чем ты заболел! Ребята как вы думаете, чем заболел Незнайка?
Дети: Когда весь организм болит, значит, он ослаб.
Воспитатель: И что нужно ему для поправки?
Дети: Для поправки нужны таблетки, только не те, которые продают в аптеке, а те, которые растут на ветках и грядках. Эти таблетки намного полезнее.
Воспитатель: Правильно дети.
Незнайка: Так несите скорее мне эти таблетки, я буду ими лечиться. Дети приносят
Незнайке в корзине фрукты и овощи.
Незнайка: Да какие же это таблетки?
Воспитатель: Незнайка, даже дети знают, что во всех фруктах и овощах находятся
очень полезные… что?
Дети: Витамины.
Воспитатель: В свежих овощах и фруктах находятся полезные… что?
Дети: Витамины.
Воспитатель: А для чего нужны витамины?
Дети: Чтобы было крепкое здоровье, чтобы не болели.
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь организм и ему легче бороться с всякими болезнями. А когда организм здоровый и крепкий, ему ничего не страшно.
Незнайка: Вот здорово, давайте мне ваши овощи и фрукты, я сейчас все съем и
выздоровею. Незнайка съедает несколько овощей и фруктов, ему становится плохо.
Незнайка: Ой, вы сказали, что я вылечись, а я чувствую себя плохо.
Воспитатель: Ты Незнайка, как всегда спешишь, не думаешь, что делаешь. Ребята,
что неправильно сделал Незнайка?
Дети: Он не помыл руки перед едой.
Воспитатель: А еще что забыл сделать Незнайка?
Дети: Он не помыл овощи и фрукты.
Воспитатель: Правильно, он не только не помыл руки, но еще съел целую корзину овощей и фруктов. И витамины пошли не на пользу. Теперь точно в аптеку нужно бежать, лекарство покупать. Незнайка уходит.
Воспитатель: Ребята, чтобы вы не болели, надо есть свежие… что?
Дети: Овощи и фрукты.
Воспитатель: А сколько можно есть овощей и фруктов?
Дети: Не слишком много, чтобы не болел живот.
Воспитатель: Как много интересного вы сегодня узнали и сколько полезных дел
сделали.
НОД по изобразительному искусству на тему: «Чиполлино».
Задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному
искусству.
2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.
3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей;
закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо; рисование (перьев лука) ворсом всей кисти. Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа. Закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть, прежде чем взять другую краску.
Материал: кисти, баночки с водой, альбомный лист, гуашь, лук, игрушка Чиполлино.
Ход мероприятия:
Игра «Росток». Дети садятся на ковер, представим, что мы с вами маленькие
семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, (воспитатель стучит пальцами по спинам детей). Из семечек появились росточки (дети вытягивают вверх руки). Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами (дети встают в полный рост и разводят руки в сторону). Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня обещал прийти необычный гость. Он сказал, что любит путешествовать, знакомиться с новыми друзьями, любит, когда с ним происходят веселые приключения. (Раздается стук в дверь, входит Чиполлино, здоровается с детьми).
Чиполлино: Ребята, вы узнали меня?
Воспитатель: Да, ты Чиполлино.
Воспитатель: Кто такой Чиполлино?
Дети: Чиполлино - это мальчик луковка.
Воспитатель: Но, что случилось, почему ты сегодня такой грустный?
Воспитатель говорит от имени Чиполлино: «Мне грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, поможем Чиполлино.
Воспитатель: Чиполлино, вот посмотри, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушай рассказ о путешествии одной из них. Дети подходят к столу, где находится луковица в стаканчике с водой. Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.
- Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила
путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней, она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.
Чиполлино: Ребята, а нарисуйте и мне такую подружку луковку, и мы с ней вместе
будем путешествовать.
Физкультминутка. (На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и
выполняют движения в соответствии со словами)
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей нашему Чиполлино. (Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что рисуем сначала круг и закрашиваем его слитными линиями сверху вниз). В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски. Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти. А корешок дорисуем желтым цветом. По окончании работы воспитатель спрашивает у Чиполлино, понравились ли ему друзья.
Воспитатель от имени Чиполлино: «Я теперь веселый мальчик Чиполлино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. У меня теперь столько друзей. … Очень этому рад. Спасибо вам».
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Чиполлино сделаем выставку наших рисунков!