Наталия Парамонова
Проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Огород на подоконнике
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 179 «Дюймовочка» города Чебоксары Чувашской Республики»
Разработала воспитатель
Парамонова Н. Л.
Чебоксары 2017
Тип проекта :
познавательный.
По продолжительности:
краткосрочный
Актуальность:
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Цель:
Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Срок реализации проекта :
с 01.04.2017 – 15.05.2017
Субъекты проекта :
дети, родители
Задачи:
1) Обучающие:
Расширить знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за растениями в комнатных условиях; формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
2) Развивающие:
Развивать желание детей вместе с взрослыми выполнять посильные трудовые поручения; учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
3) Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность и ответственность, видеть результаты своего труда; воспитывать бережное отношение к природе и к труду взрослых.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научаться сажать и ухаживать за растениями, познакомятся с условиями их содержания.
2. Научаться видеть пользу и красоту зелени, видеть результаты своего труда. Дети научатся выполнять поручения совместно с взрослыми и с детьми.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы:
Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на окне”, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
План-схема реализации проекта : “Огород на подоконнике”
Образовательные области Виды детской деятельности
Познавательное развитие Беседы
• “Огород на окне”.
• “Что я знаю о здоровом питании?”.
• “Откуда берутся овощи?”.
• “Труд сельских жителей на приусадебных участках”.
• “Орудия труда. Безопасная работа в огороде”.
• “Как нужно ухаживать за овощными культурами”.
Итоговая беседа
• “Огород на подоконнике переносится на участок детского сада”.
Цикл наблюдений
• Наблюдение за ростом лука, редиса, картофеля.
• Рассматривание цветочных семян через лупу.
• “Растут ли наши растения?”.
• Наблюдение за всходом и ростом растений.
• Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.
• Наблюдение за появлением плодов.
• Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
• Наблюдение за созреванием плодов.
• Наблюдение за изменением состояния растений.
Формирование целостной картины мира (ФКЦМ)
• “Что растёт в огороде”.
Познавательно-исследовательская деятельность
• Разновидность семян.
• Посадка семян на рассаду.
• Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
• Строение растений.
• Рост рассады в тени и на солнце.
• Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
• Созревание редиса на “грядке” в помещении.
• Взвешивание плодов. Дегустация овощных блюд.
Речевое развитие Развивающие игры на развитие речи
• “Один - много”.
• “Скажи ласково”.
• “Узнай по описанию”.
• “Измени словечко”.
• “Скажи наоборот”.
• “Объясни словечко”.
• “Подскажи словечко”.
• “Чудесный мешочек”.
Игры
• “Культурные и дикорастущие”
• “Во саду ли, в огороде”
• “Найди отличия”
Составление
• рассказа – описания по плану.
Рассматривание
• Книг, иллюстраций о растениях.
Чтение детям:
• Д. Родари “Чипполино”,
• Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”,
• Потешки об овощах,
• Е. Благинина “Приходите в огород”,
• В. Волина “Наша грядка”,
• Е. Надёжкина “Огуречное семечко”,
• Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”
• Сказки “Репка”, “Пых”
• Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”.
Русские народные сказки
• “Вершки и корешки”.
Стихотворение-игра-считалка
• Г. Сапгир “Садовник”.
Отгадывание загадок
• Об овощах.
Художественно-эстетическое развитие Лепка
• “Наши овощи созрели. Редис”.
Рисование
• “Что растёт в огороде?”.
• “Зарисовка этапов роста растений”.
Аппликация
• “Плоды нашего труда”.
Слушание
• Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”.
Игра-хоровод
• “Урожай”.
Музыкально-динамическая пауза
“Репка”.
Конструирование
• “Забор для нашего огорода”.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры
• “Цветочный магазин”.
Дидактические игры
• “Что за овощ?”,
• “Узнай по запаху”,
• “Что лишнее?”, “Лото”, “Шнуровка”,
• “Большой-маленький”,
• “Разрезные картинки”.
• Посадка и уход за растениями.
• Подготовка клумб к высадке рассады цветов.
• Формирование интереса к результату своего труда.
• Полив всходов.
• Прополка сорняка.
• Сбор урожая.
• Уборка сухих растений.
Физическое развитие Подвижные игры
• “Урожай”,
• “Картошка”.
Мероприятия по работе с родителями Печатная консультация на тему
• “Как полезны овощи!”.
Организация выставок детских работ
• рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.
Оформление информационного стенда
• Рекомендации по организации совместной работы на огороде.
Литература:
Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.