Айдарова Эльмира Ильмудиновна
Проект «Огород на окне» в первой младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 с. Кизляр Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания
Проект «Огород на окне»
Первая младшая группа №3 «Непоседы»
Выполнили воспитатели: Айдарова Эльмира Ильмудиновна
Исмаилова Рукуят Халитовна
с. Кизляр
2020г.
" У ворот шумит народ: «Где здесь «Чудо огород?
Говорят, что там растет огуречная рассада.
Публикация «Проект „Огород на окне“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
И укропчик, и лучок и полезный чесночок»
Актуальность проекта : Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях роста. Маленькие дети любят действовать и мир вокруг себя они познают практически. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности, создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, необходимо создать огород на окне.
Продолжительность проекта : март
Участники Проекта :
Дети первой младшей группы «Непоседы», воспитатели, родители.
Тип Проекта :
Познавательно - практическо - исследовательский.
Цель:
Вовлечь дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей знания о росте растений, умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
2. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
4. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
5. Соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
6. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Тема экологического проекта «Огород на окне» может быть посвящена любому разделу по экологии «Живой природе»
Экологический проект «огород на окне» предоставить в форме презентации.
Ожидаемый результат:
• Дети проявляют устойчивый познавательный интерес экспериментированию.
• Выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
• Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.
• Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.
• Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.
• В диалоге со взрослыми дети поясняют ход деятельности, делают вывод.
Литература:
• Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
• Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
• Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию -. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПб. : «Детство ПРЕСС», 2012.
Этапы работы над Проектом :
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• определение темы Проекта;
• формулировка цели и определение задач;
• подборка материала по теме Проекта
-литература,
- наглядный материал,
- фотографии,
- семена,
- муляжи овощей,
- материалы для посадки;
• составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями:
• беседа с родителями о предстоящей работе;
• подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (фасоль, горох, огурец, кабачок, помидор, перец).
• посадка: лук (коллективно, петрушка, укроп, помидоры – индивидуально;
• посев: пшеница.
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор крупных семян;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- ведение дневника наблюдения;
- занятие по рисованию на тему «Овощи».
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе.
Цели: Развитие эстетического восприятия окружающих предметов.
Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.
Формирование умения различать цвет краски (зеленый, правильно называть их.
Формирование правильной позы при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).
Формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
Материалы: лук или муляж лука, картинки с изображением лука, игрушка кот, карандаши зелёного и желтого цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: К нам в гости пришел котик. У него есть свой огород, где растет много овощей, а какие овощи вы знаете.
Физкультминутка: «В огород пойдем…»
В огород пойдем, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем (таскают)
И картошки накопаем (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг руками, три раза)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку.
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Прочтение стихотворения.
Малышам и взрослым детям
Он из грядок шлет приветик.
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает.
Воспитатель: Ребята, какого цвета лук? А какой у него вкус? Вам понравился?
У лука есть КОРЕШОК, ЛУКОВИЦА и выросли ПЕРЫШКИ.
Котик узнал о том, что лук очень полезен, хотя он и горький. Но вот беда, котик забыл его посадить у себя на огородике. А давайте мы его нарисуем. Мы будем рисовать лук и перышки лука.
Для этого нам потребуется карандаши зеленого и желтого цвета? А что еще бывает зеленого цвета? (Воспитатель предлагает сложить в корзинку игрушки зеленого цвета, дети выполняют задание. Можно пройти по группе, предлагая детям показать предметы зеленого цвета).
Дети садятся за стол, начинают рисовать лук. Рисуем перья лука зеленого цвета.
По окончанию воспитатель выставляет на стенде рисунки детей. «Какой красивый лучок получился!»
Для проведения занятия необходимо подготовить раздаточный материал: изображение лука, разместить изображение внизу листа, чтобы было достаточно места для изображении перьев лука.
• художественно - творческая деятельность:
- чтение детской литературы: Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи»
- отгадывание загадок про овощи;
- пословицы и поговорки о семье, о труде
- лепка «Овощи»;
• Образовательные ситуации: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
• Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу)
Работа с родителями:
• изготовление атрибутов для оформления огорода;
• участие в оформлении и дизайне огорода на окне;
• беседы с родителями: «Огород на подоконнике»;
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
• консультация для родителей «Огород на подоконнике»;
• подборка литературы про овощи с участием родителей;
• изготовление книжек малышек и лэтбуков.
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• подведение итогов реализации проекта;
• оформление дневника наблюдения;
• презентация Проекта «Огород на окне».
• занятие на лепке на тему «Овощи»
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
Пословицы и поговорки о труде:
-Где труд – там и счастье.
-Кто не работает, тот не ест.
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Терпение и труд все перетрут.
-На все руки мастер.
-Кончил дело, гуляй смело.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Где лад, там и клад.
- Один за всех и все за одного.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Вместе тесно, а врозь скучно.
Стихотворение.
«ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУК»
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки на бороде,
Пузырьки, пузырьки –
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек
Очень бороду щекочет,
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой,
Навостряет стрелки:
- Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!
ЩИ – ТАЛОЧКА.
Чищу овощи для щей. Хлопаем в ладоши
Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны, загибаем три пальца
Три картошки,
Две морковки. Загибаем два пальца на левой руке
Луку полторы головки. Загибаем три пальца на правой руке
Да петрушки корешок. Загибаем один палец левой руки
Да капустный кочешок. Загибаем палец правой руки
Потеснись – ка ты, капуста. Ладошками отодвигаем капусту в сторону
От тебя в кастрюле густо. Выставляем ладошку
Раз - по очереди выставляем пальцы
Два - указательный палец
Три - средний палец
Огонь зажжен. Хлопаем
Кочерыжка Правой рукой показываем на центр
Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.
Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам).
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пословицы и поговорки
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Пословицы и поговорки о капусте
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Без капусты щи не густы.
В одном кармане пусто, в другом капуста.
Пословицы и поговорки о луке
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Пословицы и поговорки о чесноке
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Сердце с перцем, душа с чесноком (т. е. злой человек).
Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)
Пословицы и поговорки о свекле
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
Пословицы и поговорки о бобах
Не чванься, горох, перед бобами, будешь сам под ногами.
Бобы не грибы, не посеешь - не взойдут.
Чужую беду на бобах разведу, а к своей и ума не приложу.
Занятие по лепке: «Овощи: огурцы, помидоры».
Цели:
Познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину.
Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
Учить лепить овал и круг;
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций овощей;
- чтение сказки «Пых», стихов об овощах;
- сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»
Оборудование:
иллюстрации овощей
доска разделочная
пластилин
Ход занятия:
1. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Чтение стихотворения:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сейчас у нас с вами будет занятие лепкой. А, чтобы узнать, что мы будем сегодня лепить, вам надо отгадать загадки.
Внимательно слушаем первую загадку.
Он круглый да красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней … (Помидора)
(воспитатель показывает иллюстрацию помидора)
Правильно, ребята, это помидор. Теперь слушаем вторую загадку.
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)
(воспитатель показывает иллюстрацию огурца)
Верно, ребята, это огурец. Молодцы. Сегодня мы с вами будем, лепит овощи: огурец и помидор.
Игра «Собери овощи».
Но сначала немного отдохнем. Поиграем в игру «Собери овощи.» Для этого мы с вами отправимся туда, где растут овощи. Ребята, а скажите, где растут овощи? Верно, на огороде. Берите корзинки и по моей команде пока играет музыка не зевайте, урожай весь собирайте!
(дети бегают и собирают овощи)
(воспитатель останавливает музыку)
Молодцы, ребята, много овощей собрали. А теперь садимся на свои места, приступаем к лепке.
2. Объяснение материала.
(воспитатель показывает готовые образцы огурца и помидора)
Ребята, внимательно посмотрите на огурец. Какой он формы? (овальной). Какого цвета? (зеленого).
Теперь посмотрите на помидор? Какой он формы? (круглой) Какого цвета? (красного)
Мы с вами рассмотрели наш огурчик и помидор. Теперь начинайте лепить.
(дети самостоятельно лепят, воспитатель помогает.)
3. Заключительная часть.
Ребята, какие вы все молодцы. Какие у вас красивые овощи!
Ребята, а какие овощи мы лепили?
А где растут огурец и помидор? Какой формы огурец? Какой формы помидор?
Молодцы, наводим порядок на столах.
«Что растет на огороде…»
Консультация «Несколько советов для родителей»
«Что растет на огороде»
Консультация «Несколько советов для родителей»
Через природу ребенок познает мир, развивается мыслительная деятельность ребенка, воспитывается этетическое восприятие ребенка.
Ребенка необходимо приобщать к посадке и уходу за растениями в своем огороде. У ребенка есть интерес и желание помочь взрослому. Сначала он наблюдает за действиями взрослого, а потом старается сам принять участие в сборе урожая взрослому. Не мешайте этой возможности ребенка. Покажите ребенку семена, инструменты для посадки. Дайте ему маленькие инструменты.
Внимание детей непродолжительное. Поэтому все должно проходить в увлекательной форме.
Такой опыт поможет ребенку ближе познакомиться с природой. Занятие на огороде способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей.
В дошкольном возрасте, труд – это воспитание таких качеств как ответственность за выполнение поручения.
Такая работа устанавливает последовательность и связь явлений, их причины. Дети сравнивают цвет, форму растений.
Можете посчитать овощи по образцу один помидор, два помидора. Почитайте детям сказки «Репка», «Вершки и корешки».
Чтобы дети лучше запомнили название овощей и фруктов загадайте загадки, разукрашивайте раскраски про овощи. Таким образом у детей формируется интерес ко всему что происходит вокруг него.
Спасибо за внимание!