Маришкина Екатерина
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В своей группе мы выяснили, что дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с тем, как и где растут растения, какие для этого нужны условия, формирование у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта «Огород на окне».
Объект проекта: огород на окне.
Предмет проекта: процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях
Гипотеза: Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно - исследовательской деятельности посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, то ребенок будет иметь представления об окружающем мире и демонстрировать активное развитие сообразительности и логического мышления.
Цель проекта:
• формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
• расширить и систематизировать знания детей о растениях, об условиях их роста и развития;
• воспитывать у детей любви к природе.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
• Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
• Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений: лук, огурцы, помидоры, перец, баклажан, петрушка, укроп, салат, базилик, пшеница, астры.
• Формировать представление о выращивании растений из семян.
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Вырабатывать умения выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.
Развивающие задачи:
• Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
• Расширить и систематизировать знания детей об овощных культурах и садовых цветах, об их строении, пользе и уходе за ними.
• Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
• Накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
• Развивать связную речь, активизировать словарь детей (корень, посадить, углубление, условия, грунт, рассада, пикировать, всходы, росток, память, внимание.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
• Воспитывать уважение к труду, и труду взрослых и детей, бережное отношение к его результатам;
• Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
• Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым, к своим сверстникам.
Задачи по работе с родителями:
• Повысить компетентность родителей по теме «Проектная деятельность детей в дошкольном возрасте»;
• Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Необходимые материалы:
• Подбор методической и художественной литературы;
• Подбор необходимого оборудования, инвентаря и семян овощей и цветов;
• Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
• Дидактические игры;
• Подбор мультфильмов;
• Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Предполагаемый продукт проекта:
• выпуск газеты на тему «Огород на окне»;
• составление альбом «Огород на окне», составленного совместными усилиями детей и родителей;
• разработанные рекомендации для педагогов по организации огорода на окне;
• разработанные рекомендации для родителей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный:
• изучение необходимой литературы;
• выявления уровня представлений у детей о выращивании культурных растений в комнатных условиях;
• определение целей и задачей проекта;
• разработка плана реализации проекта;
• создание в группе условий для организации работы в «огороде на окне»;
• подбор художественной литературы;
• подбор дидактических, подвижных игр и сюжетно-ролевых игр;
• разработка цикла наблюдений, бесед;
• составление конспектов НОД с детьми;
• составление презентации к НОД, дневников наблюдений;
• взаимодействие с родителями (беседы, помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне).
2. Основной этап:
• проведение практической и исследовательской работы с детьми по плану реализации проекта;
• ознакомление детей с художественной литературой;
• проведение бесед;
• обыгрывание подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр;
• проведение НОД;
• заполнение дневников наблюдений;
• работа с родителями:
o подбор стихов, загадок, пословиц и интересных сведений об овощных культурах для оформления альбома «Огород на окне»;
• изготовление композиций для оформления огорода на окне;
• проведение консультаций и бесед: «Огород на окне», «Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома», «О пользе витаминов для детей».
• оформление стенгазеты на тему «Огород на окне» совместными усилиями воспитателей и детей;
• создание презентации.
3. Заключительный этап:
• подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;
• анализ результатов реализации проекта;
• выставка рисунков «От семени к ростку»;
• выпуск газеты «Огород на окне»;
• презентация проекта.
План работы
Дата Содержание работы
Подготовительный этап
Пн. 1. Подбор методической литературы для реализации проекта (книги, рефераты, статьи).
2. Проведение беседы с детьми по выявлению уровня знанийо выращивании культурных растений в комнатных условиях.
Вт. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Разработка плана реализации проекта.
Ср. 1. Подбор наглядно-дидактического материала.
2. Подбор художественной литературы; дидактических игр.
Чт. 1. Разработка бесед с детьми.
2. Разработка рекомендаций для воспитателейподготовительной группы.
Пт. 1. Подбор подвижных игр с детьми.
2. Разработка рекомендаций и консультаций для родителей.
Пн.
1. Разработка циклов наблюдений и экспериментов с детьми.
2. Подбор сюжетно-ролевых игр.
Вт. 1. Составление НОД с детьми.
2. Привлечение родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
Ср. 1. Составление НОД с детьми.
2. Подбор мультиков для детей.
Чт.
1. Организации развивающей среды в группе.
2. Составление презентаций к НОД.
Пт. 1. Организации развивающей среды в группе.
2. Составлений дневников наблюдений для детей.
Основной этап
Пн. 1-я половина дня:
1. Беседа на тему «Лечебные свойства лука».
2. Подвижная игра «Съедобное – несъедобное».
2-я половина дня:
1. Опытно – исследовательская деятельность: «Какие условия нужны луку для того, чтобы появились зеленые перья?».
2. Рисование алгоритма проведения опыта.
3. Беседа с родителями «О пользе для детей витаминов».
Вт. 1-я половина дня:
1. Беседа «Что можно выращивать на окне?
2. НОД по ФЦКМ «Господин лук».
3. Подвижная игра «Овощи и фрукты».
2-я половина дня:
1. Чтение стихотворения Олеси Емельяновой «Что растет на огороде?».
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
3. Беседа с родителями о том, как дома составить доклад вместе с ребенком.
Ср. 1-я половина дня:
1. Беседа «Витамины и полезные продукты».
2. НОД по рисованию «Красивые цветы».
3. Опытно – экспериментальная деятельность: проращивание семян пшеницы.
4. Подвижная игра «Найди продукты, в которых живут витамины».
2-я половина дня:
1. Чтение стихотворения Светланы Сирены «Огород».
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», сюжет «Овощной магазин».
Чт. 1-я половина дня:
1. Беседа «Дикорастущие и культурные растения».
2. Подвижная игра «Полезное – неполезное».
2-я половина дня.
1. Исследовательская деятельность: рассматривание семян цветов и пшеницы.
2. Труд: посев семян цветов и пшеницы.
3. Инд. работа: заполнение дневника наблюдений.
Пт. 1-я половина дня:
1. Беседа «Все начинается с семечки».
2. НОД по аппликации «Овощи на тарелке».
3. Артикуляционная игра «Гости».
2-я половина дня:
1. Исследовательская деятельность: рассматривание семян помидора, огурца, баклажана, перца.
2. Труд: посев семян помидора, огурца, баклажанов, перца.
3. Инд. работа: заполнение дневника наблюдений.
Пн. 1-я половина дня:
1. Труд: заполнение дневника наблюдения для опыта с луком.
2. НОД по рисованию «Помидоры и огурцы в банке».
2-я половина дня:
1. Доклад детей, составленный совместно с родителями (лук).
2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин», сюжет «Цветочный магазин».
3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Вт. 1-я половина дня:
1. Труд: составление графика полива растений.
2. Дидактическая игра «Вершки – корешки».
3. НОД по ФЦКМ «Удивительные путешественники семена».
2-я половина дня:
1. Исследовательская деятельность: рассматривание семян петрушки, укропа, салата, базилика.
2. Посев семян петрушки, укропа, салата, базилика.
Ср. 1-я половина дня:
1. НОД по рисованию «Репка» (по мотивам русской народной сказки).
2. Эстафета «Фрукты и овощи».
2-я половина дня:
1. Доклад детей, составленный совместно с родителями (огурец, помидор).
2. Конструирование «Дачный домик».
Чт. 1-я половина дня:
1. Труд: полив растений в огороде на окне.
2. Артикуляционная игра «Гости».
2-я половина дня:
1. Чтение стихотворения Виталия Сибирцева «Огород».
2. Сюжетно – ролевая игра «Повара».
Пт. 1-я половина дня:
1. Составление рассказов «Как я помогаю на огороде».
2. НОД по лепке «Ваза для цветов».
3. Подвижная игра «Беги к цветку».
2-я половина дня:
1. Доклад детей, составленный совместно с родителями (перец, баклажан).
2. Игра-драматизация «Репка».
Пн. 1-я половина дня:
1. Дидактическая игра «Узнай на вкус».
2. Труд: уход за растениями за растениями на окне».
3. Подвижная игра «Пронеси овощ по бревну».
2-я половина дня:
1. Разгадывание загадок на тему «Овощи, фрукты».
2. Труд: заполнение дневников наблюдений.
3. Инд. работа: рисование в раскрасках «Овощи и фрукты».
Вт. 1-я половина дня:
1. Труд: рыхление почвы.
2. НОД ПО ФЦКМ «Из чего состоит почва?»
2-я половина дня:
1. Доклад детей, составленный совместно с родителями (петрушка, укроп).
2. Конструирование: «Ферма».
3. Консультация для родителей «Огород на окне».
Ср. 1-я половина дня:
1. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
2-я половина дня:
1. Чтение белорусской народной сказки «Пых».
2. Игра-драматизация «Вершки – корешки».
3. Конструирование «Теплица».
Чт. 1-я половина дня:
1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
2. Труд: организация дежурства в огороде».
2-я половина дня:
1. Заучивание стихотворения «Посадила в огороде» Анна Максакова-Нуднова.
2. Конструирование «Теплица».
Пт. 1-я половина дня:
1. Труд: заполнение дневников наблюдений.
2. НОД по аппликации «Золотые подсолнухи».
2-я половина дня:
1. Просмотр мультфильма «Чипполино».
2. Труд: пикирование помидоров.
Заключительный этап.
- Анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей.
- Планирование дальнейшей работы по данной теме;
- Составление альбома «Огород на окне».
- Выставка рисунков «От семени к ростку».
- Праздничное открытие «Огород на окне».
- Выпуск газеты для родителей «Как мы ухаживаем за растениями на окне».
- Презентация проекта.
Оценка результатов и отчетность
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети познакомились с многообразием посевного материала, научились различать семена овощей, выращивать рассаду из семян, правильно ухаживать за растениями.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проекты «Веселая клумба», «Огород на участке», «Лекарственные растения».
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. :ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
2. Федосеева П. Г. Организация деятельности уголка природы. Подготовительная группа. / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
3. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», «2008. – 96 с.
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
5. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2012. – 232 с.