Татьяна Григорьева
Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Чем сильнее процессы урбанизации, тем дальше человек отдаляется от природы. Он живет, не замечая красоту окружающего мира. А люди, не способные ценить простые радости жизни, преимущественно несчастные люди, больше напоминающие биороботов. Живут, размножаются, но им не дано испытать настоящие чувства. А несчастные сами, они не способны сделать счастливыми других. Казалось бы, несущественные мелочи, но это впечатление обманчиво. Вот поэтому так важно приучать наших ребятишек с детства любить природу, учить их стремиться создать что-то важное и интересное своими руками. В этом может помочь огород на подоконнике в детском саду.
Публикация «Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру, Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ввиду чрезвычайной загруженности родителей, на дошкольное учреждение ложится основной труд по воспитанию детей и формированию у них общественно значимых качеств личности, к которым относится трудолюбие, чувство ответственности, взаимовыручки, умение ладить с коллективом, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективной работы, развивать чувство самоконтроля и так далее. Как ни странно, но огород на подоконнике в ДОУ может помочь в воспитательных целях.
Экологическое и трудовое воспитание являются очень важными разделами программы работы детского сада. Экологическое воспитание предполагает формирование у детей активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проще сказать, детей учат не просто любить природу, но и видеть проблемы, находить способы их решения, нести ответственность за свои поступки, быть образцом для других. Этому прекрасно может поспособствовать огород на подоконнике в детском саду. Трудовое воспитание также должно помогать формированию определенных практических навыков, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.
Целеполагание
Проблема:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта :
Формировать у детей познавательный интерес к растениям (лук) через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта :
1. Вызвать у детей интерес к объекту – луку, через проектно – исследовательскую деятельность, стихи, загадки и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
2. Дать знания, что растения живые их сажают, поливают, выращивают из луковицы.
3. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах лука, его строении и условиях, необходимых для роста.
4. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
5. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
7. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
8. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из луковицы.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы реализации проекта
1 ЭТАП – подготовительный (1 неделя)
Приобретение необходимого оборудования (изготовление контейнеров, земля, удобрения, посадочный материал). Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский (3 недели)
Методы работы с детьми:
• Наблюдение за ростом растений, проведение опытов.
• Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы)
• Фиксирование результатов в рисунках - аппликациях.
• Ознакомление в процессе исследования с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
• Рассматривание иллюстрации, картины.
• Проведение НОД:
- «Посадка лука»
- по рисованию: «Однажды хозяйка с базара пришла…» (с использованием трафаретов)
- по лепке: «Лучок»
- по аппликации (кружковая работа) «Зеленый лук»
• Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек:
- Проведение беседы - исследование: «Узнаем, какая земля?». Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
- Проведение опыта - эксперимента: «Вода и растения». Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений. Материал, оборудование: контейнер с землей и проросшим луком, который регулярно поливают и стаканчик с землей и луковицей не поливается совсем.
-Проведение опыта- эксперимента: «Солнце и лучок».
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темное место)
- Проведение опыта – эксперимента: «Человек и лук». Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека. Материал, оборудование: контейнер с землей и луком, который дети поливают, рыхлят, выбирают солнечное место, другой - стаканчик с землей и луковицей не поливают, не рыхлят землю, не ухаживают, поставили в темное место.
• Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний».
• Создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг».
• Презентация для детей «Зелёные витамины» (использование лука в пищу).
Методы работы с родителями:
• обсуждение темы проекта;
• оказание помощи в процессе создания мини-огорода в группе;
• консультация для родителей «Здоровье всему голова»;
• демонстрация презентации для родителей «Огород на окне».
3 ЭТАП – заключительный
Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Мониторинг проекта
Вопросы для проверки знаний:
Какая по форме луковица?
Какого цвета она?
Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь?
Какой лук на вкус?
Покажите, где донце у луковицы.
Покажите, откуда будет расти зеленый лук.
Как мы будем ухаживать за луком?
Критерии оценки ответов на вопросы:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Уровни развития:
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Ресурсы, необходимые для осуществления проекта
Материальные:
• Земля;
• Контейнер и два стаканчика;
• Лейка;
• Луковицы;
• Палочки для рыхления ;
Человеческие:
Количество взрослых, участвующих в проекте : 2 педагога
Количество воспитанников, участвующих в проекте :10 детей младшей группы.
Риски
Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства
Заключение
Наблюдая за развитием и ростом лука, мы сделали выводы:
• Для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы.
• Растения питаются, дышат, пьют воду.
• Им нужны хорошие условия. В таких условиях они не болеют, не вянут, а радуют нас.
• На них приятно смотреть, ими мы любуемся.
• Живые организмы похожи между собой: растения, животные, человек – все питаются, двигаются, дышат воздухом, растут и размножаются, не могут жить без хороших природных условий.
Выгонка репчатого лука на перо не требует больших физических затрат. Нет необходимости создавать для его выращивания особых условий, он отлично растет в комнате. Достаточно посадить луковицу в банку с водой или в контейнер с землей и через 3 недели можно снимать урожай. В луке содержатся полезные для организма человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека.
Для развития познавательной активности детей использованы серия опытов - экспериментов для решения различных исследовательских задач. Все опыты -эксперименты зафиксированы в рисунках-аппликациях, работах по лепке.
Использование художественного творчества позволили приобщить к изобразительному искусству. Развитию воображения, формированию творческого образного мышления, развитию мелкой моторики, детского творчества.
В процессе проекта формировались умения детей отвечать на вопросы по поводу процесса посадки лука.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Вся эта работа помогла мне разнообразить познавательный процесс с детьми. Различные задания доставили удовольствие детям. Вследствие этой работы, считаю все поставленные задачи выполненными. Мною принято решение продолжать исследовательские действия с другими овощными культурами, с привлечением родителей в проектную деятельность.
Используемая литература:
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. ; Просвещение, 1992
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть1 СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
4. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. ; Просвещение, 1992
5. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002