Юлия Бударина
Проект о совместной деятельности педагогов и родителей в развитии физически здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Растим детей здоровыми».
(групповой, долгосрочный).
1 этап. Целеполагание.
Актуальность:
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования одним из приоритетных направлений развития детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область "Физическое развитие", содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, формирование у детей двигательных умений, навыков, физических качеств, элементов здорового образа жизни.
Публикация «Проект о совместной деятельности педагогов и родителей в развитии физически здорового ребенка» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Решая задачи в области «Физическое развитие», педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому, чтобы отсутствовали болезни у детей, а так же к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
Всем нам известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.
Эффективность физического воспитания дошкольников целиком зависит от систематической и целенаправленной воспитательно-образовательной работы с детьми, в условиях ДОУ и семьи, учитывающей возрастные особенности их развития. В этой связи не только просвещение, но и образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся современном мире. Анализ практики показывает, что в настоящее время наблюдается недостаточное физическое развитие детей при поступлении в детский сад. При этом дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений проводимых ими в течение дня ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. И одной из основных причин таких показателей является неосведомленность родителей в вопросах дошкольной педагогики, в частности, физического воспитания детей.
В связи с актуальностью данной проблемы был разработан проект совместной физкультурно-оздоровительной работы воспитателей и родителей средней группы.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста (группа 4-5 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта : Практико – оздоровительный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный, сентябрь-февраль 2016-17 уч. года.
Образовательная область: физическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Цель проекта : Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
Формирование у детей среднего дошкольного возраста понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Задачи:
• Изучить интересы, мнения родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения; организовать консультации и обмен опытом между родителями.
• Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, закаливанию, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
• Заинтересовать родителей в соблюдении здорового образа жизни в семье.
Объединить родителей и педагогов в решении вопроса оздоровления детей и привлечения детей к занятию массовыми видами спорта.
• Активизировать педагогический коллектив и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников. Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников
• Расширить представления детей о составляющих здорового образа жизни; (движение и физические упражнения, правильное питание, сон, режим дня, закаливание, гигиенические процедуры, прогулки на свежем воздухе)
• Обогатить практический опыт и отработку навыков в проектировании педагогической деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- Дети приобретут представление о своем теле и организме;
- Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма;
- Сформируются элементарные навыки ведения здорового образа жизни;
- Снизится уровень заболеваемости детей.
- У родителей повысится интерес к вопросам ЗОЖ детей.
- Возрастет активная позиция родителей в совместной деятельности с детьми.
- Родители откажутся от вредных привычек в пользу здоровья детей.
- Родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ
- Педагоги приобретут практический опыт в проектировании педагогической деятельности
- Пополнится картотека игр, игровых пособий, альбомов и презентаций по ЗОЖ, предметная среда пополнится спортивным оборудованием.
2 этап. Разработка проекта.
-Довести до участников проекта важность данной проблемы.
-Подобрать методическую, научно-популярную литературу по данной теме.
- Пополнить и расширить здоровьесберегающую среду группы, подбор познавательной и художественной литературы, игр для образовательной деятельности, совместной деятельности дошкольника и воспитателя, самостоятельной деятельности дошкольников, закрепления знаний, полученных в образовательной и повседневной деятельности. подбор материала для оформления уголка здоровья для родителей.
3 этап. Выполнение проекта.
Каждый день в воспитательно- образовательном процессе мы используем различные здоровьесберегающие технологии : : утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, перед каждым приемом пищи - пищеварительная гимнастика, гимнастика для глаз и дыхания, пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Проведение закаливающих мероприятий, упражнений направленных на профилактику плоскостопия, осанки, полоскание рта после приема пищи, с целью профилактики кариеса. Динамические паузы во время НОД. Соблюдение режима проветривания группы и питьевого режима. Активные подвижные игры на улице. Эти технологии помогают решить задачи области «Физическое развитие» в дошкольном учреждении. Но решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОУ.
Работа по реализации проекта была построена по нескольким темам в соответствии с возрастом детей.
Сентябрь. Тема «Мониторинг, анкетирование родителей»(1-я неделя).
Цель: выявить представления детей о ЗОЖ, помочь родителям оценить свой образ жизни, осознать ценность здоровья.
Беседы с детьми о ЗОЖ.
Работа с родителями :
- Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз», «Здоровый образ жизни в Вашей семье».
- Изготовление почтового ящика для вопросов, касающихся темы проекта.
Тема «Я и моё тело»(2-4 неделя).
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о частях тела и органах чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.
Социально- коммуникативное развитие. С/р игры «Больница», «Семья».
Игра- этюд «Каждое утро я начинаю…»
Конструирование «Собери лицо»(мягкий конструктор).
Настольно- печатная игра «Угадай настроение».
Познавательное развитие. Беседы «Что значит быть здоровым?», «Мои помощники- органы чувств».
Показ презентации «Тело человека», «Что такое ЗОЖ».
Проблемная ситуация «Маша стала бледной и худой. Как ей можно помочь?»
Рассматривание плаката «Строение тела человека», энциклопедии «Тело человека».
Д/и «Угадай часть тела», «Растем здоровыми».
Речевое развитие. Составление рассказа «Моё тело».
Д/и «Доскажи словечко», «Ты моя частичка»,,
Чтение правил о сохранении здоровья, художественных произведений: Э. Мошковская «Уши», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу», В. Бардадым «Вот как Галю одевали».
Разгадывание загадок о частях тела.
Художественно- эстетическое развитие. Рисование «Мой портрет», «Нарисуй эмоции».
Аппликация «Веселые клоуны».
Физическое развитие. П/и «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Мяч бросай, части тела называй», «Воробышки и кот».
Закаливающие процедуры в режимных моментах: полоскание рта, ходьба по массажным коврикам, умывание лица и обливание рук до локтя прохладной водой, контрастные воздушные ванны.
Утренняя гимнастика.
Занятия по ФИЗО.
Работа с родителями. Презентация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Консультация «Правила здоровой семьи», «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка».
Индивидуальные консультации.
Сетевое интернет сообщество «Наша группа» (Информирование родителей о мероприятиях в ДОУ, консультирование по возникающим вопросам, обмен информацией и пополнение фотоальбомов «Наша группа» о жизнедеятельности детей в саду).
Октябрь. Тема «Спорт» (1-2 неделя). Тема «Прогулка» (3-4 неделя).
Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Социально- коммуникативное развитие. С/р игры «Кукла на прогулке», «Детский сад» сюжет «Физкультурное занятие».
Конструирование «Стадион».
Познавательное развитие. Беседы: «Спорт - это сила и здоровье», «Для чего нужно делать зарядку?», «Двигайся больше -проживешь дольше».
Презентации «Виды спорта», «Как вести себя на прогулке».
Рассматривание иллюстраций «Виды спорта», «Правила поведения на прогулке».
Проблемная ситуация «Почему на улице мёрзнут руки?».
Д/и «Угадай, что за спорт», «Кому что нужно», «Оденем куклу на прогулку», «Подбери картинку», «Разложи картинки по порядку»(алгоритм одевания).
Речевое развитие. Составление рассказов «Мой спортивный выходной», «Что я делал на прогулке».
Отгадывание загадок по темам «Спорт» и «Прогулка».
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Скрюченная песенка», Т. Шорыгина «Зарядка и простуда», С. Маршак «Мяч», А. Усачев «Футбольный мяч»
Художественно- эстетическое развитие. Рисование «Спортивный инвентарь», раскраски по теме «Спорт», «Прогулка в детском саду».
Лепка «Спортивный инвентарь», «Я делаю зарядку».
Физическое развитие. П/и «Лохматый пес», «По дорожке на одной ножке», «Кот и мыши».
Спортивные упражнения: «Я- футболист»(обучение ведению мяча поочередно каждой ногой, «Баскетболисты» (обучение ведению мяча правой и левой рукой, броска мяча в корзину).
Игра- эстафета «Соберем грибы».
Закаливающие процедуры в режимных моментах: полоскание рта, ходьба по массажным коврикам, умывание лица и обливание рук до локтя прохладной водой, контрастные воздушные ванны.
Утренняя гимнастика.
Занятия по ФИЗО.
Работа с родителями. Консультации «Для чего нужны прогулки», «Плавание- залог здоровья».
Папка- передвижка «Спорт в жизни дошкольника».
Фоторепортаж «Наши прогулки в детском саду».
Рекомендация «Мама, папа, я- счастливая семья или наш супер выходной».
Индивидуальные консультации.
Сетевое интернет сообщество «Наша группа» .
Ноябрь. Тема «Витамины»(1-2 недели). Тема «Правильное питание»(3-4недели).
Цель: познакомить детей с понятием «Витамины», для чего нужны человеку витамины, формировать представления о необходимых человеку витаминах. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Социально- коммуникативное развитие. С/р игра «Семья» сюжет «Готовим обед», «Магазин» сюжет «Овощной отдел».
Конструирование «Супермаркет».
Познавательное развитие. Презентация «Правильное питание- твоё здоровье», «Где живут витамины».
Рассматривание картинок «Полезная и вредная пища», «Продукты и витамины».
Беседа «Витамины я люблю- быть здоровым я хочу», «Для чего нужно правильно питаться?»
Игровая ситуация «В гостях у Копатыча».
Д/и «Чудесный мешочек», «Витамины», «Правила питания», «Узнай на вкус».
Речевое развитие. Составление рассказа «Что я кушаю дома».
Чтение художественных произведений: Л. Зильберг «Витамины», Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!».
Отгадывание загадок по теме «Витамины», «Питание».
Д/и «Полезно-вредно», «Опиши овощ (фрукт)», «Готовим борщ», «Варим компот».
Художественно- эстетическое развитие. Рисование и лепка «Овощи», «Фрукты».
Коллаж «Где живут витамины».
Аппликация «Заготовки на зиму».
Физическое развитие. П/и «Самолеты», «Совушка», «1,2,3 в заданное место беги», «Перепрыгни через лужу».
Игровые упражнения «Допрыгни и дотронься», «Крокодильчики», «Серсо»(обучение прокатыванию обруча).
Закаливающие процедуры в режимных моментах: полоскание рта, ходьба по массажным коврикам, умывание лица и обливание рук до локтя прохладной водой, контрастные воздушные ванны.
Утренняя гимнастика.
Занятия по ФИЗО.
Работа с родителями. Выставка стенгазет «Здоровым быть- здорово».
Оформление «Книги рецептов» по правильному питанию.
Консультация «Режим питания. Для чего его нужно соблюдать?»
Круглый стол «Мы за здоровый образ жизни»
Индивидуальные консультации.
Спортивное развлечение с участием родителей «Веселые старты»
Сетевое интернет сообщество «Наша группа» .
Декабрь. Тема «Закаливание»(1-2 недели). Тема «Чистота- залог здоровья»(3-4 недели).
Цель: Расширять представления о важности для здоровья закаливания. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур.
Социально- коммуникативное развитие С/р игры «Больница» сюжет «На приеме у врача», «Детский сад» сюжет «Семья» сюжет «Поездка к морю», «Вызов врача», «Станция скорой помощи»
Игра- этюд «Эмоции».
Игра- драматизация «Девочка чумазая».
Конструирование «Постройка поликлиники», «Строим станцию скорой помощи».
Труд: мытье игрушек, протирание полок в развивающих центрах.
Познавательное развитие Беседы «Если хочешь быть здоров- закаляйся», «Кто такие микробы?», «Для чего надо мыть руки?»
Презентация «Режим дня в нашем садике», «Где живут микробы?»
Рассматривание иллюстраций и плакатов по теме «Гигиена», «Режим дня», «Микробы».
Игровая ситуация «Научим Машу закаляться».
«Проблемная ситуация «Почему у Кроша заболел живот?».
Д/и «Разложи по порядку», «Правильно- неправильно», «Предметы личной гигиены».
Коллекционирование «Предметы личной гигиены».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:К. Чуковский «Мойдодыр», И. Демьянов «Руки – то у Вани…», «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», заучивание потешек, используемых при мытье рук, умывании, Р. Сеф «Мыло»; Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся», О. Нэш «Микроб»; Э. Успенский «Мальчик стричься не желает». Чтение: Г. Блинов рассказов из книги «Не-послушный «Стобед», Т. Шорыгина «Стихи про закалку», пословиц и поговорок о закаливании, загадывание загадок о солнце, воде, воздухе.
Д/и «Мяч бросай, предмет гигиены называй», «Угадай режимный момент», «Что сначала, что потом», «Что для чего?»
Составление рассказа по картинкам «Мы в детском саду», «Алгоритм мытья рук».
Художественно- эстетическое развитие Рисование «Я закаляюсь», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», раскраски по темам «Предметы личной гигиены», «Закаливание».
Аппликация «Красивое полотенце».
Создание альбома «Закаливаемся всегда, закаливаемся везде…»
Физическое развитие П/и «Перепрыгни через сугроб», «Воробышки и кот», «1,2,3 к заданному предмету беги», «Поймай мяч»
Игровые упражнения «Переправа», «Разведчики»
Закаливающие процедуры в режимных моментах: полоскание рта, ходьба по массажным коврикам, умывание лица и обливание рук до локтя прохладной водой, контрастные воздушные ванны.
Утренняя гимнастика.
Занятия по ФИЗО.
Спортивный досуг на улице «Забавы со Снеговиком»
Работа с родителями Консультации «Закаливание ребенка. Для чего оно необходимо?», «Внешний вид ребенка», «Проведение закаливания дома и его роль в повышении
сопротивляемости организма».
Папка-передвижка «Как правильно ухаживать за зубами», «Как уберечь ребенка от простуды».
Буклет «Если хочешь быть здоров-закаляйся»
Совместные утренние зарядки.
Совместная работа на участке детского сада «Построим снежный городок»
Сетевое интернет сообщество «Наша группа».
Январь. Тема «Режим»(2-4 неделя).
Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни; расширять и систематизировать представления о важности для здоровья сна, соблюдения режима дня.
Социально- коммуникативное развитие С/р игра «Семья», «Уложим куклу спать»
Конструирование «Мебель для спальни»
Игровая ситуация «Колыбельная для куклы»
Познавательное развитие Беседа «Соблюдаем режим- бережем здоровье», «Для чего нужен сон»
Презентация «Что такое режим дня»
Проблемная ситуация «Почему Крошу трудно проснуться с утра»
Рассматривание иллюстраций «Режим дня»
Д/и «Разложи по порядку», «Наш режим в садике», «Части суток»
Речевое развитие Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Зачем соблюдать режим», «Сказка о принцессе Иголочке», И. Токмакова И. «Колыбельная», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Разучивание потешек к различным режимным моментам.
Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»
Составление рассказа «Как я начинаю свой день»
Художественно-эстетическое развитие Раскраски по теме «Режим дня»
Создание коллективного фотоколлажа «Наш день в детском саду»
Аппликация «Кровать для куклы»
Физическое развитие П/и «Воробышки и автомобиль», «Гуси и волк», «Передай мяч»
Спортивные упражнения «Змейки», «Попробуй сдуй»
Закаливающие процедуры в режимных моментах: полоскание рта, ходьба по массажным коврикам, умывание лица и обливание рук до локтя прохладной водой, контрастные воздушные ванны.
Утренняя гимнастика.
Занятия по ФИЗО.
Работа с родителями Круглый стол «Влияние режима дня на развитие и здоровье ребенка. Соблюдение режима дома»
Консультация «Нужно ли укладывать спать ребенка днем?»
Папка- передвижка «Сон- составляющая здоровья»
Совместная прогулка в парк (родители, дети, воспитатели) «Зимние забавы».
Совместные зарядки с родителями.
Сетевое интернет сообщество «Наша группа».
Февраль. Тема «Полезные и вредные привычки»(1-2 неделя). Тема «Подведение итогов совместного проекта»(3-4 недели).
Социально- коммуникативное развитие. С/р игра «Семья», «Встречаем гостей»
Д/и «Расскажи как правильно мыть руки», «Угадай эмоцию»
Познавательное развитие. Беседы «Что такое хорошо, что такое плохо», «Полезные и вредные привычки»
Проблемная ситуация «Почему у Нюши заболели зубы?», «Почему Незнайка стал плохо видеть?»
Презентация «Какие бывают привычки»
Д/и «Расскажи о хороших привычках», «Кто что делает?»
Речевое развитие. Составление рассказа «Мои хорошие поступки», «Как я забочусь о своем здоровье»
Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Денис и медвежонок Денни», Г. Блинов рассказов из книги «Непослушный Стобед»
Разгадывание загадок о здоровье.
Д/и «Хорошо –плохо», «Полезно-вредно»
Художественно-эстетическое развитие. Рисование, аппликация: коллективная работа «Мы бережем свое здоровье»
Раскраски по теме «Здоровье»
Физическое развитие. П/ и: «Лошадки», «Найди себе пару», «Бездомный заяц», «Забрось в корзину мяч», «Лиса в курятнике».
Спортивные упражнения «Лыжники», «По ледяной дорожке»
Закаливающие процедуры в режимных моментах: полоскание рта, ходьба по массажным коврикам, умывание лица и обливание рук до локтя прохладной водой, контрастные воздушные ванны. Утренняя гимнастика. Занятия по ФИЗО.
Работа с родителями. Консультация «Вредные привычки. Как от них избавиться?»
Папка-передвижка «Полезные и вредные привычки у детей», «Прививаем ребенку полезные привычки»
Совместные утренние гимнастики.
Совместные прогулки на участке детского сада.
Сетевое интернет сообщество «Наша группа».
Анкетирование родителей по итогам проекта с целью выявления эффективности проведенной работы.
Родительское собрание «Подводим итоги совместного проекта». Отчет о результатах проекта. Презентация «Как проходила наша совместная работа».
4 этап. Презентация проекта.
1. Подведение промежуточных итогов за 3 месяца.
2. Открытое занятие по ФИЗО.
3. Выступление на педсовете.
5этап. Определение задач для новых проектов.