Валерия Попова
Проект «О профессии, для профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки реализации проекта : 1 декабря 2020 г. – 31 мая 2021 г.
Автор проекта : воспитатель.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
Родители детей подготовительной группы
Проблема проекта :
Публикация «Проект „О профессии, для профессии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).
Актуальность проекта :
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта :
познакомить детей с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы, выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.
Задачи проекта :
для детей
1. Формировать первичные представления детей о гендерной принадлежности, влияющие на выбор профессии в будущем.
2. Расширять и углублять знания детей о профессиях.
3. Способствовать развитию связной речи у детей.
4. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
для родителей
1. Беседа с детьми о профессиях в домашней обстановке.
2. Подготовка совместных работ с детьми о профессиях родителей.
3. Подготовка рассказов о любой профессии.
для педагога
1. Создание тематической подборки (картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме «Профессии»).
2. Выявить знания у детей о профессиях.
3. Подготовить консультации для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями».
4. Подготовить план – экскурсий в пожарную часть, в центр русского народного творчества, в музей и посещение инспектором ГИБДД детского сада.
5. Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Образовательная область:
познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
пополнение лексики воспитанников;
расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
успешное взаимодействие со своими детьми;
• повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
1. Проведение анкетирования детей с целью выяснения знаний о профессиях.
2. Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.
3. Подбор дидактических игр.
4. Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5. Подбор информационного материала для родительского уголка.
6. Разработка конспектов НОД, развлечений.
2 этап – практический (основной) :
Схема реализации проекта :
Образовательные области:
•Социально-коммуникативное развитие
Виды взросло-детской деятельности
• Дидактические игры : «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
•Словесные игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так».
•Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки).
Познавательное развитие
• Разучивание стихов, пословиц и поговорок на темы: «Профессии людей».
• Непрерывная образовательная деятельность: «Путешествие на молочную фабрику».
•Экскурсия в пожарную часть г. Кемерово.
•Экскурсия в краеведческий музей.
•Экскурсия на животноводческую ферму.
Знакомство с профессией инспектора ГИБДД (посещение одного из родителей).
•Наблюдение за работой сотрудников детского сада.
• Конструирование: ракета, больница, железная дорога, пожарная машина, загон для домашних животных.
Речевое развитие
• Творческие рассказы: «Я горжусь своей мамой», «Я горжусь своим папой».
•Составление мнемотаблиц для сочинения рассказа о профессиях своих родителей.
•Разучивание стихов, поговорок, пословиц о профессиях и о руде.
•Обогащение словаря детей за счет новых терминов.
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование: «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы», «Кем я стану, когда вырасту».
• Лепка: «Пожарная машина», «Работа кузнеца», «Я гончар».
• Аппликация: «Пожарная машина», «Инспектор ГИБДД на посту», «Мамина профессия».
Физическое развитие
Чтение художественной литературы: «Город добрых дел» Р. Скарри
• Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи», «Пожарные на учении», «Почтальон».
•Игры – эстафеты.
•Физкультминутки «Профессии».
•Кинезиологические упражнения «Пожарный», «Полицейский», «Кузнец».
«Кем быть?»; И. Карпова (серия книг о профессиях); «А что у вас?» С. Михалков; «Кем быть?» В. Маяковский; «Строители» Б. Заходер; «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков; «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари; «Доктор Айболит» К. Чуковский; «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Продукт проектной деятельности :
•Выставка рисунков и работ детей по теме проекта.
•Развлечение «Город мастеров» совместно с сотрудниками.
•Отчет в форме презентации проекта «О профессии, для профессии».
•Информация о проделанной работе на сайте детского сада и личном сайте педагога, а также в блогах (после завершения проекта)
• Результаты опроса:
•Наиболее популярные профессии среди детей :
• Полицейский: 11%
• Парикмахер: 16%
• Продавец: 13%
•Другие профессии :
•27%
• Врач: 15%
• Водитель: 18%
Метод трёх вопросов, необходимых для составления рассказа о профессии :
•Что мы знаем? что взрослые работают; незначительные названия профессий родителей и работников детского сада; связывают некоторые продукты труда с профессией.
•Что мы хотим узнать? какие ещё бывают профессии; чем занимаются люди разных профессий; какие профессии у наших родителей; название профессий работников детского сада; какие знания и качества нужны для той или иной профессии; взаимосвязь профессий.
•Откуда можно узнать? спросить у родителей; посмотреть видеофильм; информационные плакаты; пригласить на беседу специалистов; чтение художественной литературы; просмотр журналов; посетить экскурсии.
•Дидактические игры и настольно-печатные игры
•Сюжетно-ролевые игры
•Беседы
•Формы работы с детьми
•Чтение художественной литературы
•Фотовыставки
•Экскурсии и посещение
Профессии наших родителей
Человек-человек
Человек-техника
Человек-знаковая система
•Профессии сотрудников
•Д. С. «Волшебная страна»
•Заведующая детским садом
•Повар
•Прачка
•Электрик
•Сторож
•Старший воспитатель
•Младший воспитатель (няня)
•Воспитатель
•Врач
•Старшая медсестра
•Завхоз
•Дворник
•Познавательное развитие
• Экскурсия в краеведческий музей:
• Экскурсия в пожарную часть:
•Экскурсия на Красную горку
• Экскурсия на животноводческую ферму:
Посещении инспектором ГИБДД:
Посредством этих игр ребята закрепили знания о профессиях
Дидактические игры:
•Лото «Профессии»
•«Все профессии важны»
•«В мире профессий»
•«Назови профессию»
•«Орудие труда»
Социально-коммуникативное развитие:
Речевое развитие:
Физическое развитие
Физические упражнения
«Профессии»
Я – шофёр – помыл машину.
Сел за руль и выгнул спину. (имитация движений)
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. (наклоны вперёд с одновременными рывками рук)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты вправо и влево)
Наши летчики-пилоты
Приготовились к полёту. (прямые руки, в стороны, наклоны вправо-влево)
Веселей смотри вокруг:
Детский врач – ребятам друг! (руки на поясе, поворот головы, улыбка)
«Дровосек»
Руки опущены вниз и сцеплены в замок. Медленный вдох через нос, руки, сцепленные в замок, поднимаются над головой. Задержка дыхания. Резкий
выдох через рот со звуком УХ, руки резко опускаются вниз, имитируя движения топора.
«Весёлый трубочист»
Воспитатель читает стихи, а дети делают упражнения: поднимают руки вверх, затем, согнув их в локтях, кисти сжимают в кулаки, с силой опускают вниз:
Вот весёлый трубочист,
Он трубы чистит, чистит.
Руки ходят вверх и вниз,
И крепко сжаты кисти.
Подвижные игры: «Повара», «Лётчики», «Шофёр», «Рыбаки», «Пожарные на ученье», «Дедушка-сапожник», «Футболисты», «Хоккеисты».
Художественно-эстетическое развитие
Работа с родителями
3 этап - заключительный
Ожидаемые Результаты проекта :
• Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
•Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
• Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
•Дети стали более раскрепощены и самостоятельны в сюжетных играх, используют для этой цели атрибуты и наряды.
•У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
В нашем проекте использовалась следующая литература:
Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
• Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
• «Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова)
• «Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)
• Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
• Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)
• Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников.