Светлана Артамонова Лямина
Проект о Кубани для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 «Ромашка» г. Абинск
Проект
на тему: «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Артамонова С. В.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Вид проекта : групповой
Тип проекта : познавательно-творческий, духовно- нравственный.
Возраст детей : дети 5-6 лет
Публикация «Проект о Кубани для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники проекта : дети группы «Звездочки», родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Длительность проекта :
Период реализации проекта : с 01.11.2020 по 31.04.2021г
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать.
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
В. Непогода
Актуальность:
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста. Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. К сожалению, мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Существует многообразие подходов к воспитанию патриотизма, через любовь к родной природе и родному дому, чувство собственного достоинства, сострадание, сочувствие, доброту, способность переживать беду другого как свою, волю к свободе, стремление единения с другими людьми.
К средствам патриотического воспитания относятся: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, мы влияем на чувственную сферу ребенка. Прилагаем немало усилий, чтобы каждый вид деятельности создавал благоприятные условия для патриотического воспитания: на занятиях решаются вопросы познавательного развития ребенка; в игре прививаются навыки коллективизма; в трудовой деятельности - уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга; в праздниках – знакомятся с обычаями, традициями, историей своей мало духовно- нравственный, познавательный.
Предполагаемый результат: в результате участия детей в проекте ожидается повышение уровня знаний в области кубановедения, воспитание бережного сохранения исторических ценностей. У детей будут сформированы представления о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно- исторических ценностях.
Цели проекта :
Познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Углубить и уточнить представления о родном крае – Кубани, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
1. Развитие у дошкольников нравственности, чувств, воспитание любви и уважения к малой Родине, родному краю.
2. Расширить знание о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основного духовно-нравственного личного отношения к малой родине.
3. Пробуждать у детей гордость к традициям, к успехам земляков.
4. Формировать у детей интерес и привязанность к родному краю, развивать патриотические чувства.
Задачи проекта :
Образовательные:
создать условия для познавательно-творческой деятельности по изучению сведений о народных кубанских ремеслах, символики Кубани, кубанского фольклора, народных играх;
способствовать формированию у детей представления о жизни казаков;
способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;
создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Развивающие:
развивать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края; развивать интерес и познавательные умения через художественно – эстетическую деятельность; Изучать историю, культуру, природно-экологическое своеобразие родного края. Развивать познавательные, творческие и интеллектуальные способности
Воспитательные:
воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять; воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины; Воспитать у детей чувства привязанности и любви к родному краю. Воспитать чувства уважения к своей малой родине. Воспитать бережное отношение ко всему, что нас окружает, стремление сделать свой край богаче и краше; закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей.
Средства нравственного воспитания:
Художественные средства–художественная литература, изобразительное искусство, музыка и многое другое. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемой истории.
Игра-способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, любви к родному краю, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Окружающая обстановка–это вся атмосфера, в которой живёт ребёнок. Она является той загадочной страной, в которой они узнают о том, что все живое вокруг нуждается в заботе и защите.
II ЭТАП – Основной Реализация проекта(10.09.2020 - 29.09.2021)
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Сложи картинку – рушник», «Отгадай что это?»(достопримечательности города)
«Абинск – моя малая Родина», «Составь флаг России, города Абинска, Краснодарского края»,»О чем рассказывает памятник», «Народные промыслы Кубани», «Узнай герб нашей страны, города, края», «Найди флаг России, города, края», «Угадай по описанию», «Выложи фигуру казака», «Народные праздники Кубани».
Настольные игры:
«Шахматы» «Пазлы» «Подбери картинку» «Профессии».
Игра- драматизация:
«Дедушкин огород».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Путешествие по родному городу», «Библиотека», «Пограничники», «Моряки», «Ремесленники».
Занимательные игры:
«Бывает – не бывает», «Угадай. что это», «Домино фрукты- овощи».
Коммуникативная деятельность:
Ситуативное рассуждение:
Рассматривание: картины «Казаки на приеме у императрицы», тематического альбома «Наша Армия родная», старинные фотографии казаков.
«Как появилось казачество на Кубани», «Труд хлеборобов на родной земле?»,
Самообслуживание и элементарный бытовой труд:
Уборка на участке, посадка семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (примула) на участке.
Поливка комнатных растений, мытье комнатных растений, посадка рассады цветов, черенкование комнатных растений,наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность:
Целевая экскурсияна территории детского сада к уголку кубанского быта
Посещение мини музея в казачестве
«Быт казачьей избы»
Экскурсия в городскую библиотеку.
Экскурсия в музей
Опыты – эксперименты:
Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Капельки- путешественницы»
Игры с воздухом, песком.
Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди растение по названию», «Узнай по описанию», «Что растет на полях Кубани»
Коммуникативная деятельность:
Ситуативный разговор:
«В чем ходили наши предки», «Вспомним традиции Казаков»
Рассматривание «Вышивка на рушниках». Рассматривание карты Краснодарского края, портреты кубанских поэтов, писателей и композиторов.
Тема: «Хлебные поля – гордость Кубани»
Цель: дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться; формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб; знакомить детей со злаковыми растениями; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Речевое развитие
Коммуникативная деятельность:
Беседы: «Растительный и животный мир Кубани»,» «Рушник – символ семьи»,
«Символика Кубани», «Ремесла Кубани», «Кто такие казаки», «Знакомство ы кубанским диалектом». «Жизнь и традиции кубанских казаков».
Разучиванье кубанских пословиц, поговорок.
«Воспитание детей в казачьих семьях»
Игровая деятельность:
Словесные игры:
«Кто назовет больше блюд из муки (теста)», «Из чего сварили кашу?», «Любимые блюда казаков»,
Восприятие художественной литературы и фольклора:
Загадывание загадок
Разучивание частушек, пословиц, песен, стихов
Заучивание стихотворения:
П. Воронько «Лучше нет родного края»,Заучиванье отрывка из стихотворенья
В. Д. Нестеренко «Кубань»
В. Нестеренко «Весеннее утро»
Чтение:
Рассказы М. Глинской «Хлеб», В. Бакалдина
«Моя Кубань»,
Чтение Л. Ляховская «Праздники, традиции, обычаи, обряды», В. П. Бардадым «Жизнь реки», В. Д. Нестеренко «Весенние почки», Е. Александров «Непутевая собака», К. А. Обойщиков «Люблю тебя, мой край».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Рассматривание иллюстраций, открыток «Достопримечательности Кубани, Краснодара, «города – курорты Кубани».
Рассматривание иллюстраций и картин на тему казачьего быта,«Дары Кубани»
Рассматривание иллюстраций в книге «Кубанские умельцы»
Презентация для детей «Кубань – житница России», «Ремесла Кубани»
Рассматривание книг «Родная Кубань»
Тема: «Ремесла и промыслы на а Кубани»
Цель: познакомить с некоторыми видами кубанских ремёсел. Воспитывать нравственно- эстетические отношения к миру искусства, любовь и познавательный интерес.
Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси.
Тема: «Казачьему роду нет перероду»
Цель: продолжать пополнять знания детей, начать формировать представление о кубанских казаках, их истории появления на Кубани, традициях, культуре; развивать познавательные способности, интерес к историческому прошлому и настоящему родного края, воспитывать патриотизм.
Тема: «На Кубани родной живём дружной семьей»
Цель: знакомство детей с культурой народов, проживающих на Кубани, воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание патриотических чувств.
Тема: «Весна на Кубани»
Цель: закреплять представления об весенних изменениях в природе; закреплять знания о перелетных птицах; развивать интерес и заботливое отношение к природному окружении Кубани, воспитание патриотизма и любви к родной природе.
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
Раскрашивание в раскрасках.
Тема: аппликация. «Лоскутное одеяло»
Цель: продолжать приобщать детей к традициям и культуре кубанского народа.
Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Закрепить понятие «часть», «целое». Развивать глазомер, цветовое восприятие, мелкую моторику. Расширить словарный запас.
Тема: аппликация «Подснежники в вазе».
Цель: Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними цветами- подснежниками, дать представления о первоцветах. Создание образа весеннего цветка в аппликации. Учить детей передавать характерные особенности цветов и листьев в аппликации: их форму, цвет, величину. Учить складывать бумагу гармошкой. Закреплять приёмы вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой. Формировать у детей умение правильно располагать композицию на листе бумаги, аккуратно работать с бумагой и клеем.
Рисование «Украшение фартука».
Задачи: Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле кубанской народной вышивки. Продолжать учить детей рисовать узор концом кисти.
Тема: рисование «Одежда для казачки»
Задачи: закрепить знания детей о национальном кубанском костюме. Учить с помощью нетрадиционных методов рисования создавать узоры костюма: круга и цветка. Воспитывать у детей уважение к традициям наших предков.
Тема: лепка «Казачий кувшин»
Цель:учить детей создавать изображение посуды из целого куска; – учить сглаживать поверхность изделия пальцами; развивать мыслительные процессы (мышление, память, внимание, речь);
воспитывать заботливое, внимательное отношение друг к другу;
:развивать умение пересказывать ранее прочитанное произведение, учить детей лепить кувшин с высоким горлом из пластилина, методом скрепления верхней и нижней части, применяя разнообразные способы лепки.
Музыкальная деятельность:
прослушивание гимнов России, Кубани, песен в исполнении Кубанского казачьего хора.
Слушание музыки «Ой, да на Кубани» (куб. нар. песня, обработка В. Захарченко);
Викторина «Люби и знай свой край»
Конструирование:
«Моя улица», «Сплетем коврик», «Двух трубчатый пароход».
«».
Физическое развитие
Двигательная деятельность:
Дыхательная гимнастика:
«Травушка колышется», «Волны шумят», «Здравствуй солнышко», «Цветок распустился»
Игровые упражнения:
«Перебрось предмет», «Переправа», «Не замочи ноги».
Пальчиковые игры:
«Мама-мама» «Горы, реки» «Палец толстый» «Этот палец» «Вырос на поляне»
Подвижные игры:
«Золотые ворота», «Летучий мяч», «Плетень», «Перетяжки», «Кубанка, «Зеваки», «Кружева», «Хлибчик»
Хороводные игры:
«Подкова», «Воевода», «Бабушка Маланья», «По дорожке Валя шла»
Физкультурный досуг с участием родителей
«На Кубани мы живём
Работа с родителями
Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту) к
Папка – передвижка «Богатая Кубанская земля», «Традиции казаков», Выставка «Люби свой край родной», «Осенняя ярмарка»
III ЭТАП Заключительный
Ожидаемый результат:
Расширение знаний дошкольников о своем крае, о Кубани, воспитание любви к своей малой Родине.
Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности- приобщать детей к родной культуре, ее истории, знакомить детей с укладом и бытом казачества, его обычаям. Объяснить детям смысл обычаев и традиций наших предков; ознакомление с достопримечательностями, традициями города, края; нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное); Воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.
Литература:
Издательство ВГИПК РО. – 188с. ТопорковА. Л. «Традициииобычаиказаков», 2002. Шалыгин В. В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой край родной казачий.
Издательство: Краснодарское книжное издательство
Бондарь В. В., Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004 /стр. 216 стр.
МасловА. В. Кубанска старина : Жизнь и быт казаков :элективный курс / А. В. Маслов. – 2-еизд. – Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2007.
Лях В. И. «Просвещение и культура в истории кубанской станицы» Краснодар 1997г.
Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт. -сост. ПавловаЛ. Ю — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Жариков А. Д. «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
Полякова Т. В. «Знакомим детей с малой Родиной».nttp : // ap2004.alledu.ru/document /380 /839.
По данной теме были изучены опыты работ:
«О родном крае» Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений по кубановедению (составили Т. И. Беляева, Т. С. бережная – краснодар МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №231.
«Воспитание у дошкольника любви к малой Родине» В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г Прасолова. – Краснодар: «традиция»2007г.
Интернет - источник
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/3469-obrazovatelnyj-proekt-na-kubani-my-zhivem.html
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-na-kubani-my-zhivem.html