Anastasay
Проект нравственно-патриотического воспитания «Моя малая Родина — Югра»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
Регистрационный номер:
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ЮГРА»
ПРОЕКТ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 9 месяцев
Возраст детей: 6 – 7 лет
Разработчик:
Пермякова Анастасия Михайловна, воспитатель
г. Сургут
Тип проекта : творческий, познавательный, долгосрочный
Срок реализации проекта : сентябрь 2022 год - май 2023 год.
Публикация «Проект нравственно-патриотического воспитания „Моя малая Родина — Югра“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Участники проекта : дети, родители (законные представители, педагоги.
Актуальность проекта :
Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение, которое на сегодняшний день становится важным звеном в развитии дошкольника. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный и требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Формирование у детей знаний о родном крае, культуре, традициях имеет большую ценность для накопления ими социального опыта жизни в своём городе, округе приобщение к миру его культуры. Мы можем сохранить и продолжить национальную культуру коренных народов Севера, если заинтересуем подрастающее поколение, активно вовлекая родителей в образовательный процесс и внедряя инновационные технологии в деятельность, так как родители имеют недостаточно знаний о своем крае и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства.
Гипотеза:
У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и природе Югорского края; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень участия родителей в организацию образовательного процесса.
Новизна проекта :
Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.
Цель проекта :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе своей малой Родины – Югры.
Задачи проекта :
1. Формировать представление у детей: о своем родном крае, его истории, достопримечательностях, традициях и обычаях, культуре народов ханты и манси, животном и растительном мире родного края.
2. Развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края; обеспечить благоприятный, эмоционально-насыщенный положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и семьями воспитанников.
3. Воспитывать любовь к своей малой Родине и бережное отношение к природе родного края.
Предполагаемые результаты:
К концу реализации проекта дети должны :
• знать историю Ханты – Мансийского автономного округа - Югры; происхождение своего города Сургута;
• знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);
• знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;
Средства реализации проекта :
1. Рассказы с целью сообщения знаний;
2. Беседы с детьми;
3. Чтение художественной литературы;
4. Создание коллекций (фотографий, альбомов);
5. Изобразительная деятельность;
6. Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;
7. Просмотр мультимедийных презентаций.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2022 год.
• обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
• подбор литературы, пособий, атрибутов;
• сбор информации из различных источников по теме;
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• разработка методического материала по теме.
II этап – основной – ноябрь – апрель 2022-2023 год.
• организация и проведение циклов занятий;
• проведение совместных мероприятий;
• создание в группе центра нравственно-патриотического воспитания «Моя малая Родина – Югра»;
• разработка и изготовление практического и наглядного материала;
III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2023 год.
• обобщение результатов работы по проекту;
• анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
• презентация опыта работы по проекту.
Перспективное планирование
№ п/п Месяц Тема, цель Формы работы Ожидаемые результаты
С детьми С педагогами С родителями
1 «Диагностика».
Цель: определение уровня знаний детей о родном крае.
Знакомство участников с групповым проектом. Консультация «Знакомство детей с нашим округом».
2 Сентябрь «Мой город – Сургут».
Цель: расширить представления детей об истории возникновения города Сургута, воспитывать патриотические чувства.
Рассматривание фотографий «Достопримечатель-
ности Сургута». Составление описательного рассказа «Мой город-Сургут».
Консультация «Воспитание любви к малой Родине»
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения.
Изготовление атрибутов к подвижным играм.
Оформление альбома «Города Югры – прошлое и настоящее». Выставка рисунков «Мой любимый горд- Сургут!».
3 Сентябрь «Моя Югра».
Цель: дать элементарные представления об истории и сегодняшнем дне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; учить находить окружной центр – город Ханты-Мансийск на карте; развивать познавательный интерес; обогащать словарь детей; воспитывать любовь к родному краю. Работа с картой округа: нахождение местоположения родного города на картах района и округа.
Описательные рассказы «Моя Югра».
4 Сентябрь «Символика родного края».
Цель: закрепить знание о гербе и флаге Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; воспитывать нравственно-патриотические чувства; обогащать словарь. Презентация «Символика ХМАО-Югры». Раскрашивание «Герб ХМАО-Югры».
Выставка «Герб ХМАО-Югры».
5,6
Октябрь «Коренные жители севера: ханты и манси».
Цель: продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси; расширить представления о родном округе ХМАО-Югре; воспитывать уважение к коренным народам Севера. Презентация «Наш край – Югра».
Рассматривание иллюстраций «Коренные жители севера».
Консультация: «Воспитание любви к малой Родине»
Привлечение родителей к пополнению центра краеведения.
Изготовление атрибутов к подвижным играм.
Оформление альбома «Города Югры – прошлое и настоящее». Выставка «Орнаменты ханты и манси».
7 Октябрь «Природа Югры».
Цель: воспитывать у детей гражданственность, бережное отношение к природе родного края; развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее. Викторина
«Зеленый лес».
Раскрась «Животный мир Югры».
Практическая работа: «Глухарь». Выставка «Глухарь».
8 Октябрь «Что на севере растет?».
Цель: формировать представление детей о растительном мире Севера; воспитывать бережное отношение к природе; развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира. Презентация «Красная книга Югры», Создание альбома «Деревья».
Рисование и раскрашивание «Нарисуй дерево».
Выставка «Деревья».
9 Ноябрь «Одежда коренных народов севера».
Цель: формировать умение узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси; воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера. Презентация
«Одежда коренных народов севера»
Раскрашивание «Национальный костюм ханты и манси.
Практическая работа: «Северяне»
Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Выставка «Северяне».
10 Ноябрь «Быт хантов и манси».
Цель: формировать представление детей об укладе жизни коренного населения Ханты – Мансийского автономного округа - Югры. Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом».
Найди раскрась! «Традиционные занятия коренных народов - Югры». Создание альбома «Украшение хантыйской утвари орнаментом».
11 Ноябрь «Чум оленевода».
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой; создавать объемную фигуру из бумаги; развивать мелкую моторику, глазомер. Конструирование из бумаги
«Чум оленевода».
Выставка «Чум оленевода».
12 Ноябрь Сказка «Айога».
Цель: формировать умение детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким. Чтение сказки «Айога».
Практическая работа «Дерево добрых дел».
Выставка «Дерево добрых дел».
13 Декабрь Сказка «Гордый олень».
Цель: познакомить детей с устным творчеством народа манси; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Чтение сказки «Гордый олень».
Просмотр м/ф «Храбрый олененок Айхо».
практическая работа «Северный олень». Совместная практическая работа. Выставка «Северный олень».
14 Декабрь Сказки «Мышка».
Цель: познакомить детей с устным творчеством народа манси; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Чтение сказки «Мышка»
Изготовление атрибутов к сказке.
Инсценировка сказки.
13 Декабрь Сказка «Как был наказан медведь».
Цель: познакомить детей с устным творчеством народа манси; продолжать формировать умение отвечать полными ответами на вопросы по содержанию сказки. Чтение сказки «Как был наказан медведь».
Методическая копилка
«Картотека мансийских сказок». Совместное чтение сказки. Выставка «Медведь»
14 Декабрь Сказка «Зайчик».
Цель: познакомить детей с устным творчеством народа манси; продолжать формировать умение отвечать полными ответами на вопросы по содержанию сказки. Чтение сказки «Зайчик».
Практическая работа «Заяц».
Рекомендация «Какие мансийские сказки можно прочитать с ребенком?» Выставка «Заяц»
15 Январь «Люблю тебя, мой край родной!».
Цель: познакомить детей со стихами югорских поэтов о родном крае; воспитывать гражданско – патриотические чувства. Литературная гостиная
Методическая копилка
«Картотека стихотворений северного края». Ознакомление с картотекой стихотворений северного края. Выступление детей.
16 Январь «Города Югры».
Цель: формировать представление детей о нашем округе; о достопримечательностях разных городов; воспитывать любовь к родному краю; расширять кругозор детей.
Рисование
«Улица, на которой я живу»
Презентации
«Улицы Югры», «Достопримечательности Югры».
Рассматривание иллюстраций «Города Югры». Выставка
«Улица, на которой я живу»
17 Январь «Средства передвижения народов ханты и манси».
Цель: познакомить детей со средствами передвижения коренных народов севера. Рассматривание картинок «Средства передвижения народов севера».
Практическая работа «Нарты». Выставка «Нарты».
18 Февраль «Декоративно – прикладное искусство народов Югры».
Цель: познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера (Вышивка, бисероплетение, резьба по кости и т. д.); дать детям представление о культурных и духовных традициях людей.
Участие в региональном этапе международного фестиваля-конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо».
Презентация «Декоративно – прикладное искусство народов Югры», «Орнаменты на одежде».
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения.
Выставка предметов и рисунков по теме «Декоративно – прикладное искусство народов Югры».
Призовые места в региональном этапе международного фестиваля-конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо»
«Пасхальное яйцо»
19 Февраль «Загадки северного края».
Цель: познакомить с загадками народов ханты и манси; формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО-Югры. Отгадывание Хантыйских загадок.
Выступление детей.
20 Февраль «Подвижные игры народов севера».
Цель: Познакомить детей с играми коренных народов округа; развивать интерес ловкость, координацию движений, выносливость. Подвижные игры с детьми. Методическая копилка «Подвижные игры народов севера».
Изготовление атрибутов к играм.
Картотека «Подвижные игры народов севера»
21 Февраль «Детские писатели Югры».
Цель: Познакомить с детскими писателями Югры. Формировать у детей представление о культуре народов ханты и манси. Презентация «Детские писатели Югры»
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения.
Альбом «Детские писатели Югры»
22 Март «Сказки народов севера».
Цель: Продолжать знакомить с творчеством народов севера. Рассматривание иллюстраций к сказкам народов севера. Памятка «Читаем детям сказки народов севера». Создание книжек-малышек по сказкам народов севера. Выставка книжек-малышек по сказкам народов севера.
23 Март «Хантыйские сказки».
Цель: Продолжать знакомить с хантыйским народным творчеством. Рассматривание иллюстраций к хантыйским сказкам Памятка «Читаем детям хантыйские сказки». Создание книжек-малышек по хантыйским сказкам. Выставка книжек-малышек по хантыйским сказкам.
24 Март Чтение сказки «Лисица, птичка и ворон» (ненецкая сказка).
Цель: продолжать знакомство с творчеством коренного народа округа. Практическая работа в интерактивной песочнице «Чьи следы на песке?»
Выставка работ «Следы животных и птиц»
25 Март «Рыбы нашего края».
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой; создавать объемную фигуру из бумаги; развивать мелкую моторику, глазомер. Рассматривание иллюстраций Практическая работа аппликация
«Рыбы нашего края»
Дидактические игры: «Рыбы», «Рыболовство» Альбом «Рыбы нашего края»
26 Апрель Праздник «Вороний день».
Цель: Расширять знания детей о традиционном празднике, о традициях народов севера. Презентация «Национальные праздники народов севера».
Чтение сказки «Ворон»
Практическая работа «Ворон» Выставка «Ворон»
27 Апрель Викторина «Природа родного края».
Цель: Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры. Практическая работа «Грибы» Альбом «Грибы нашего края»
28 Апрель «Международный день земли, воды и воздуха»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Презентация
«Международный день земли, воды и воздуха» Памятка «Международный день земли, воды и воздуха» Памятка «Международный день земли, воды и воздуха»
Коллективная работа «Береги природу!»
29 Апрель «Куклы-ягодки».
Цель: Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке. Мастер- класс
«Куклы-ягодки» Выставка кукол-ягодок
30 Май «Этих дней не смолкает слава!».
Цель: Обогащение знаний детей о героях нашего края. Презентация «Герои нашего края» Создание альбома «Герои нашего края»
31 Май «Кукла-дерево».
Цель: Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке. Мастер- класс
«Кукла-дерево»
Выставка
кукол-деревьев
32 Май «За что мы любим свой край».
Цель: Закрепить знания у детей о родном крае. Выставка по теме «Моя малая Родина – Югра»
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения.
Выставка по теме «Моя малая Родина – Югра» Оформление центра «Моя малая Родина – Югра»
Литература:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕССС»», 2020 г. – 192 с.
2. Киричек Е. А., Моя Югра. Знаю, умею, учусь: Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных организаций. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020 г. – 64 с. 6 цв. ил.
2. Киричек Е. А., Моя Югра. Край, в котором я живу: Учебное пособие для дошкольных образовательных организаций. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2022 г. – 64 с. 6 цв. ил.
3. Новые сказки Югры: сказки победителей литературного конкурса / ОО «ТО РК Сургутского района»; МКУК «СРЦБС»., – Сургут; Омск: 2017 г. – 56 с.
4. Красная книга ХМАО. Животные, растения, грибы. Екатеринбург, 2003 г.