Надежда Лушникова
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для подготовительной группы
Пояснительная записка.
МАДОУ детский сад №64 «Искорка» в настоящее время работает по программе
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандаротомк структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Проект „Никто не забыт, ничто не забыто“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции отечественного образования и является переработанным в соответствии с действующими ФГОС вариантом «Программы воспитания в детском саду» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы, она восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, о которых говорилось выше. Но в программе даны только общие характеристики основных разделов образовательной работы и отсутствуют конкретные задачи и методические рекомендации по вопросам нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания детства ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Данный проект рассчитан на реализацию в подготовительной группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Содержание программы было расширенно за счет специальной методической литературы и был разработан проект для детей подготовительной группы по теме «Никто не забыт, ничто не забыто».
Тема проекта :«Никто не забыт, ничто не забыто».
Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители, воспитатели – Семенюк Евгения Владимировна, Лушникова Надежда Александровна; старший воспитатель – Чаплыгина Жанна Леонидовна, инструктор по физической культуре -Нестеренкова Оксана Анатольевна; музыкальный руководитель – Старкова Наталья Николаевна.
Вид проекта : краткосрочный, информационно-игровой, групповой.
Сроки реализации: с 25 апреля по 6 мая.
Основной вопрос проекта
Воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Обогащение представлений детей о ВОВ о подвигах советских солдат. Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города. Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма. Развивать у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании, игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.
Задачи проекта.
Образовательные:
В области “Социально-коммуникативное развитие” :
развивать игровую деятельность детей;побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
В области “Познавательное развитие” :
формировать представления детей о событиях ВОВ;познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”;формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.
В области “Речевое развитие” :
развивать связную речь;активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: “боец”, “солдат”, “фронт”, “тыл”, “снаряды”, “поле боя” и т. д. ;учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.
В области “художественно-эстетическое развитие” :
подвести к восприятию художественных произведений о войне;учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;развивать продуктивную деятельность детей.
Воспитательные:
формировать эмоциональную заинтересованность;побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;воспитывать патриотические чувства;воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.
Предполагаемые результаты.
Правильное отношение к войне. Уважение к истории Великой Отечественной войны; формирование четких представлений о Великой Отечественной Войне. Воспитанию в детях чувства патриотизма, ответственности, дружбы, уважительного отношения к ветеранам ВОВ; совершенствованию речевого развития в целом, в особенности развитии лексики данной темы. Включению родителей в коррекционный - воспитательный процесс; развитию творческих способностей.
Развитию исследовательской деятельности детейразвитию коммуникативных навыков.
Список литературы.
1.«Патриотическое воспитание детей 6 - 7 лет» Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. (М., 2007)
2. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
Проектная модель гражданского воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. -2009.-№3
3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». М., 2008.
4. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи». Учебное пособие. М. ,2008.
5. Шипунова В. А. «Великая Отечественная война». М. :«Карапуз», 2012.
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005
6. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 7. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г. ;
8. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России, М. 2004г. 9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста. Пособие для реализации государственной программы. М. 20004г.
9. Колдина Д. Н. Рисование с детьми6-7 лет. Конспекты занятий. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
10. Колдина Д. Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
11. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014.
12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014.
13. Материалы интернет.
Организация работы над проектом :
Подготовка методических и дидактических материалов.
Проведение интересных занятий, организация выставок.
Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен к празднику "День Победы".
Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
Слушание песен военно- патриотической тематики.
Тематическое содержание книжного центра.
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для бесед.
Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
Оформление нравственно-патриотического центра «Аллея славы».
Составление перспективного плана работы по реализации проекта. Приложение №1.
Подбор конспектов бесед. Приложение №2.
Подбор конспектов по ОД. Приложение №3.
Подбор конспектов сюжетно-ролевых, подвижных, пальчиковых, настольно- печатных и дидактических игр. Приложение №4 .
Художественная литература. Приложение №5.
Проведение конкурса чтецов, встреча с ветеранами. Приложение №6.
Посещение мемориальных мест и возложение цветов. Приложение №7.
Конструирование «Письмо ветерану». Приложение №8.
Проведение праздника «День Победы». Приложение №9.
Приложение №1
Перспективный план по теме «Никто не забыт, ничто не забыто»
в подготовительной группе.
Работа с детьми
Мониторинг уровня готовности восприятия детьми материала по теме «Никто не забыт, ничто не забыто».
Беседы.
1. «Великая Отечественная война».
Цель: познакомить с событиями В. О. войны. Объяснить, что значит термин "Великая Отечественная "; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойкими, умеющими защитить свою Родину.
2. «Битва под Москвой».
Цель: воспитательная – воспитывать уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них гордость за свой народ и любовь к Родине, развивать личность гражданина и патриота России ; закрепить и систематизировать знания о событиях Великой Отечественной войны.
3. «Таня Савичева».
Цель: закреплять знания детей о бедах и горе, принесённые войнами. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России. Познакомить детей с историей жизни Тани Савичевой, с ужасами войны и памятью о ней сегодняшнего поколения. Воспитывать уважение к сверстникам военных лет, к ветеранам ВОВ.
4. «Ленинград».
Цель: познакомить детей с городом-героем.
Развивать высшие нравственные чувства. Расширить знания детей об истории России. Обогатить словарь.
5. «Военная техника».
Цель: познакомить с военной техникой, активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т. д. ; учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.
6. «Памятники г. Дмитрова героям Великой Отечественной войны».
Цель: Вызывать чувство гордости за свой город, учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
7. «Дети войны».
Цель: формировать представления детей о событиях Вов; познакомить детей с понятиями «война», «ветераны», «победа»; рассказывать о детях войны.
8. «О предстоящем празднике – «День Победы».
Цель: обогащать представления детей о Вов, о подвигах советских солдат. Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города. Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.
В течении всего периода
Продуктивная деятельность.
Образовательная деятельность.
Цель: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г. : в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Познание. Познавательно-исследовательская деятельность. Формирование целостной картины мира.
1.«Никто не забыт, ничто не забыто» : систематизировать знания дошкольников о ВОВ, наглядно познакомить с памятниками защитникам ВОВ, воспитывать глубокое уважение и чувство большой благодарности ко всем, тем кому так тяжело далась наша ПОБЕДА, формирование нравственных ценностей.
2. «Наши герои» : закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Вспомнить, какие памятники в Москве напоминают нам о героях; познакомить детей с памятником Г. К. Жукову на Красной площади, рассказать, почему ему воздвигли памятник. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
3. «70-лети Победы» : подготовка семей воспитанников ко Дню Победы. Обобщить знания детей о Великой Отечественной войне; обогатить словарь дошкольников словами военной тематике; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем тем, кто одержал великую Победу.
Развитие речи
1. «Герои Великой Отечественной войны» : расширить знание детей о героях Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство гордости и уважения к их подвигам. Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать "Война – это беда, это несчастье для людей».
2.«День Победы» : углублять и уточнять представления детей о праздновании в нашей стране Дня Победы. Продолжать формировать умение детей вести координированный диалог между воспитателем и детьми на тему беседы. Развивать память, интонационную выразительность речи, нравственные чувства. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, желание возлагать цветы к памятникам.
Рисование.
1.«Праздничный салют» : учить детей передавать впечатления о праздничном салюте. Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе. Закреплять умение заполнять весь лист изображением. Придумывать свой салют. Закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.
2. «Сирень». Учить рисовать сирень, передавая характерные особенности; Учить рисовать пышные соцветия, применяя печатание мятой бумагой, поролоном; Продолжать учить красиво располагать рисунок в центре листа.
3. «Вечный огонь» :познакомить с традициями празднования Дня Победы; рассказать о значении этого праздника для нашей страны; воспитывать у детей нравственные и патриотические чувства; вызывать интерес к истории своей страны.
Аппликация.
Открытка: «День Победы» : закреплять и расширять знания о празднике День Победы. Закреплять знания детей о том, как живущие помнят об участниках В. О. В. Развивать у детей воображение, наблюдательность, память, внимание, добиваться качественного исполнения задания, развивать творческие способности детей, моторику рук.
Лепка.
«Танк» : учить лепить танк конструктивным способом; продолжать учить передавать признаки предметов в точности; продолжать развивать желание лепить; продолжать развивать чувство цвета; развивать моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Воспитывать умение работать в коллективе.
Творческая поделка «Аллея славы».
Оформление нравственно-патриотического центра «Аллея славы» : воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, заставить задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формировать уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину.
Различные виды игр.
Дидактические игры.
«Хорошо – плохо» : предложить рассмотреть различные ситуации, оценить свои поступки и действия, найти, что в них хорошо и что плохо.
Игровое упражнение «Солдаты» : учить детей выполнять строевые упражнения.
«Военные страницы»
Цель: формирование представления дошкольников о Великой Отечественной войне. Задачи: закреплять и активизировать в речь детей понятие "фронт", "тыл", "партизанское движение". Воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому.
Пальчиковые игры
1. «Капитан».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Настольно-печатная игра
«Домино: военная техника».
Цель: закреплять знания детей о средствах передвижения во время Вов, учить называть наземный воздушный транспорт, классифицировать транспортные средства по разным видам.
Сюжетно ролевые игры.
1. «Больница»».
Цель: расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
2. «Моряки» .
Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей, который они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействии со сверстниками в небольших игровых объединениях. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: кок, камбуз, якорь, капитан, корабль, пробоина, штурвал, рулевой.
Предшествующая работа: Чтение художественной литературы о кораблях, моряках.
Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, бескозырка, медицинский халат, радионаушники, спасательный круг, якорь, руль, бинокли, медицинский набор.
Подвижные игры.
«Повтори наоборот» :развивать пространственную координацию. «Летает – не летает» : воспитывать внимание и сообразительность. «Переправа через реку» :учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде, развивать координацию движений. «Шлепанки» :совершенствовать умение выполнять игровые действия, развивать внимание, быстроту реакции. «Мостик» : развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Дети кладут в ряд по четыре камешка близко друг к другу. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый. «Мены». Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда все камешки играющие обменяют. «Круговые жмурки» : упражнять детей в выполнении игровых действий, развивать память, внимание. : «Пожарные на учении» : Развивать у детей быстроту реакции, ловкость, приучать действовать по сигналу, следить за
соблюдением правил игры. «Сбей мяч» : развитие ловкости, меткости. «Попади в обруч» : попасть в обруч. Развивать ловкость и глазомер. «Сбей кеглю» : развитие ловкости, меткости. «Самолет» : развивать бег с увёртыванием, прыжки. «Смелый солдат» : развивать умение ползать и бегать.
«Большая переправа» : развивать координацию движений, умение ползать. «Катание на самокате» : упражнять детей в езде по прямому отрезку пути, по узкой дорожке; учить сохранять правильную осанку и равновесие. Поощрять желание пользоваться самокатом в свободной деятельности.
«У кого мяч?» : воспитывать внимание и сообразительность. «Фантазёры» : : формировать творческое воображение. «Подвижная цель» : совершенствовать выполнение основных движений при метании мяча в цель, развивать ловкость, крупную моторику рук, повышать подвижность суставов, воспитывать целеустремленность.
Чтение художественной и познавательной литературы.
С. Алексеев «Победа», «Генерал Панфилов», В. Богомолов «58 дней в огне», «Подвиг гвардейцев», В. А. Жилкин «Рассказ не последний», Л. Кассиль «Никто не знает, но помнят все», «Катюша. Вперед, танкисты!». Стихотворения: Найденова, С. Я. Маршак, А Игебаев, П. Воронько.
Работа с родителями • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
В течении всего периода
Сотрудничество с социумом 1. Планирование работы по воспитанию на тему «Формирование культуры поведения и ритуалов во время посещения памятников и обелисков детей о время посещения памятных мест».
2. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудникам МДОУ.
3. Консультационный материал для педагогов.
4. Организация просмотра тематических видеофильмов.
В течении всего периода
Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды для осуществления развития познавательных, исследовательских и творческих способностей дошкольников.
2. Подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Дети о война», «Стихотворения о Великой Отечественной войне», «Наши герои».
4. Подборка литературы познавательного характера.
5. Конспекты по ОД, бесед.
6. Сценарии праздников.
7. Создание консультационного материала для родителей. В течении всего периода.