Афанасьева Наталья
Проект в подготовительной группе «Нескучная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №36»
ПРОЕКТ
«НЕСКУЧНАЯ ОСЕНЬ»
Выполнила воспитатель I квалификационной категории
Дяшкина Светлана Александровна
Публикация «Проект в подготовительной группе „Нескучная осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: У каждого в жизни своя осень :у одних- это легкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других- дождливая, «наводящая грусть-тоску пасмурная осень- чародейка. Но для всех она яркая по- своему, романтичная, ласкающая не только взор, но и душу своими трепетными ветрами-озорниками, нежными песнями плачущих дождей. Данный проект позволит в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретенных знаний с творческим подходом в различных видах деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Цель проекта :
Создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта»Закружила осень золотая».
Задачи проекта :
1. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.
2. Развивать умение добывать информацию различными способами, учить определять оптимальный способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
3. Продолжать развивать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
4. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера, поддерживать инициативу и самостоятельность в создании идеи и реализации проекта, создавать условия для презентации результата.
5. Поддерживать интерес детей к миру природы, создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, формировать желание самостоятельно добывать знания (экспериментируя, слушая книги, рассматривая иллюстрации и картины, наблюдая за природными объектами и явлениями).
6. Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы, учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.
Вид проекта : познавательно-творческий.
2
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, старший воспитатель.
Место проведения: МБДОУ»Детский сад общеразвивающего вида№36.
Срок реализации : сентябрь, октябрь,ноябрь.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет определять и называть характерные признаки осени, образовывать прилагательные; знает названия осенних месяцев и самостоятельно определяет, к какому месяцу относятся те или иные признаки осени; умеет исследовать строение листа, опытным путем делать вывод, что в зеленых листьях есть вещество-хлорофилл, а в желтых листьях его нет, проявляет активность в процессе выполнения опытов; приучен к навыкам культурного поведения со взрослыми и сверстниками; проявляет бережное отношение к природе.
Что мы знаем об осени. Выяснить, что знают дети об осени на начальном этапе проекта.
1. С наступлением осени солнце светит мало.
2. Птицы улетают в теплые страны.
3. Идут частые дожди.
4. На улице становится холодно.
5. Прячутся насекомые.
6. В лесу появляются грибы.
7. Созревает урожай.
8. Медведь, ежик ложатся в спячку.
9. Белочка готовит на зиму запас.
10. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Что хотим узнать.
1. Почему опадают листья?
2. Почему месяц октябрь в народе называю грязник?
3. Почему погибают многие насекомые?
4. Чем питается заяц зимой?
5. Меняет ли шубку белочка?
6. Почему идут часто дожди?
7. Чем полезен гриб мухомор?
Что узнали дети об осени.
1. В результата проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, как о времени года, ее признаках и дарах.
2. Научились наблюдать за живой и неживой природой и бережное отношение к ней.
3. Узнали приметы осени, народные приметы.
Направления деятельности и интеграция областей
Познавательное развитие
Беседы:
«Почему деревья сбрасывают листья». «Уборка урожая осенью».
«Животные леса осенью».
«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»»Что происходит в природе с приходом осенью?»
Ситуативные беседы:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»»Почему заяц меняет окрас?»
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»;
«Ищем приметы осени».
Викторина:
«Все обо всем».
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?», «Кто больше знает примет осени?», «Запасы зверей»,»Назови ласково», «Чудесный мешочек».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно- ролевые игры:
«Магазин овощей»,»Осенняя ярмарка».»Семья покупает полезные продукты».
Коммуникация
Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- М. Пришвин «Птицы и листья».
- Ю. Тувим "Овощи".
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
- Н. Егорова «Листопад».
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания».
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий».
Заучивание наизусть:
- А. Фет «Ласточки пропали».
- Е. Трутнева «Осень».
Ознакомление с окружающим:
«Приметы осени».
«Щедрая осень».
«Золотая осень».
Экспериментальная деятельность.
Рассматривание листьев различных деревьев под лупу.
Художественное творчество.
Рисование: «Осенний натюрморт», «Ветка рябины», «Летят перелетные птицы», «Яблоня с яблоками», «Загадки с грядки», «Листопад», «Фруктовая ваза».
Лепка: «Корзинка с фруктами», «Осеннее дерево»(пластилинография).
Аппликация: «Ваза с фруктами», «Осенний ковер», «Букет цветов».
Бумагопластика:
«Гриб боровик».
Конструирование:
Закладка: «Яблоко».
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Капуста».
Физкультминутки «Мы – осенние листочки», «Мы пойдем в огород».
дыхательная гимнастика «Ветерок».
Подвижные игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Кто быстрее соберёт листья», «Вершки и корешки».
Работе с родителями:
Приглашение к участию в проекте»Письмо для родителей»
Привлечение родителей к оформлению группы и пополнению РППС
Консультация для родителей»Как сделать осеннюю прогулку интересной».
Подготовить поделки на осеннюю тему
Организовать выставку»Фермерский урожай».
Презентация проекта :
Игровые мероприятия»Веселые овощи».
Выставка детских работ»Золотая осень»
Выставка поделок»Фермерский урожай».
Письмо родителям
Тема проекта»Осень чудная пора».
Уважаемые родители, бабушки, дедушки, братишки и сестренки!
Просим вас с нами вместе активно включиться в работу над этой темой и принести в группу художественную литературу по данной теме, иллюстрации.
Мы будем очень рады, если вы дома уделите своему ребенку немного времени, чтобы почитать интересную сказку, рассмотреть иллюстрации и побеседовать на тему «Осень».
Осень в народном календаре
Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник.
Поговорки
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь – золотой месяц грибников.
В сентябре лист на дереве не держится.
В сентябре одна ягода, и то горькая рябина.
Народные приметы
Гром в сентябре – теплая осень.
В сентябре в лесу много паучков на паутинах (тенетников) – к долгой сухой осени.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
Народный календарь
1 сентября. День-тепляк. «Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется»
5 сентября. Луп-брусничник. С этого дня начинали собирать бруснику. Примечали – коли брусника поспела, то и овес отбронел (дошел). Говорят: «Нагнись – брусника поспела, шевелись – овес в поле дошел».
8 сентября. Наталья-овсяница. В этот день варили овсяный кисель и пекли блины. Овсяный кисель был некогда повседневным блюдом крестьянского стола, сытным и очень полезным.
13 сентября. Куприян. Начинали дергать корнеплоды (кроме репы) и копать картофель.
14 сентября. День-летопроводец. Межа лета и осени. Семенов день. На Семенов день отмечали первые Осенины. В этот день устраивали потешные проводы мух и тараканов, надоедливых насекомых лета. С 14 сентября начинается «Бабье лето». Говорят: «Бабье лето сухое – осень мокрая».
17 сентября. Луков день. «Лук да баня все правят», «Лук от семи недуг».
21 сентября. День осеннего равноденствия, Рождество Пресвятой Богородицы. Издавна в этот день проводился праздник урожая. Это был день второй встречи осени и назывался Осенинами или Оспожинками.
22 сентября. День осеннего равноденствия. Полсуток ночь, полсуток – день.
23 сентября. Петр и Павел – рябинники. Существует поверье, что рябина, посаженная перед входом в дом, оберегает его от недобрых людей.
27 сентября. Воздвижение. Начиная с Воздвижения, в течение двух недель продолжались «капустницы» - девичьи посиделки, во время которых заготавливали капусту на зиму. «Третьи осенины – капуста и медведь именинники», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвигает, тулуп надевает».
28 сентября. Никита-гусепролет, репорез.
На 1 сентября приходится последняя гроза.
Сентябрь – отлетная пора. Не все птицы улетают: дергачи уходят пешком до моря.
Теплую солнечную погоду в сентябре называют вторым или «бабьим» летом.
Ясных дней в сентябре больше, чем в марте.
Сентябрь – месяц обильных рос.
В сентябре заканчиваются полевые работы, начинается пора «золотой» осени.
Первый листопад начинается у липы, затем у вяза, березы, клена, осины.
Начало общего листопада – примерно 20 сентября.
На 1 сентября приходится последняя гроза.
Народные рецепты.
Клюквенный или брусничный взвар.
На 1-1,5 стакана клюквы или брусники, 1-2 ст. л. меда, 1 ст. л. муки (лучше ржаной или самой дешевой пшеничной).
Отжать сок из ягод и оставить. Клюквенные выжимки залить кипятком (1 стакан, выварить до половины объема, отжать снова, выжимки, разварив протереть, соединить с соком. Муку развести в соках. Уварить клюквенную или брусничную воду с медом, влить туда при закипании клюквенный или брусничный сок с мукой, и размешивая, довести до киселеобразного состояния, чуть присолить по вкусу.
Октябрь – позимник, листопад, грязник,
свадебник, желтень.
Поговорки
Лето со снопами, а осень с пирогами.
Не от добра дерево лист роняет.
В октябре – ни на колесах, ни на санях.
Октябрь землю покроет где листом, где снежком.
Народные приметы
Осенью паутина – на ясную погоду.
Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Много желудей на дубе – к лютой и снежной зиме.
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
Если в октябре лист с березы и дуба опадет нечисто – жди суровой зимы.
Поздний отлет птиц – к теплой зиме.
Поздний листопад – к суровой и долгой зиме.
Народный календарь
1 октября. Арина-журавлиный лет; Арина-шиповница. В этот день начинают собирать и сушить плоды шиповника. Примечали, если на Арину полетят журавли, то на Покров будет первый мороз.
2 октября. Зосима-заступник пчел;
3 октября. Примечай ветры: северный – к стуже, южный – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к ведру.
7 октября. Фекла-заревница. На Феклу-заревницу начинали молотить в овинах хлеб и отмечали этот день повсеместно как праздник. По обычаю устраивали посиделки с играми, песнями и угощением, длившиеся до полуночи. Молотить начинали при зажженном огне. Отсюда и название – заревница. 7 октября считался днем узлов. Если завязанный узелок не развяжется, то счастье будет крепким.
8 октября. Сергий Радонежский.
10 октября. Савватий-пчельник – пчелиная девятина. Пчеловодство играло очень большую роль в хозяйстве крестьянина в Древней Руси, так как сахара еще не знали и его полностью заменял мед. «В эти дни надобно на голодный желудок, что ни утро, по чайной ложке меда съедать, запивая теплой водой» - народный рецепт.
13октября. Если снег упадет, зима не скоро настанет.
14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги урожая. Проводились Покровские ярмарки, начинали играть свадьбы. На Покров до обеда – осень, после обеда – зима. Каков Покров, такова будет и зима: ветер с севера – зима холодная, с запада – снежная, с юга – теплая.
17 октября. Ерофей – лешегон. По поверью, изгнанная в сентябре нечистая сила в этот день проваливалась под землю до весны, стараясь напакостить людям. Поэтому в Леший день старались в лес не ходить. С Ерофея холода сильнее.
18 октября. Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень.
27 октября. Параскева-Пятница. С этого дня начинали мять льны. Лен знали еще в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, он предшествовал хлопчатнику. Славяне выращивали лен еще до образования Киевской Руси. Существовало поверье, что льняная нить сама по себе является оберегом. Вообще весь процесс изготовления одежды – от прядения ниток до вышивания орнамента – был по сути магической процедурой, имевшей целью обеспечить человеку защиту и здоровье. Сам процесс изготовления ткани, отраженный в народных песнях-играх, включал «впитывание» тканью в себя энергии солнца, воды, воздуха.
Народные рецепты.
Печенье из овсяного толокна.
1 яйцо, 1 стакан сахара, 100 г маргарина, 1,5 стакана сметаны, ч. л. соды, 1 стакан толокна, 1 стакан муки.
Замесить тесто. Тесто охладить, раскатать на небольшие шарики. Печенье выпекать на теплой сковородке в духовке, пока не порозовеет.
Ноябрь – листогной, полузимник, грудень (лед на реке или груды земли).
Поговорки
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил.
В ноябре зима с осенью борются.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Ноябрь – полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрь осень замыкает.
Плачут по солнцу в ноябре оконца.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит и рвет, и льет,
и снизу метет.
Народные приметы
Какова погода в ноябре, таков и май.
Синица к избе – зима на двор.
Покорми птиц зимою – послужат тебе весною.
Народный календарь.
12 ноября. Зиновий-синичник. Синичкин день. Прилетают птички-зимовки: синицы, свиристели, щеглы, сойки, чечетки. «Не велика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит», «Синичка пищит – зиму вещит, холод накликает».
13 ноября. Андрей осенний. «Курячьи именины». В этот день почитали Куру и Курку, благодарили их за перо и пух, из которого делали подушки и перины.
14 ноября. Козьма и Дамиан-рукомесленники. Праздник ремесленников и кузнецов. «Кузьминки – первая встреча зимы», «Кузьминки – об осени поминки», «Козьма-Дамиан – кузнец кует лед на земле и на водах». Первые морозы. Если к этому дню лист остался на деревьях, то предстоит суровая зима.
19 ноября. Ледостав. Если на ледостав снегопад, зима будет снежная.
22 ноября. Матрена зимняя. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
23 ноября. Идет дождь – быть зиме грязной и малоснежной до 6 декабря.
28 ноября. Гурьев день. Уж если ляжет на Гурья снег, так лежать ему до половодья.
30 ноября. Каков день, такова и зима.
Ноябрь осень замыкает.
Народные рецепты.
Хлеб в русской трапезе.
Выпечные изделия из муки без начинки – непременная часть любой русской трапезы, как будничной, так и праздничной.
Хлеб, подававшийся во время праздничного застолья, был очень разнообразен по составу муки, способу приготовления теста, форме и назначению. Он выпекался из ржаной, ячменной, пшеничной, овсяной муки крупного или мелкого помола, а также из различных смесей: ржаной и пшеничной, ржаной и ячменной, ржаной с добавлением отрубей, картофеля, моркови, а в неурожайные годы – лебеды, коры сосны, дуба. Выбор муки и сорта зависел от благосостояния семьи, назначения изделия.
Тесто для хлеба могло быть кислым и ли пресным. Кислое затворялось с закваской, которой служила гуща кваса, кусочки кислого теста, оставшиеся от предыдущей выпечки, или дрожжи, приготовленные из солода и хмеля.
Хлеб выпекался в русской печи на капустных листьях, противнях или прямо на полу, очищенном от золы. Ставили его в печь на хлебной деревянной лопате.
«Каравай».
Тесто готовили так же, как для дрожжевых блинов. Затем оно наливалось до половины в формы, смазанные маслом, и выпекались в печи.
Клюквенный или брусничный взвар.
На 1-1,5 стакана клюквы или брусники, 1-2 ст. л. меда, 1 ст. л. муки (лучше ржаной или самой дешевой пшеничной).
Отжать сок из ягод и оставить. Клюквенные выжимки залить кипятком (1 стакан, выварить до половины объема, отжать снова, выжимки, разварив протереть, соединить с соком. Муку развести в соках. Уварить клюквенную или брусничную воду с медом, влить туда при закипании клюквенный или брусничный сок с мукой, и размешивая, довести до киселеобразного состояния, чуть присолить по вкусу.
Приметы осени.
• В осенние ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу мочит.
• Осенние ночи до снега темны.
• Осенью утро серенько – жди красного денька.
• Высокие перистые облака в виде завитков, медленно движущихся – признак хорошей погоды.
• Зима становится через сорок дней после первого снега.
• Теплая осень к долгой зиме.
• Вороны каркают хрипло, отрывисто и чаще обыкновенного – перед дождем.
• Синица пищит – зиму вещает.
• Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Пословицы и поговорки об осени.
• Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сытна.
• Зерно в колоске – не спи в холодке.
• Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи.
• Осенняя пора – птицы со двора.
• Лето со снопами – осень с пирогами.
• Весной дождь растит, а осенью – гноит.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Неизведанное рядом»- О. В. Дыбина.
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.
4. Шорыгина Т. А.»Насекомые».»Звери».
5. Соломенникова О. А.»Экологическое воспитание в детском саду».