Смакотина Евгения Николаевна
Проект «Неряха — Маша» с детьми первой младшей группы
Содержание:
1. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
4. Перечень основных направлений проекта.
5. Краткое описание проекта по этапам.
6. План мероприятий по реализации проекта.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Вид проекта : краткосрочный (октябрь)
Образовательная область: физическое развитие
Публикация «Проект „Неряха — Маша“ с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
Области интеграции: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие
По характеру контактов: внутри групповой
Участники проекта : воспитатели, младший воспитатель, родители, дети 1 младшей группы.
Актуальность проекта
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
ть у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Главными союзниками в работе по формированию привычки к соблюдению правил личной гигиены, у малышей являются родители. Без их участия невозможно добиться хороших результатов. Только они являются ярким примером для своих детей. Но необходимы единые требования в семье и в детском саду. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта :
Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей (формирование у детей гигиенических навыков).
Основные формы реализации проекта :
1. Формы работы с детьми :
-Беседы.
-Объяснение.
-Показ.
-Непосредственно-образовательная деятельность.
-Самостоятельная деятельность детей.
-Совместная с взрослым деятельность.
-Дидактические игры
-Развлечение.
-Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
2. Формы работы с родителями:
-Консультирование.
-Наглядная информация.
-Видео – презентация «Один день из жизни ребенка в детском саду».
-Беседы.
-Показ.
-Объяснение.
-Индивидуальные беседы.
-Совместная деятельность с детьми.
-Презентация
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Ожидаемые результаты для детей:
-Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
-Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
-Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
-Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
-Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
-Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
Ожидаемые результаты для педагогов:
-Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
-Единство требований со стороны персонала группы и родителей.
-Укрепление связи с родителями.
Оснащение предметно-развивающей среды группы :
-Изготовить методическое пособие.
-Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
-Сделать подборку дидактических игр.
Методическая копилка:
-Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
-Разработать конспекты занятий и картотеки проведения режимных моментов.
-Сценарии развлечений и досугов.
-Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
-Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.
Работа с родителями:
1. .Просмотр презентации
2. Консультации
-«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей посредством дидактических игр»
-«Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»
-«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
3. Родительские собрания:
-«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение»
Методы и формы работы, которыми мы руководствовались в рамках проекта :
-наглядные: (папка передвижка «Что нам надо для умывания», просмотр мультфильма)
-словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
-релаксация;
-игровой: (сюрпризный момент, игры)
Реализация проекта.
Совместно с родителями был изготовлен макет куклы из картона. На макете на липучки прикреплена имитация грязных пятен (на руках, лице, одежде).
Украшена туалетная комната. Оформлен уголок «Буду я красив».
Подобранны дидактические игры, произведения для чтения детям по теме проекта.
Основная работа по реализации проекта с детьми
.
месяц Название мероприятия
Цель Методы и приёмы
Октябрь -
1 неделя. Развлечение «Неряха Маша»
Беседа
«Зачем нам умываться»
Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото», «Что с начало, что потом».
Игра «Умоем куклу Машу», педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки».
Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом»,
Занятие НОД
«Умывалочка». Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем; — содействовать стремлению к ЗОЖ; — развивать произносительную и диалогическую стороны речи; - развивать уверенность в себе и своих возможностях; - развивать активность, инициативность, самостоятельность; - развивать понимание и осмысливание произведений искусства
Формировать понятий:
-Пользоваться мылом.
-Умывать лицо.
-Мыть руки.
-Вытирать руки и лицо полотенцем
Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого.
Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой.
Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их.
Формирование простейших навыков умывания.
Словесные методы, показ иллюстраций.
Показ, объяснения,
образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых.
Показ, объяснения,
образец взрослых словесные,
Октябрь – вторая неделя. Беседа «Чистота – залог здоровья»
Использование потешки «Водичка-водичка»,
Чтение стихотворения
«Я под краном руки мыла…»
Занятие «Мыльные
перчатки».
Чтение стихотворения Г. Ладонщиков
«Приятного аппетита»
Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой».
Занятие «Уложим куклу спать», стих «спать пора» П. Воронько,
чтение К. Чуковского «Федорино горе»,
чтение «Что взяла, клади на место»
З. Александрова Формирование культурно- гигиенических навыков.
Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот).
Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек.
Формировать навыки культуры и понятий:
-спасибо,
-пожалуйста,
- приятного аппетита.
Формирование культурно- гигиенических навыков. Словесные методы, показ иллюстраций.
Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых,
помощь взрослых,
совместная деятельность с воспитателем.
Октябрь – третья неделя. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
потешки «ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»,
Занятие «Такие разные носочки»,
Чтение стихов
И. Горюновой «Этикет для карапузов»,
рассматривание картинок на тему- посуда.
Пед. ситуация
«Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин.
Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем;
Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты (юбки, просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность.
Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.
1. Закреплять умение детей различать и называть цвета.
2. Побуждать малышей к употреблению в речи существительных мужского и женского рода, обозначающих предметы одежды глаголов настоящего времени: надеваю, снимаю.
3. Учить складывать носки одинакового цвета, накладывая один носок на другой (пятка к пятке, мысок к мыску, разглаживая и сворачивая их.
4. Продолжать формировать навыки самообслуживания при надевании носков.
Знакомить с понятием «Этикет»
Формирование культурно- гигиенических навыков. Показ.
Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,
показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа.
Словесные
Октябрь – четвертая неделя. Потешки «Кран-откройся…» Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки», чтение «Вежливые слова» Е. Кузьмин,
Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», Разучивание стихов А. Барто «Игрушки»,
Игра «Поможем кукле раздеться».
Занятие на тему «Про маленькую капельку», чтение
стихотворения А. Барто «Резиновая Зина»,
игра «Кукла заболела»,
стих «Приятного аппетита» Ю. Кушак, наст. игры «Весёлые шнурочки»,«Волшеб-ные верёвочки»,
стих «На прогулку» О. Кригер, игра
«Парикмахерская»,
использование потешки
«Расти коса…»
Учить отжимать воду с рук (кулачки,не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом,
учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом; совершенствовать навыки культурной еды.
Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки; учить вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините»
Продолжать приучать детей убирать игрушки на свои места, поддерживать порядок в группе
Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты,
совершенствовать навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания;
Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху; учить завязывать шнурки.
Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком, выполнять трудовые поручения по поддержанию порядка
Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.
Показ, помощь, пример воспитателя, словесные указания, похвала, пример других ребят, просьбы, похвала, поощрения.
Основная работа по реализации проекта с родителями.
Октябрь 1 неделя Просмотр видео- презентации «Один день из жизни ребенка в детском саду»
Родительское собрание «Совместное изготовление макеты куклы»
Октябрь 2 неделя Консультации - «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей посредством дидактических игр»
-«Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»
-«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
Октябрь3неделя Родительское собрание «Вот чему мы научились»- презентация проекта.
Дидактические игры при воспитании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Умывание.
Дидактическая игра «Водичка, водичка…»
Цель: Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Уметь на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Дидактическая игра «Научим Неумейку мыть руки».
Цель: Закрепить уже имеющиеся у детей культурно – гигиенические навыки.
Учить правильно называть предметы туалета. Обогащать словарный запас, активизировать в речи слова, обозначающие действия.
Дидактическая игра «Мыльные перчатки».
Цель: Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.
Дидактическая игра «Девочка чумазая».
Цель: Учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов – заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, теплая, мыльная. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.
Дидактическая игра «Купание куклы Кати».
Цель: Учить детей доброму отношению к кукле; помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная, теплая вода.
Одевание и раздевание.
Дидактическая игра «Научим Катю раздеваться».
Цель: Помочь детям запомнить последовательности раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду.
Дидактическая игра «Катя проснулась».
Цель: Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания; закрепить названия предметов одежды; воспитывать заботливое отношение к кукле - партнеру по игре.
Дидактическая игра «Каждая ножка – в свой домик».
Цель: Учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку, отыскать отверстия для каждой ножки, надеть колготки, собрав их в гармошку). Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Дидактическая игра «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».
Цель: Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий.
Обучение элементарному самоконтролю предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку. Закрепление названия предметов. Умение предложить помощь, поблагодарить.
Дидактические игры при воспитании навыков культурного поведения.
Дидактическая игра «Кукла Маша у нас в гостях».
Цель: Закрепить знания детей о чайной посуде. Активизировать речь. Формировать навык поведения за столом, общения с гостем. Воспитывать приветливость, заботливость.
Дидактическая игра «Кукла ждет гостей к обеду».
Цель: Закрепить знания детей о посуде и мебели, их назначении. Продолжать учить объединять в сюжет несколько игровых действий. Расширять представления детей о процессе приготовления пищи. Побуждать к использованию в речи развернутых предложений. Воспитывать заботливость.
Дидактическая игра «День рождения куклы».
Цель: Закрепить знания детей о посуде, продуктах, мебели. Продолжать учить объединять в один сюжет несколько игровых действий. Дать представление о сервировке стола. Активизировать словарь: поздравить, угостить, принять гостей, порадовать. Воспитывать умение сопереживать.
Дидактическая игра «Мы встречаем гостей».
Цель: Учить детей правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях. Закреплять некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды. Воспитывать приветливость, заботливость.
Дидактические игры при основах формирования здорового образа жизни.
Дидактическая игра «Кукла делает зарядку».
Цель: Закрепить знания детей о частях тела человека. Формировать представление о направлении движения: вверх, вниз, вперед, назад. Закрепить знания о порядке надевания одежды. Учить объединять несколько игровых действий в один сюжет. Воспитывать доброжелательность.
Дидактическая игра «Кукла заболела».
Цель: Продолжать учить детей объединять несколько игровых действий в один сюжет. Закрепить и расширить представления о враче, его действиях, инструментах, которыми он пользуется. Обогатить словарь понятиями: лечить,
компресс, пожалеть, приласкать. градусник. Воспитывать чуткость.
Дидактическая игра «Лечение куклы».
Цель: Продолжать воспитывать у детей участливое отношение к кукле, желание заботиться о ней. Учить брать на себя игровые рои мамы, врача, сестрички. Способствовать усложнению игры в «Больницу». Активизировать словарь: болит,
лечить, больница, микстура.
Дидактическая игра «Встреча с доктором Айболитом».
Цель: Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжетов детских игр.
Потешки, стихи.
при умывании: Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
при расчё сывании: Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки, расчешу.
при кормлении: Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой,
Ели понемножку.
при засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки - мягки, да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!
при одевании: Даша варежку надела. "Ой куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.
Проект получился очень интересным, познавательным.
Результат проекта :
-Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место) у детей.
-Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
-Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослыми.
для родителей:
-Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
-Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
-Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.