Оксана Ключникова
Проект «НейроЛогоБум»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «НейроЛогоБум»
«Изменяя свой мозг,
вы изменяете свою жизнь»
Рик Хансон
Проблемы и актуальность проекта
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. Согласно стандарту, «речевое развитие включает владение речью как средством общения: обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое, а количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику-первокласснику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом, может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
В связи с этим возникла необходимость проанализировать существующие организационные формы, методы и приемы коррекционного воздействия на детей с речевой патологией.
Одним из актуальных и эффективных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является применение современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия.
Таким образом, предлагается использование в коррекционной практике учителем- логопедом, педагогами ДОУ, а также законными представителями воспитанников не только традиционных форм работы с детьми с ТНР, но и нейропсихологических приемов по мозжечковой стимуляции и межполушарному взаимодействию.
Основное содержание проекта
Вид проекта : долгосрочный
Тип: коррекционно-развивающий, творческий
Сроки реализации: 1 год
Руководители проекта : учитель-логопед: Ключникова О. Е.
Участники проекта : учитель-логопед, родители, дети с нарушениями речи
Цель проекта : повышение эффективности логопедической работы с детьми посредством взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
Задачи проекта :
изучить учебно-методическую литературу по проблеме взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда и родителей;
создать условия для педагогической компетентности родителей в вопросах использования нейропсихологических технологий в развитии речи детей и активного участия родителей в процессе коррекционной деятельности;
разработать технологию взаимодействия учителя-логопеда с родителями по речевому развитию дошкольников;
привлечь родителей в процесс коррекционной работы по исправлению нарушений речи дошкольников посредством нейропсихологических приемов;
проанализировать результат и перспективность работы учителя-логопеда с семьей по развитию речи детей;
Ожидаемые результаты:
активное включение родителей в коррекционный процесс;
умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения, возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки, использование нейропсихологических упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей
повышение уровня компетентности по данному вопросу родителей; включение родителей в коррекционно-образовательный процесс с детьми;
положительная динамика речевого развития детей, свидельствующая об эффективности проведенной работы с родителями;
2. Содержание проектной деятельности
2.1 Стратегия достижения
1. Подготовительный этап (информационно-аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом речевых, физических и психических возможностей детей.
Задачи:
• Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.
• Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого, физического и психического уровня детей 4-6 летнего дошкольного возраста
2 этап - основной (практический)
Задачи:
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам коррекции речевого, физического и психического развития дошкольников, посредством нейропсихологических технологий.
III. 3этап -заключительный
Задачи:
• Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта
«НейроЛОГОБум» в коррекционном процессе.
2.2План реализации проекта
Этапы Содержание Задачи Сроки Ответствен- ные
Подготовите льный этап (информа- ционно- аналитиче-
ский) 1. Составление плана реализации проекта.
2. Изучение методической литературы по теме.
3. Подбор и изготовление картотеки игр и комплексов упражнений. 1. Диагностика актуаль- ного уровня речевого развития детей разно- возрастного дошколь- ного возраста 4-6 лет.
2. Подбор нейроигр, дидактических
пособий по теме. 01.09.2021-
01.10.2022 Учитель- логопед
Основной (практиче- ский) Информационно-просветительская работа с родителями в формате: онлайн-консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций на информационном стенде учителя-логопеда:
- «Артикуляционная
гимнастика-основа правильной речи»
- «Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у детей»
- «Учим детей читать… Когда? Советы нейропсихолога»
-«Как правильно выполнять дыхательную гимнастику».
- «Общие движения (кинезиотерапия)»
- «Использование приемов нейропсихологии в развитии речи детей».
- «Использование межполушарных досок в автоматизации звуков».
- «Как эффективное развития мозжечка влияет на правильное звукопроизношения».
- «Метод биоэнергопластики в логопедической работе». Разработать
и апробировать систему методических меро- приятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посред- ством использования нейротренажеров 01.10.2021-
01.05.2022 Учитель- логопед
Заключите- льный этап реализации проекта Презентация результатов проектной деятельности через :
-показ открытой НОД «Первые весенние цветы»;
-фото и видео упражнений с детьми;
-картотеки дидактических пособий по нейропсихологии; Анализ и оценка результатов эффек- тивности применения проекта «НейроЛОГОБум» 01.05.2022-
31.05.2022 Учитель- логопед
3. Перспектива проекта :
Планируется продолжить работу в 2022-2023 учебном году. Поиск и разработка новых инновационных форм нейропсихологической коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
4. Выводы
По результатам проведённой работы можно сделать вывод, что при совместной работе учителя-логопеда и родителей, создании определённых условий и использовании разнообразных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса у дошкольников происходят значительные позитивные изменения показателей сформированности всех компонентов речевого развития и высших психических функций.
Использование данных нейропсихологических технологий вызывает у детей живой интерес, повышает их мотивацию, эмоциональный подъем и положительную реакцию на занятия с учителем-логопедом, воспитателем и родителями дома.