Людмила Белякова
Проект «Неделя Святочных Колядок для наших маленьких ребяток» (старшая и подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Н. П. Кончаловская
Актуальность:
Празднование Рождества связано со множеством традиций, которые уходят своими корнями глубоко в прошлое. К сожалению, сейчас мало кто проявляет большой интерес к своей истории, традициям, культуре, а ведь Рождество – идеальное время объединить и укрепить семейные отношения, примириться с близкими, а также отпустить все обиды друг другу. В Рождество люди встречаются, делятся хорошими воспоминаниями и дарят подарки, как символ своей любви. Уверенно могу сказать, что важно с детства обращать внимание на развитие душевного и духовного мира наших детей. Развивать у них потребность в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия – это наша задача, задача взрослого, родителей (законных представителей) Дети должны не только знать историю и обычаи данных праздников, но и быть их участниками, радоваться Рождеству и Святкам, петь обрядовые песни, которые пели наши предки, восхваляя Рождение Христа, водить хороводы, играть в любимые народные игры, изготавливать праздничные атрибуты
Публикация «Проект „Неделя Святочных Колядок для наших маленьких ребяток“ (старшая и подготовительная группа)» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Рождественские традиции — это важная связь поколений, и их возрождение сделает праздник ярким и незабываемым. О таком празднике дети будут вспоминать с теплотой и трепетом.
Участники проекта: дети старших групп, воспитатели, родители
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Срок реализации проекта: одна неделя, с 10 по 14 января
Цели проекта: сформировать у детей интерес к истокам русской народной культуры, познакомить с рождественскими обрядовыми праздниками «Рождество», «Святочные Колядки» (с помощью информационно - компьютерных технологий)
Задачи проекта:
— Познакомить детей с историей празднования Рождества Христова;
— Познакомить с традициями и обычаями Рождественских Святочных Колядок;
— Сформировать у детей желание к познавательной активности;
— Привлечь к изготовлению праздничных атрибутов, символичных Рождественских сувениров, угощений
— Воспитать в детях духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, уважение к традициям и обычаям русского народа, желание дарить людям радость и свою любовь;
— Познакомить с художественной литературой о Рождестве;
— Изучить обрядовые песни, хороводы, народные игры.
Предполагаемые результаты: дети познакомятся с историей празднования Рождества Христова, с традициями и обычаями Рождественских Святочных Колядок, изучат обрядовые песни, которые пели наши предки, восхваляя Рождение Христа, изучат хороводы, народные игры, познакомятся с художественной литературой о Рождестве, научатся изготавливать праздничные атрибуты, символичные Рождественские сувениры из пластилина и цветной бумаги, а также в детях воспитаются духовно-нравственные качества: доброта, щедрость, уважение к традициям и обычаям русского народа, желание дарить радость родным и окружающим людям свою любовь и доброту
Взаимодействие с родителями:
Цель: создать условия заинтересованного включения родителей в познавательно – творческую деятельность: помощь в подборе информации, рассматривание иллюстраций с детьми, беседы с детьми, совместная творческая деятельность с детьми, просмотр Рождественских фильмов всей семьей, чтение детям литературы о Рождестве. Привлечение родителей к совместному изготовлению с ребенком рождественской композиции для домашней театрализации «Рождественский вертеп», изготовлению костюмов, масок, угощений для проведения колядования в группе. Оформить для родителей папки – передвижки «Коляда», «Рождество». Консультации: «Приобщение детей к народным традициям», «Коляда, Коляда! Что рассказать детям о празднике».
Порекомендовать для семейного чтения:
«Девочка со спичками» сказки Андерсена; «Синяя птица», М. Метерлинк; «Путешествие Голубой Стрелы»; Д. Родари, «Как Гринч Рождество украл»; Доктор Сьюз «Рождественская каша»; Свен Нурдквист «Рождество в домике Петсона»; Нэнси Уолкер Гай «Лучший подарок на Рождество».
Этапы реализации проекта:
• 1 этап – Подготовительный
• 2 этап – Основной
• 3 этап – Заключительный
Этапы реализации проекта I этап - подготовительный
Во время проведения утреннего круга побеседовать с детьми о том, как они провели зимние праздники, как к ним готовились всей семьей, что особенного запомнилось им в эти дни. Затем поинтересоваться, знают ли они историю зимних праздников, рассказывали ли им родители об их назначении, о традициях.
Уточняю, хотят ли дети познакомится с историей празднования Рождества Христова, с традициями и обычаями Рождественских Святочных Колядок
Тема проекта определена, постановка целей и задач.
Изучение методической литературы по данной теме.
Подобрать методический материал по проблеме.
Разработать этапы реализации проекта
Выбрать форму работы с детьми и родителями
Обозначить содержание проекта и объем мероприятий.
Сформулировать предполагаемые результаты.
Создать развивающую среду
Оформление лэпбука «Рождество»
Создание тематического альбома «Знакомство детей с обрядовыми праздниками»
Изготовление рождественской композиции для театрализации «Рождественский вертеп».
II этап -основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов по расширению знаний у детей о христианском празднике «Рождество Христово», «Святочные Колядки»
III этап – заключительный
Подведение итогов, оформление материалов по проекту (фотоотчет, выставка детских работ) 14 января
Беседа: «Мы колядовали»
Итоговое мероприятие. Проведение досуга с детьми «Святочные Колядки»
Цель: познакомить и расширить знания и представления детей о святках, народных традициях и обычаях родного края. Воспитывать интерес к народному творчеству, к традициям своего края; поднять праздничное настроение у детей, создать дружескую обстановку в группе– 14 января.
Оформление фотоотчёта -14 января
Оформление выставки детских работ 14 января
Содержание работы в процессе реализации проекта
Образовательная деятельность
Основы науки и естествознания.
Тема: «Рождество Христово».
Цель: Познакомить детей с историей празднования Рождества и рождественскими традициями; развивать у детей интерес и уважение к культуре и традициям, учить детей давать ответ на вопрос, не перебивать говорящего; развивать словарь детей за счёт слов: Рождество Христово, рождественская история, Вифлеем, рождественская звезда, Пресвятая Богородица Дева Мария, Иосиф, ангел, Младенец, Спаситель, волхвы, мудрецы.
Чтение И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».
Разучивание стихотворения М. Познанская «Снег идет…»
Физическое развитие
Спортивный праздник на свежем воздухе «Рождественские забавы»
Цель: содействовать полноценному физическому развитию детей, укреплять разные группы мышц под средством игр, закрепить умение двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; приобщать детей к ценностям физической культуры; закрепить бросание «снежка» правой и левой рукой вдаль
Ручной труд.
Тема: «Рождественская елка»
Цель: сформировать у детей знания о Рождественской елке, как о символе Рождества Христова; закреплять умения складывать квадрат из бумаги по диагоналям, хорошо отглаживать сгибы, создавать изображение ели из треугольной заготовки, развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Музыка.
Прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок;
Исполнение Рождественских песен и хороводов;
Ознакомление с музыкальными произведениями:
П. И Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года», «В церкви»
Речевое развитие
Тема: «Святки. Колядки»
Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Уточнить представления детей о таких жанрах фольклора, как закличка, загадка, скороговорка. Продолжать учить интонационно выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем. Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений. Рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних святок;
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Рождественский ангел»
Цель: продолжать знакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразии художественных материалов (рисование с помощью соли и ватными палочками). Развивать у детей художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
Продуктивная деятельность. Аппликация «Рождественская звезда»
Цель: изготовление «Рождественской звезды» из бумаги. Продолжать знакомить детей с народными традициями, связанными с Рождеством, с историей Рождества Христова
Продуктивная деятельность. Лепка Рождественских пряничков «Кукла Коляда в гости к нам пришла»
Цель: познакомить детей с обрядовой куклой Колядой Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками, украшать «чтобы было красиво» Развивать желание делать что-либо для других. Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
Театрализованная деятельность «Рождество Христово» с использованием изготовленной воспитателями рождественской композицией «Рождественский вертеп»
Чтение художественной литературы:
Д. Родари «Путешествие Голубой Стрелы»
А. Плещеев «Елка в школе»;
П. Бажов «Серебряное копытце»
Чтение стихотворений про Рождество, Коляду
Заучивание рождественских песен и колядок
Рассматривание иллюстраций «Колядовщики»
Рассматривание иллюстраций «Символы Рождества Христова»;
Просмотр мультфильмов «Девочка со спичками» (Г. Х. Андересен)
«Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год»
«Падал прошлогодний снег»
Хороводные игры
«Ведьмина метелка», «Ой, Мороз», «Горелки», «Ходит, Ваня», «Золотые ворота», «Подарки», «Ручеек» и т. д. (картотека).
Подвижные игры
«Салки», «Снежки», «Замороженные», «Снеговик», «Два Мороза», «Баба Яга», «Льдинки, ветер и мороз»
Дидактические игры
«Когда это бывает», «Сложи картинку», «Что прячется за сугробом», «Подбери слово», «Укрась варежки»
Пальчиковая гимнастика
«Снежный ком», «Мы во двор пошли гулять», «Посмотри, на нашей елке», «Маша варежку надела», «Белый пух, снежный пух», «Медведь в берлоге крепко спит», «Копаю, копаю лопатой снежок», «Снеговик», «Баба Снежная»
Дыхательная гимнастика
«Подуем на снежинку», «Согреем ладошки», «Снегопад», «Снег, снег, снег кружиться», «Снежинка»
Игры - развлечения
«Профессии. Гадание», игра - развлечение «Валенок» (в картотеке «Хороводные игры»)