Диана Сулейманян
Проект «Наши любимые сказки» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: творческий.
Срок реализации: 3 недели
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.
Актуальность: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Темочки:
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.
Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи: (для детей):
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Формы работы:
-беседы
-показ сказок
-продуктивная деятельность детей
-выставки творческих работ детей.
Краткое содержание проекта:
1 этап: Подготовительный
- консультация для родителей;
-оформление книжного уголка в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап: Основной
Реализация плана проекта:
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-проведение настольно-печатных, подвижных, словесных игр;
-отгадывание загадок по сказкам;
-драматизация сказок: «Колобок», «Заюшкина избушка»
-раскрашивание иллюстраций к сказкам;
- Викторина «Узнай сказку»
3 этап: Заключительный
- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам);
- чтение сказок с детьми дома;
-подведение итогов проектной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.
3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
4. Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
5. Развитие речевого общения и этикета.
6. Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
7. Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
8. Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
9. Показ сказки «Теремок»
10. Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
- Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»
- Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
- Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
- Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
- Показ сказки «Теремок»
- Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «В гостях у сказки», «Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Царевна лягушка», «Зимовье зверей»,«Снегурушка и лиса»,«Маша и медведь»,«Кот, Петух и Лиса»,«Теремок»,«Лиса и заяц»,«Лиса и козел»,«Лиса и журавль»
План реализации проекта:
ОО «Речевое развитие»
Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки», «Узнай сказку по иллюстрациям», лото «Сказки» ,«Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку» .
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Чтение художественной литературы:
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»
Образовательная деятельность по сказке «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка».
Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира.
Рассматривание иллюстраций, рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
Выставка книг: «Русские народные сказки»,
ОО «Познавательное развитие»
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Викторина «Узнай сказку»
Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель)
ОО «Художественно –эстетическое развитие»
• Раскрашивание иллюстраций к сказкам. Инсценировка и драматизация сказок «Колобок», «Заюшкина избушка».
• Рисование «Моя любимая сказка» (дома с родителями)
• Аппликация по сказке «Колобок», «Царевна-лягушка» «Три медведя».
• Лепка «Любимые сказочные герои», «Репка».
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Гуси- гуси». «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Водяной» ,«Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят».
Взаимодействие с родителями:
Консультация- «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Домашняя библиотечка ребенка 4-5 лет».
Организация выставки рисунков совместно с родителями: «Моя любимая сказка».
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Планируемый результат:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М. : Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л. Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.