Ольга Сдобнякова
Проект «Наше дерево — дуб» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Сдобнякова О. В.
Тип проекта : проектно - исследовательский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: три месяца.
Предмет исследования: дерево дуб.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Публикация «Проект „Наше дерево — дуб“ в старшей группе» размещена в разделах
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Проблема:
1. Деревьяокружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных
2. Дерево- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
3. Деревьяиграют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
4. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Цели проекта :
Выяснить представления детей о деревьях;
поддерживать естественный интерес ребенка к природе;
Сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
Укрепить здоровье, расширить двигательный опыт ребенка.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о деревьях;
обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
3. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к родному краю.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?
Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Коллективное рисование «Моё любимое дерево-дуб» .
2. Сочинить рассказ или сказку о дереве.
3. Выучить стихотворения и пословицы о дубе.
Тематическое планирование по проекту "Наше дерево клён".
Раздел программы Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра "Экскурсия в парк весной.
"Путешествие в лес в поисках интересных листочков, семян".
Настольно – печатные игры:
"Что растет в лесу?";
"Четвертый лишний";
Дидактические игры:
"Найди дерево по описанию"
"Из семени в дерево"
"Угадай растение».
Составление альбома «Моё любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками.
Физическое развитие Совместные походы по улицам посёлка, в парк, в лес.
Труд на участке и в природе. Подвижные игры на площадке, в парке и в лесу:
"Найди такой же лист",
"Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу",
"Найди пару".
Речевое развитие Составление описательных рассказов на тему: «Моё любимое дерево».
Сочинение сказок о деревьях.
Знакомство с пословицами и поговорками о дубе.
Отгадывание загадок.
Чтение рассказов, сказок о лесе и деревьях.
Словесная игра «Какое дерево?» (подбор прилагательных)
Художественно-эстетическое развитие Аппликация: «Дерево», «Осенний ковёр из дубовых листьев».
Рисование: «Мое любимое дерево», «Осенний лес».
Лепка:
«Осеннее дерево»
Слушание музыкальных произведений про осень.
Познавательное развитие Целевая прогулка к дубу, растущему на участке ДОУ.
Беседы: «Лиственные и хвойные деревья», «Деревья - не только украшение земли».
ОД «Свойства дерева».
.
Литература
Аксёнова З. Ф. «Войди в природу другом» Москва Т. Ц. Сфера 2011г.
Ковинько Л. В. «Секреты природы - это так интересно» Москва. Линка - Пресс 2004г.
Лопатина А. А. «Сказки матушки Земли» Экологическое воспитание через сказки, рассказы и стихи. Москва. Амрита – Русь 2008г.
Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей» Москва. Издательский центр «Академия» 2002г.
Федотова А. М. «Познаё м окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников».Москва Т. Ц. 2015г. Сфера