Наталья Пуказова
Проект «Наш родной марийский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш родной марийский край
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Радуга»
Проект «Наш родной марийский край»
Аннотация:
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Метод проекта наиболее приемлем, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Публикация «Проект „Наш родной марийский край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Паспорт проекта :
Наименование проекта «Наш родной марийский край».
Основные разработчики проекта Пуказова Наталья Александровна, воспитатель МДОУ д/с №3 «Радуга».
Цель и задачи проекта Цель : Систематизация знаний педагогов и детей о родном городе.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
2. Разработать положение о смотре – конкурсе уголков краеведения в группах.
3. Создать в ДОУ условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывающие чувство привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
4. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
5. Расширить представления о родном городе и его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями родного края.
6. Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Сроки и этапы реализации проекта, основные мероприятия Реализация проекта рассчитана на один год: с августа по май и включает в себя три этапа:
1. Организационно – подготовительный (август – сентябрь).
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс.
2. Основной (октябрь – апрель).
Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголков краеведения в группах.
3. Заключительный (май).
Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Исполнители проекта Воспитатели
Дети старшего дошкольного возраста
Родители воспитанников
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной город, желание сохранить его чистым и красивым.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Актуальность проекта
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом.
Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, у истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Гипотеза: Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель: Систематизация знаний педагогов и детей о родном городе.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
2. Разработать положение о смотре – конкурсе уголков краеведения в группах.
3. Создать в ДОУ условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывающие чувство привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
4. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
5. Расширить представления о родном городе и его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями родного края.
6. Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Ресурсное обеспечение:
• Экспонаты краеведческого музея.
• Книги.
• Журналы.
• Художественные произведения.
Этапы проведения:
1. Организационно – подготовительный.
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
• Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном городе, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
• Создание творческой группы.
• Разработка положения о смотре – конкурсе, определение критериев, этапов, порядок представления материала.
• Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
• Совместное составление плана работы над проектом.
2. Основной.
Организация работы с педагогами, детьми, родителями воспитанников
Работа с педагогами
Формы и методы работы Дата проведения
Консультация «Создание предметно – развивающей среды в детском саду по краеведению» Сентябрь
Деловая игра «Знай свой край родной, познакомь с ним детей» Октябрь
Семинар – практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек» Ноябрь
Смотр – конкурс уголков краеведения в группах Декабрь
Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности «Семья. Родословное древо моей семьи» Январь
Консультация «Знаменитые люди нашего города» Январь
Аукцион форм работы по ознакомлению с родным краем. Февраль
Педагогический совет «Люби и знай свой край родной» Март
Работа с детьми
Образовательная область Формы и методы работы
Социализация Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор».
Сюжетно-ролевая игра «Семья.»
Викторины «Достопримечательности родного города», «Растительный и животный мир», «Конкурс знатоков родного края»
Познание Экскурсии по городу, в краеведческий музей, к памятникам, в музей под открытым небом и т. д.
Составление генеалогического дерева.
Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Мое имя, его значение», «Семья. Родословное дерево моей семьи», «Символика родного края»
Рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено.
Коммуникация Составление творческих рассказов «Мой любимый город».
Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Моя дружная семья».
Чтение художественной литературы Знакомство с творчеством марийских писателей и поэтов. Экскурсия в Детскую библиотеку.
Музыка Знакомство с играми бабушек и дедушек.
Знакомство с творческими коллективами города. Оркестр русских народных инструментов.
Экскурсии в районный Дворец культуры, в детскую школу искусств.
Художественное творчество Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной».
Физическая культура Подвижные игры «Салки», «Горелки», «Гуси, гуси», «Красочки», «12 палочек», «Городки», «Лапта» и другие.
Работа с родителями воспитанников
Формы и методы работы. Дата проведения
Беседы с родителями о важности данной проблемы. В течение года
Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной». Сентябрь
Продолжать изготовление семейных альбомов. Декабрь – январь
Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта. В течение года
Консультации «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте города», «Куда пойти с ребенком в выходной день» 1 раз в квартал
3. Заключительный
Обобщение результатов работы
Анализ деятельности
Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами.
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Предполагаемые результаты:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
• Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной город, желание сохранить его чистым и красивым.
• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Список литературы:
1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008.
2. Малахов, В. Кузбасс – Жемчужина Сибири [Текст] / В. Малахов. – М. : «Турист», 1985.
3. Мытарев, А. А. Наш край родной [Текст] /А. А. Мытаре, Л. М. Савельева, Л. П. Сафонова, С. Д. Тивяков. – Кемеровское книжное издательство, 1977.
4. Солнцева, О. В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10 с. 5-17
5. Шабалин, В. Тайны имен Земли Кузнецкой [Текст] / В. Шабалин. – Кемерово, 1994.
6. Шаламов, Е. И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / В. Шаламов. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009