Елена Дудлина
Проект «Народные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные узоры»
Проект «Народные узоры» для детей младше- средней группы
«Человек по натуре своей художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
вносить в свою жизнь красоту.
А. М. Горький
Актуальность
Публикация «Проект „Народные узоры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Каждое поколение приносит в судьбу человечества что-то свое, что-то качественно новое, то чего раньше не было. Чтобы мир развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, подрастающее поколение должно почувствовать вкус к открытиям уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно заложить основу для развития творческого мышления дошкольников, и эстетического развития. На эстетическое и творческое развитие личности во многом влияет народное искусство. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.
Вид проекта : творческий
Состав участников: групповая (дети, воспитатель, родители воспитанников).
Возраст детей: 3-5лет
Сроки реализации: март 2020г
Цель: развитие позвательной и творческой активности детей через народное декоративно- прикладное творчество.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с народными промыслами;
• познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой;
• вызвать интерес у детей к народному творчеству;
• научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
• развитие интереса к народному творчеству;
• развитие мелкой моторики рук;
• активизация словаря;
• развитие у детей навыков совместной деятельности;
• формировать умение видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки;
• совершенствовать умение детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей;
• развитие познавательной активности детей;
• развивать чувство цвета, композиционные умения;
• развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к народному творчеству;
• воспитывать уважение к работе народных мастеров;
• воспитывать эстетические и этические чувства;
• воспитывать любознательность.
Активизация словаря: тычок, травка, елочка, элемент, дымковская, филимоновская игрушка, ярмарка.
Методы:
• наглядный;
• словесный;
• практический;
• исследовательский;
Этапы внедрения:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Ожидаемые результаты:
1. Различают и называют виды народного декоративно – прикладного искусства.
2. Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка.
3. Расписывают изделия в соответствии с народной росписью.
4. Лепят изделия, используя разнообразные способы.
5. Применяют в работе полученные знания, умения, навыки.
Подготовительный этап
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Создать предметно – развивающую среду в группе.
Мною была изучена методическая литература:
Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Косарева В. Н. «Народная культура и традиции»
После изучения литературы начала оформлять предметно – развивающую среду.
В процесс создания развивающей среды постепенно включала ребят, вызывая у них радость, удовольствие от создания красивой обстановки игровых уголков, привлекла родителей к созданию мини-музея.
В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству. При создании предметно-развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов.
В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства, создан лэпбук, изготовлены дидактические игры.
Основной этап
На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством. (Приложение 1)
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством включило различные виды детской деятельности:
1. Дидактические игры
Составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством. (Приложение 2)
2. Беседы:
«Филимоновская игрушка», «В дымковской слободке», «Глиняный человечек» (Приложение 3).
3. Развитие речи.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
Активизируется словарь: тычок, травка, элемент, елочка, дымковская, ярмарка.
Художественная литература:
• чтение, заучивание стихов (Приложение 4).
Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.
4. Музыкальная деятельность
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников, разучивая потешки, русские народные песни. (Приложение 5)
5. Изобразительная деятельность (Приложение 6)
Рисование:
• раскрашивание плоскостных силуэтов красками и карандашами: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»;
• рисование красками элементов дымковской, филимоновской росписи;
• раскрашивание нетрадиционными способами плоскостных силуэтов;
• развлечение по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Веселые узоры».
Лепка:
«Дымковская уточка», «Дымковский конь».
Аппликация:
«Укрась юбку барышни»
Провожу не только коллективную, но и индивидуальную работу с детьми. Анализирую выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности. Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняю.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования, упражнения для прорисовки, экспериментирую с различными художественными материалами. В работе использую раскраски по всем видам декоративно-прикладного искусства (Приложение 7)
Для успешной реализации поставленных задач, я тесно взаимодействую с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Взаимодействие с педагогами предусматривает: консультация на методическом объединении «Декоративно- прикладное творчество как средство развития познавательной и творческой активности», выступление на педсовете «Формирование профессиональных компетенций педагогов по проблеме нравственно- патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с русскими народными промыслами».
Взаимодействие с родителями предполагает: индивидуальные беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях (Приложение 8).
Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству способствует:
получению углубленных знаний о народных промыслах, о качестве и возможностях различных материалов;
приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
выражению эмоционального отношения через свое творчество;
возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
появлению интереса к истории и культуре нашего народа.
Заключительный этап
На заключительном этапе разработки я совместно с детьми, родителями и педагогами создала мини-музей «Декоративно-прикладное искусство».
Выводы:
• реализация проекта осуществлялась с учетом возрастных особенностей, интеграции, координации деятельности, преемственности, взаимодействия педагога с детьми и родителями в условиях детского сада;
• у детей отмечено повышение уровня развития сенсомоторных навыков;
• удалось привлечь родителей к реализации данного проекта;
• дети научились использовать материалы организованного в группе «Уголка творчества» и «Мини музея» в самостоятельной продуктивной деятельности;
• создана эмоционально благоприятная среда для установления гармоничных отношений между взрослыми и детьми.
В результате реализации разработки поставленная цель была достигнута: у детей сформировались основы художественной культуры посредством народного декоративного прикладного искусства.
На будущее планирую продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством : занятия-путешествия, посиделки, расширить применение ИТК технологий. Продолжать внедрять проектно - исследовательский метод на своих занятиях.
Список используемой литературы
1. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно- методическое пособие/О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство- Пресс, 2000.
3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель.