Богданова Любовь
Проект «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Тисульский детский сад № 4
Листвянский детский сад
Проект
Проект разработала : воспитатель Богданова Л. В.
2021г.
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно – творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Публикация «Проект „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Дата проведения: ноябрь – март.
Цель проекта : Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
8. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
Предполагаемый результат:
1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения, творческого мышления
5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Организационный этап
Подготовка материалов:
1. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
3. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
4. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Актуальность проекта : Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях русского народа. Продукция русских
народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, и окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть
национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной,
любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа,
формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
-«Народные ремёсла»
- «Дымковские мастера»
-«Бабушкин сундучок» (вышивка, вязание крючком)
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Филимоновская свистулька».
3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки»?;
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; заучивание стихотворения «Маша варежку надела»
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Конструирование из бумаги «Дымковские барышни»;
3. Лепка из солёного теста «Дымковская барышня»;
4. Аппликация «Украсим теремок для зверей»
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием нетрадиционных материалов;
7. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;
8. Рисование «Гжельские петушки».
9. Вышивка «Красивая салфеточка»
10. Вязание «Шарфик для куклы Даши»
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»; «Мы капусту рубим, рубим!»,
3. Сюжетно - ролевые игры «К нам гости пришли», «Мы художники», «Магазин промыслов».
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помощь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация: в выходные дни просмотреть с детьми фильмы о «Народных промыслах России»
5. Принять активное участие в творческой выставке детского сада.
Обобщающий этап
1. Оформление творческой выставки рисунков и поделок детей и родителей.
2. Оформление лэпбуков «Гжельский сувенир», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Филимоновская свистулька».
Ожидаемые результаты:
- у воспитанников группы расширятся представления о различных видах
народно-прикладного искусства (дымковская, хохломская, гжельская, филимоновская).
- дети научатся различать изделия русских народных промыслов, выделять
характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание
цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;
- разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий
народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих
предметы быта или игрушку;
- сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе
народных мастеров;
- пополнится видеотека по теме «Народные промыслы»;
- проведенная работа будет способствовать формированию и развитию
творческих способностей воспитанников группы в дальнейшей жизни;
- родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми,
с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Народные промыслы» :
Ноябрь
Тема: «Веселая дымка»
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
- просмотр презентаций «Дымка»
- организация выставки «Дымковская игрушка»
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»
- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки"
- раскрашивание раскрасок «Дымка»
- разучивание стихотворения про дымку
«Укрась узорами юбку дымковской барыни»
«В мастерской дымковской игрушки»
«Лепка и роспись дымковской барыни»
Декабрь
Тема: «Филимоновские игрушки»
Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.
- просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»
- рассматривание иллюстраций, игрушек
- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек
- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».
- разучиваем поговорки и пословицы о труде
- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку
- играем Филимоновской игрушкой
«Филимоновские игрушки»
«Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов»
«Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»
Январь
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.
- тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)
- просмотр презентаций по теме
- рассматривание образцов хохломской росписи
- работа в раскрасках «Хохлома»
- рисование хохломских узоров
- разучивание стихотворения про хохлому
«Хохломские узоры»
«Украсим теремок для зверей»
«Сказочная хохлома»
Февраль
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.
- чтение и заучивание стихотворении о Городце
- просмотр презентаций
- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»
- практическое задание «Обведи элемент»
- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи
- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»
- роспись, полоски росписью
- прорисовывание элементов "купавки", "листья"
«Рисование по мотивам Городецкой росписи»
«Рисование городецкого узора на тарелке»
Роспись «Городецкая сказка»
Март
Тема: «Голубая гжель»
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус
- рассматривание иллюстраций
- просмотр презентаций
- рисование элементов Гжельской росписи
- раскрашивание раскрасок «Гжель»
«Рисование элементов Гжельской росписи»
«Роспись гжельской посуды»
«Роспись гжельского подноса»
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративноприкладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. :Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : МозаикаСинтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: ДетствоПресс, 2012