Ольга Белоусова
Проект «Народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОР ПРОЕКТА :
Белоусова Ольга Михайловна, воспитатель 1 квалификационной категории
ТИП ПРОЕКТА :
познавательный, практико-ориентированный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОТЬ:
краткосрочный
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА :
Играйте! Играйте, даже если вы уже взрослые!
СТАДИЯ ПРОЕКТА :
завершен
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проект „Народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Почему современные дети не играют в подвижные игры? Этот вопрос можно задать многим современным родителям. И получить стандартный ответ в двух вариантах. Вариант первый: «Боимся, как бы чего не случилось. Времена нынче неспокойные, постоянно видим в общественных местах объявления о пропавших детях. Поэтому пусть уж лучше дома сидят». Вариант второй: «А его и не выгонишь на улицу. Неинтересно им это. Есть телевизор, компьютер, вот они и сидят за ними часами. И нам спокойнее, хлопот меньше».
Действительно, сейчас редко можно встретить детвору, увлеченно играющую в подвижные игры. Тем не менее, если выделить отдельный двор, собрать детей и начать учить их играть в игры, они будут играть так же весело, как их мамы и папы, бабушки и дедушки в свое время. Все старые игры не стали менее интересными, просто детишки не знают, как в них играть.
Ребенок сам не умеет играть, его нужно научить, показать. Конечно, проще сунуть ребенку гаджет и «он сам как-нибудь разберется». Тем более в последние годы у молодых людей есть проблемы с восприятием речи и формулировкой своих мыслей. Отчасти в этом виноват дефицит общения на улице, дома. А ведь практически все подвижные игры сопровождаются словами - заигрышами. Эти слова помнят многие поколения, они переходят из уст в уста, и являются настоящим фольклором.
В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов.
Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признаются достоинства или недостатки, поощряется, кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл. Каждый участник игры должен изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений иповедения. Только тогда о ребенке можно говорить как о достойном участнике игры.
Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в ихпроцессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.
Во все времена дети проявляют особый интерес к подвижным играм. Игры привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации
Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
А еще только детская подвижная игра, приносит не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Подвижные игры учат наших детей очень многому. Так, ни одна подвижная игра не может существовать и развиваться без правил, от соблюдения которых будет зависеть и интерес к игре со стороны всех ее участников. Это с одной стороны, а с другой, сами правила помогают ребенку понять их значение в жизни человека, организуют его морально, учат справедливости и оценке. Ребенок, умеющий играть по правилам, будет и жить по правилам!
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. И огромную роль здесь играет знакомство с народной игрой. К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.
В настоящее время родители стали опасаться отпускать детей гулять одних, пропало поколение, которое бы «передало» по наследству дворовые игры нынешнему поколению детей. Чтобы возродить эти игры, нынешние родители и педагоги должны постараться.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей, бабушек и дедушек, такими носителями народных традиций выступает старшее поколение, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками.
Народные подвижные игры позволяют определить действительное значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к национальной культуре, проникаются традициями и обрядами того или иного народа. К тому же, игра всегда подразумевает под собой возникновение положительных эмоций.
Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания идальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
ЦЕЛЬ:
• Познакомить детей с подвижными играми разных народов;
• Приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников;
• Воспитание детей физически и духовно здоровыми через народные игры;
• Передача игрового опыта через установление взаимосвязи между поколениями
ЗАДАЧИ :
Для педагогов:
• систематизировать знания педагогов о многообразии народных подвижных игр, как средств развития всесторонне развитой личности ребенка;
• привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур
• прививать любовь к творческому наследию нашего народа, создавать условия для становления основ нравственно - патриотического сознания;
• воспитывать в детях чувства патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;
• воспитывать уважение к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения;
• способствовать усилению роли семьи, через расширение и закрепление знаний детей об играх и обрядовых праздниках наших предков;
• содействовать укреплению здоровья и развитию физических качеств детей.
Для детей:
• формировать у детей представления о многообразии культур в России и мире, приобщать детей к культурному богатству русского и других народов, через традиции и обычаи, игры, фольклор;
• воспитывать позитивное отношение к различным культурам;
• узнать у своих бабушек и дедушек, родителей,об играх их детства, донести информацию до своих сверстников;
• познакомиться с разными видами народных игр.
Для родителей:
• познакомиться с разновидностями детских игр с учетом специфики их применения в семейном воспитании;
• передавать игровой опыт своим детям.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• произошло развитие навыков диалогической и монологической речи путем использования в активной речи детей потешек, считалок, закличек, загадок;
• появился устойчивого интереса к культуре разных национальностей;
• продолжено формирование у детей чувство национального достоинства;
• дети научились уважительному отношению к памяти предков, к преемственности поколений.
• у детей развит интерес к народным подвижным играм, в которые играли их предки.
• родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс через проведение подвижных народных игр, знакомство с обрядовыми праздниками обычаями и традициями.
• в результате реализации проекта у родителей сформировано устойчивое представление о пользе народных игр.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный
• выявление основных проблем, формирование идеи по их решению;
• подбор специальной методической литературы с целью расширения теоретических знаний педагогов;
• совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где мы можем узнать?»)
• составление плана мероприятий;
• подбор информации в книгах, журналах, сети интернет.
• анкетирование родителей по теме «Во что играют ваши дети?»;
• консультации для родителей по теме проекта.
2. Основной
Работа с детьми:
• Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в народные игры.
• Беседы об играх, в которые играли наши предки
• Знакомство с правилами подвижных игр разных народностей.
• Изготовление атрибутов к играм.
• Разучивание считалок, текста игр.
• Непосредственная игра
Работа с родителями:
• В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам.
• Консультации по теме проекта.
• Консультация «Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей»
• Разучивание игр родителями детей (свободный выбор)
• Мини-фото альбом «Любимая игра нашей семьи».
3. Заключительный
• Оформление фотоальбома «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть»
• Проведение итогового мероприятия родительский клуб «Содружество» на тему «С мамой весело играть!»
• Анализ проведенной работы, подведение итогов совместной деятельности, соотнесение результатов с поставленными задачами
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД:
• Дети умеют играть в разные народные игры
• Пополнена картотека подвижных, малоподвижных, хороводных игр
• Проведено заседание родительского клуба «Содружество» на тему «С мамой весело играть!»
• Изготовление мини-фотоальбома «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть»