Ирина Козаева
Проект «Народное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно - творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, социальные партнеры.
Срок реализации: февраль.
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Цель: Формирование и развитие основ духовно – нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного творчества (словесного, музыкального, изобразительного, формирование элементарных представлений о видах народного декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Проект „Народное декоративно-прикладное искусство“ в старшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Для детей:
Обучающие:
- Познакомить детей с народными промыслами.
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством:
хохломской, городецкой, гжельской роспись.
-Учить понимать образный смысл загадок.
-Учить видеть красоту и своеобразие хохломской, городецкой, гжельской росписей.
-Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Учить наблюдать за живой природой.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности детей.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству и к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
- Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», гжель, ярмарка, коробейник.
Для педагогов:
- стимулировать возникший детский интерес, создать условия для детской инициативы, и новых открытий;
- помочь в реализации детских идей;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями;
- помощь в повышении педагогической, коммуникативной культуры родителей, их заинтересованности в художественно-эстетическом развитии детей;
- совместное формирование у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного творчества.
Для родителей:
- совместное формирование у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного творчества;
-рассказать ребенку о традициях семьи, любимом занятии и рукоделии бабушек и дедушек.
Для социальных партнеров:
- дать возможность детям пережить ситуацию успеха, сделав их своими партнерами и показав, что вклад детей в виде рисунков, поделок для членов семьи и обогащении мини-музея группы необходим и значителен.
Планируемые результаты проекта:
-Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: хохломской, городецкой, гжельской росписи.
- Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
-Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Продукты проекта:
Для детей:
-книга-самоделка «Народные ремесла»,
-слайдовые презентации: «Ложка деревенская», «Народная роспись».
-дидактическая игра «Подбери роспись», «Цветик-семицветик».
-лепбук «Чудесные узоры».
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете;
-презентация открытого интегрированного занятия;
-презентация авторской дидактической игры «Цветик –семицветик».
Для родителей:
-мастер класс «Золотая Хохлома» (онлайн, папки -передвижки, буклеты, итоговое мероприятие для детей «Ярмарка мастеров»;
Для социальных партнеров:
-выставка детского творчества.
Приемы ТРИЗ:
1. Морфологические дорожки (Гжель)
Изготавливают первоначальные заготовки будущего изделия из гипса.
Заливают жидкую фарфоровую массу, она застынет, и вынимают изделие.
Изделие сушат в естественных условиях.
Оправка. В процессе оправки мягкой влажной губкой затираются швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики.
Глазировка.
Досушивание в специальных сушильных камерах.
Роспись вручную.
2. Что хорошо – что плохо (Хохлома) –
Деревянные изделия, это хорошо или
плохо?
Чем хороши хохломские изделия? (Красивые, быстро остывает пища в
деревянной посуде, но вместе с тем долго сохраняют тепло, прочные)
-Что плохого? (Узор со временем стирается на деревянных изделиях,
нельзя такую посуду ставить на огонь и варить в ней, т. к. может
сгореть, деревянные изделия от сильного удара могут расколоться).
3. Мозговой штурм (Городец)
Как вы думаете, зачем нужны городецкие изделия? (такими изделиями
можно играть детям, они приносят радость, хорошее настроение, для
красоты, для рассматривания узоров и т. д.)
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Методика трех вопросов «Что знаем, что хотим узнать, что для этого надо сделать».
1. Формулировка проблемы. Поиск, анализ, систематизация, имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
3. Подвести к формулировке задач: иметь представление о народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городец); отразить впечатления в продуктах своей деятельности; Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству.
2 этап. Организация деятельности детей. Виды деятельности. Пути реализации.
• Познавательная.
-Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к гжельским мастерам».
-Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
-Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи)
• ФЭМП
-Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
- Ориентировка в пространстве.
- Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
• Речевая.
Развитие речи
-Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», гжель, ярмарка, коробейник.
-составление описательных рассказов по росписям.
Художественная литература
-Чтение стихов: П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
- Заучивание стихов.
- Загадывание загадок.
- Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
• Художественно-эстетическая.
Изобразительная.
- Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Незабудковая гжель», «Гирлянды роз», «Сказочные птицы».
- Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Лебедушка».
-Рисование элементов городецкой, гжельской, хохломской росписи.
- Лепка: «Ложки хохлома», посуда «Гжель».
-Рисование посуда «Гжель».
-Аппликация декоративное панно «Городецкие птицы».
Музыкальная.
- Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
-«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
- Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
- Частушки;
• Социально-коммуникативная.
-сюжетно-ролевые игры «Лавка мастеров», " Библиотека".
Здоровьесберегающая технология
-Пальчиковые игры «Наши гжельские цветы», «В гости к мастеру ходили»;
-русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Гори,гори ясно»…
-дыхательная гимнастика, пластические этюды, физкультминутки;
- гимнастика для глаз.
Хореография
-Просмотр костюмированных танцев в интернет источниках.
Парный танец «Барыня»
Организация деятельности с родителями:
-организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски.
- прямые эфиры НОД «Гжельский сервиз», «Городецкое панно»,
«Хохлома»,
мастер-класс "Золотая хохлома" (онлайн, консультации.
3 этап. Практическая деятельность.
Заключение.