Ольга Алёнкина
Проект «Знакомство с коренными жителями Хабаровского края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с коренными жителями Хабаровского края» (средняя группа)
Автор проекта :
Алёнкина О. В, воспитатель ср. гр. № 10 МБДОУ д/с № 78
Проект краткосрочный (1 неделя- 06.02.2023 -10.02.2023)
Проблема.
Недостаточные знания детей о людях разных национальностей Хабаровского края, их быте и культуре.
Цель. Формирование знаний детей о коренных жителях Хабаровского края (народы, их быт, занятия, одежда).
Публикация «Проект „Знакомство с коренными жителями Хабаровского края“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Задачи:
- Познакомить детей с коренными жителями Хабаровского края,с их бытом, культурой.
- Воспитывать любовь и уважение к народам нашего края у детей и их родителей.
-На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, трудовому, эмоциональному и социальному развитию детей.
Предполагаемые результаты:
-Расширение знаний у детей о культуре и быте малых народов Хабаровского края.
-Воспитание у детей уважения и интереса к людям другой национальности, их культуре и традициям.
-Понимание родителями важности толерантного отношения к окружающим людям, уважения их национального достоинства.
1 этап (подготовительный) :
Подбор необходимого методического, иллюстративного материала, художественной литературы. Планирование.
2 этап (практический) :
Совместная деятельность с детьми и родителями.
3 этап (итоговый).
Подведение итогов, перспективы работы по теме.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дни недели
Области Содержание работы
Понедельник
06.02.23г
Познание Беседа о коренных народах Хабаровского края. Просмотр презентации. «Коренные малочисленные народы Хабаровского края.
Цель: Формирование представлений о жизни, культуре, быте и традициях коренных жителей – нивхов и нанайцев.
Просмотр альбома «Коренные народы Хабаровского края»
Вторник
07.02.23 Познание. Тема: «Знакомство с коренными народами Хабаровского края» Цель: Формировать представление детей о народах, проживающих в Хабаровском крае. Учить сравнивать представителей двух наций по внешнему виду. Чтение ульчской народной сказки «Почему лягушка зелёной стала»
Знакомить детей с особенностями национальной одежды представителей этих народностей. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Среда
08.02.23
Коммуникация Чтение нанайской народной сказки «Айога». Рассматривание иллюстраций к сказке.
Раскрашивание картинок с изображением людей народов Хабаровского края.
Четверг
09.02.23 Художественное творчество. Рисование. Тема: «Нанайские орнаменты» Цель: Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству; продолжать учить детей украшать декоративными узорами силуэты верхней одежды. Подвижная игра народов Хабаровского края «Оленьи упряжки». Цель : воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Пятница
Художественное творчество Аппликация. Конспект занятия по аппликации «Малочисленные народы Хабаровского края»
Цель: формирование представлений о коренных народах Хабаровского края.
Подвижная национальная игра «Прыжки на одной ноге – Томякачиори». Цель : воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Правила игры: прыжки на одной ноге, кто дальше прыгнет, тот и выиграет.
Создание патриотического уголка (с помощью родителей) «Коренные народы Хабаровского края»
Сообщение по теме «Коренные народы Хабаровского края»
Коренные народы Хабаровского края - это нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы.
Природа была неотделима от жизни этих народов. Река и тайга не только давали им пищу, но и одежду, и предметы быта.
Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов как растительного, так и животного происхождения. Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природных материалов, необходимых в хозяйстве: коры деревьев, которая шла на покрытие летних жилищ, шкур, кож, мехов для шитья одежды, обуви, головных уборов.
Эвенки заселяли северные таёжные районы, занимались, в основном, оленеводством и охотой. Жили в чумах. Другие народности, которые вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством. Рыбу добывали острогой, ловили сетями.
В поисках лучших мест для проживания, люди часто переезжали, меняли место жительства. Трудные условия жизни, суровый климат укорачивали их жизнь. Они стали малочисленными. Все, проживающие народы по берегам Амура, стали называть “народы Приамурья”.(Пословица “Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь”)
Конспект беседы в средней группе по теме «Коренные малочисленные народы Хабаровского края»
Цель: Формирование представлений о жизни, культуре, быте и традициях коренных жителей – нивхов и нанайцев.
Задачи:
Дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов Нижнеамурья: жилище, одежда, труд.
Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Развивать любознательность и интерес.
Наглядный материал: Экспозиции мини-музея, слайды, мяч, презентация.
Ход занятия: (слайд №1)
Воспитатель: Доброе утро! Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с коренными малочисленными народами Хабаровского края. Но вначале ответьте на вопросы: (слайд №2)
- В какой стране мы с вами живем?
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.
- Что такое Родина.
- Правильно! Там, где вы родились. Наша Большая Родина – это наша Россия, но есть у людей еще и Родина малая. Назовите ее.
(слайд№3)
- Правильно это Хабаровск. Это большой город? Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живших мы сегодня с вами и поговорим.
(слайд№4)
Сегодня наше занятие называется «Знакомые незнакомцы». Так как мы с вами встречаем в жизни их каждый день, но ничего о их жизни, обычаях не знаем. (Просмотр презентации.)
Послушайте, что я вам расскажу: “Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амур с давних времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волосы как смоль. (слайд 5)
Свои дома они строили по берегам Амура… И бывали у них селения летние и зимние…
Летние: дома на сваях, чтобы не поднималась вода и не заходили мелкие животные, с отверстием на крыше для выхода дыма, строились возле Амура для рыбалки ; (слайд 6)
Зимнее жилища: строились ближе к лесу: зимой теплее, похожи на русские избы, на крыше труба). (слайд 7)
Ну что ж, мы с вами теперь знаем как были устроены дома народов Приамурья, а сейчас мы узнаем, как называются народы и каким промыслом занимаются.
А прежде нам надо отдохнуть.
Физминутка. (слайд 8)
Нанайцы, удыгейцы, негидальцы, нивхи,орочи,ульчи,эвенки
«Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей.» (слайд№ 9-19)
Их с малых лет приучали к труду и дарили им маленькие орудия труда, н-р маленький лук, чумашку, предметы для шитья… и т. д.)
Одним из занятий взрослых была охота. Какими чертами характера должен был обладать охотник? (сильным, смелым, храбрым, зорким) Давайте же, чтобы и наши глазки были зоркими проведем гимнастику для глаз, надо проследить за объектами на слайде, не отрываясь (слайд20)
Отдохнули?
Чтение стихотворения.
Он могуч, богат не хмур
Древний батюшка Амур.
Здесь красиво. Также тут
Люди разные живут.
Нивх, нанаец, русский тоже
Но в одном мы все похожи.
Это Родина и нужно
Жить нам весело и дружно.
И традиции хранить
Родину свою любить. (слайд 21)
А теперь вспомним, что же мы узнали?
Как называются малочисленные народы?
Какие жилища были у нанайцев?
Какие главные занятия были у них?
Молодцы! Теперь, когда мы так много узнали будем жить с нашими ближайшими соседями коренными жителями нижнего Амура дружно. (слайд 22)
Просмотр альбома «Коренные народы Хабаровского края»
Конспект НОД Тема: «Знакомство с коренными народами Хабаровского края»
Задачи: Формировать представление детей о народах, проживающих в Приамурье.
Учить сравнивать представителей двух наций по внешнему виду.
Знакомить детей с особенностями национальной одежды представителей этих народностей.
Обогащать активный словарь ребенка.
Дать представление о музыке народов Приамурья.
Используемый материал и оборудование:
Две куклы в национальны костюмах (русском народном и костюме местных аборигенов, погремушки для детей, погремушка из рыбьей кожи, две плоскостные куклы и наборы национальной одежды, музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, когда я пришла на работу, меня в нашей группе встретила наша кукла Настенька. Она была очень радостная, счастливая и даже надела свои красивые бусы. Я спросила у нее, почему она такая радостная, знаете, что она мне ответила? Что сегодня к нам в гости приедет ее подруга. И вот сейчас Настя спустилась вниз встречать свою подругу….интересно, что за подруга приехала в гости к нам?
Сюрпризный момент:(стук в дверь, появляется кукла Настя с подругой-куклой в костюме аборигенов, здороваются с детьми и присаживаются около воспитателя на стульчики)
Воспитатель: Ребята, какую из этих кукол вы уже знаете? (Настю)
-Да, это наша Настя! Она очень похожа на многих из нас, такая же светленькая, голубоглазая. Давайте вместе повторим ее имя: «Настя»
Воспитатель:- ребята, давайте посмотрим, во что Настя одета? (косыночка, рубаха, сарафан, лапти) – индивидуальные повторы детей. Это русский национальный костюм. Раньше на Руси так одевались девушки.
Воспитатель: Настя, скажи нам, пожалуйста, как зовут твою подружку?
Воспитатель (за куклу) : Мою подружку зовут Фудин!
Воспитатель:-Фудин… какое интересное имя… Такое необычное и совсем нам незнакомое. Давайте все вместе повторим, чтобы лучше запомнить. (повторяют вместе)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на Фудин, она похожа на нашу Настю? (нет) Настя светленькая, а подружка какая? (темненькая, смуглая)
Воспитатель: Фудин смуглая, с черными волосами, а у Насти какие волосы? (светлые)
-посмотрите какое у Фудин широкое лицо. Индивидуальное повторение «широкое лицо», а нос приплюснутый – инд. повтор. «приплюснутый»
-скажите, а какие глазки у Фудин? (темные, узкие)
-раскосые глаза, - инд. повт. «раскосые»
А у Насти какие глаза? (большие, голубые)
Воспитатель: Посмотрите во что одета Фудин? Мы с вами носим курточки, а На кукле «кухлянка» - инд. повторы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у Фудин интересная сумочка, а в ней бубен. (рассматривают бубен) как вы думаете, из чего он сделан? (из ткани и на нем изображен национальный орнамент). Фудин предлагает нам потанцевать под ее национальную музыку.
Физминутка: (дети встают в круг и танцуют танец под постукивающий бубен)
А еще в сумке книжка с ульчской сказкой «Как лягушка зеленой стала» (Чтение сказки)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась, сказка? О ком она? Кто главные герои сказки?
Воспитатель: Скажите, кто к нам сегодня приходил в гости? А скажите, раз Настя и Фудин дружат, всегда вместе, то как мы их можем назвать? (подружки)
Да, подружки! Вот видите, они совсем разные, а между собой дружат. Потому что они живут рядом, в одной местности, т. е в одном крае. Мы с вами тоже разные, но мы тоже дружим между собой, любим и заботимся друг о друге.
Давайте, когда вы придете домой, расскажите своим родителям о том кто к нам приходил сегодня в гости и нарисуете для наших кукол подарки.
Чтение ульчской сказки «Почему лягушка зеленой стала»
“Сказки народов Хабаровского края”.
К сказкам народы Приамурья относились очень серьезно. В них чувствуется любовь к природе, забота о воспитании детей. “Не знаешь тайги – на охоте заблудишься, не знаешь народных сказок – в судьбе споткнешься”. Так говорит нанайский народ.
Эвенский народ говорит: “Сказка помогает пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребёнка воспитать”.
Нанайская народная сказка «Айога».
В роду Самар жил один нанаец - Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет - ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит - и не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
- Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвется, - говорит Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
- Рукавицы надень.
- Изорвутся, - говорит Айога. А сама всё
в медный таз смотрится - какая она красивая!
- Так зашей рукавицы иголкой.
- Иголка сломается.
- Возьми толстую иголку, - говорит отец.
- Палец уколю, - отвечает дочка.
- Наперсток возьми…
- Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо. Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
- Дай мне лепешку, мать!
- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.
- А я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые…
- Я их на солнце высушу…
- Покоробятся они, - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плаваети кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива.
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит: - Айога-га-га! Айо-га-га-га!
Конспект НОД по рисованию. Тема: «Нанайские орнаменты»
Цель: воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству; развивать глазомер, чувство цвета, ритма и пропорций; учить детей располагать линейный узор по краям изделия, красиво сочетая цвета; формировать интерес детей к созданию национального узора; продолжать учить вырезать по контуру; умение пользоваться цветными карандашами, подбирая красивые сочные цвета.
Задачи: продолжать учить детей украшать декоративными узорами силуэты верхней одежды. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить волнистые линии, петли, спирали.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением нанайских изделий, прорисовывание элементов нанайского орнамента, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с нанайскими атрибутами, их происхождением.
Материалы, инструменты, оборудование: варианты образцов узоров, альбомные листы с прорисованным контуром верхней одежды на каждого ребёнка, краски, кисть широкая, кисть тонкая по количеству детей, баночки с водой.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей на выставку:
Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка образцов силуэтов различных изделий, украшенных национальным орнаментом). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей).
Правильно, это одежда украшенная национальным орнаментом.
А вы хотите попробовать сделать такие же? (ответы детей).
Тогда давайте пройдём к нашим столам, и приступим к работе. Сегодня мы с вами будем украшать национальное платье, орнаментом. Давайте сначала хорошенько рассмотрим его.
Обратите внимание на орнамент, как он расположен? Для украшения платья можно взять разные узоры, не только те, которые изображены на рисунке, но и эти, которые мы рассмотрели на доске.
Сейчас выберите узоры и расположите их на платье (воротник, манжеты, подол). Волнистые линии проводим по всей ширине, а в оставшихся пространствах прорисовываем кружочки, треугольники (цвет дети выбирают сами)
Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя. Можно предложить такую:
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
Дети самостоятельно выполняют работу.
В конце занятия подводится итог: анализ работ. Обязательно обращается внимание на то, что все дети справились хорошо, что всё у них получилось, и в следующий раз будет ещё лучше.
Подвижная игра народов Хабаровского края «ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»
Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно. Переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки, каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
ВАРИАНТ. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.
Подвижная национальная игра «Прыжки на одной ноге – Томякачиори».
Правила игры: прыжки на одной ноге, кто дальше прыгнет, тот и выиграет.
Конспект занятия по аппликации «Малочисленные народы Хабаровского края»
Цель: формирование представлений о коренных народах Хабаровского края.
Задачи:
• Обобщать знания детей о жизни и быте коренных народов Хабаровского края, формировать представления детей о жилых постройках.
• Расширять детский кругозор.
• Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой и клеем.
• Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
• Формировать толерантность, уважительное отношение к другим народам России.
Материалы: тонированные листы картона А4, клей, кисточки, цветная бумага, цветной картон, белая бумага, салфетки.
Вводная часть
Коммуникативная игра «Дружные ладошки»
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать. Читает стихотворение: Мы ладонь к ладошке положили и всем дружбу свою предложили (соединяют руки) Будем дружно мы играть чтобы добрыми, умными стать! (поднимают руки вверх) Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет! Мы друг друга уважаем? Да, да, да! (размыкают руки) Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.
Основная часть
- Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, России. Какая наша страна по размерам?
- Верно. Наша страна – самая большая страна на планете. И поэтому на территории нашей страны проживает много разных народов, которые очень сильно отличаются друг от друга. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружные.
В России есть и теплые места, где всегда хорошая погода. Кто знает, где они находятся? (- На Юге.)
- Да. На Юге России теплый, мягкий климат, там множество разнообразных растений и животных.
- Что вы знаете о коренных жителях Хабаровского края?
- Какая одежда нужна жителям этого края? (Теплая)
- Правильно.
- Одежда у них сделана из натуральной кожи, из шкур животных, и часто её утепляют теплым мехом. (показываю иллюстрацию).
- Посмотрите на жилище этих народов. Оно называется чум. Повторите.
- Такой дом построен из палок и веток, и шкур животных.
- Иногда, чтобы дома были более теплыми, их строят из больших снежных блоков. Занимаются чаще всего оленеводством, рыболовством, охотой. Дети, как вы думаете, кто такой оленевод? (Человек, который разводит и выращивает оленей.)
- Верно.
- Сейчас мы попробуем на листах картона изобразить всё, что увидели и услышали, чтобы хорошо запомнить.
Объяснение и показ:
1) На лист бумаги приклеиваем дверь из коричневой бумаги. Это шкура, которой завешен вход в чум.
2) Наклеиваем белые прямоугольники, не выходя за контур – это снежные блоки, из которых будет построено жилище.
3) Приклеиваем месяц и звезды.
4) На фигурку человечка наклеиваем белый круг – лицо. Рисуем на нем глаза и рот. Вокруг лица приклеиваем вату. Украшаем ватой наряд человека. Это мех, который защищает человека от мороза.
5) Приклеиваем человека к картине. Аппликация готова.
Выставка детских работ.
- Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь вспомните, как называются народы, о которых мы сегодня говорили?
- Как называется их жилище?
- Чем занимаются малочисленные народы Хабаровского края?
- Дети, посмотрите, у нас получилась целая северная деревня. Чья работа нравится вам больше всего? Почему? (спрашиваю 3-4 детей)