Джаминат Алиева
Проект «Эти удивительные камни»
Проект образовательно - исследовательской деятельности
в старшей группе
на тему:
«Эти удивительные камни»
Воспитатель:
Алиева Д. Г.
Цель: познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни : развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию интереса к неживой природе (камням); познакомить с одним из камней (янтарь, вызвать интерес к коллекционированию.
Публикация «Проект „Эти удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Оборудование: наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, картинки — помогалочки, халаты, головные уборы (шапочки, косынки, интерактивная доска для показа презентаций.
Ход занятия:
Введение в тему занятия.
Вос-ль Здравствуйте, ребята! Я профессор Почемучка. Мне сказали, что в детском caду «Теремок» очень любознательные сообразительные умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?
Ответы детей: (опыты, изучают предметы, их свойства)
Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем звучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто хочет быть, ведущем и отвечать на наши вопросы.
(Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой)
Вопросы: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: Можно мне задать вопрос)
Вопросы:
ЭТО живое или неживое?
ЭТО съедобное или нет?
Холодное или теплое?
Плотное или рыхлое?
Тяжелое или легкое?
Этот предмет гладкий пли шершавый)
Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений:
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.
2. Твердость
Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).
Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет; потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка помогалочка обозначает, что камни твердые.
На доску вывешивается рисунок 2 (приложение)
З. Прочность
Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить. Может какой - то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность. (стукнуть молотком) Дети бьют.
Вос-ль: И что же произошло? (Камни остались невредимы). Какой вывод мы можем сделать, а картинка — помогалочка (приложение) нам в этом поможет). Камни прочные.
4. Тяжелый.
Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете?
Предлагаю с помощью опыта
проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку - подсказку (приложение, а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).
Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Подороваюсь с ними сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою
Пальчик к пальчику сложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу
5. Где используются камни.
Вос-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни? (в
строительстве дорог, украшения, лечение).(ответы детей). Правильно, ребята!
(Просмотр презентации с комментариями воспитателя). Еще давным-давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.
III. Заключительная (закрепление пройденного материала).
Вос-ль: Дети, предлагаю вам снять халаты, пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки –помогалочки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие? (разные, твердые прочные, тяжелые) и они отличаются?. (по цвету, форме, размеру).
Вос-ль: Молодцы, вы все очень хорошо запомнили. И сейчас мы с вами отправимся отдохнуть на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можно прилечь,
(вос-ль включает аудиозапись «Шум моря»)
Вос-ль: Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнце. Мы греемся под ним. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (воспитатель касается рук, ног ребенка). Дышим спокойно и глубок, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох — выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас. Вдох — выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откроите глаза.
(Воспитатель показывает на ладони янтарный камень).
Что это? (камень)
Воспитатель: Кто-нибудь знает как он называется?
Ответы детей.
Вос-ль: Эго камень Янтарь. Янтарь — это застывшая смола древних
хвойных деревьев.
Особенно много янтаря находят на побережье
Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня — золотистый цвет, напоминающий солнечный свет; прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются
куски большего размера — с голову человека и даже больше.
Вос-ль: Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас камешек янтарь, который может быть станет началом вашей коллекции.
Вос-ль: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили
(ответы детей).