светлана царёва
Проект в старшей группе «Рассказ о Волге»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Работая в детском саду воспитателем, я каждый раз убеждаюсь в том, что работать с детьми очень интересно, если ты можешь заинтересовать их каким –либо делом. На протяжении последних нескольких лет я реализую разного рода проекты в своей работе. Один из самых интересных на мой взгляд, это проект «Рассказ о Волге», который я реализую в старшей группе.
Публикация «Проект в старшей группе „Рассказ о Волге“» размещена в разделах
Проект «Рассказ о Волге» является коллективной работой педагогов, детей и родителей детского сада. Главная идея проекта состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность детей и родителей с целью формирования первичных представлений о реке Волге (положение, экологические проблемы, хозяйственное использование человеком, достопримечательности, флора и фауна, а также патриотических чувств к малой родине. Содержательная работа в дошкольном образовательном учреждении началась с выделения и анализа имеющегося опыта по экологокраеведческому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. Четко определены этапы и условия реализации проекта. Главным условием на всех этапах работы было четкое определение субъектных позиций всех участников проекта – педагогов, детей и родителей. Проект носит творческо - информационный исследовательский характер, рассчитан на 5 месяцев. Охватывает следующие образовательные области :«Социализациально - комунникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Данный проект при его последовательной реализации решает важные задачи. Но главный результат проекта – триединая взаимосвязь участников и использованный воспитывающий и развивающий потенциал их совместной деятельности.
Дети должны иметь представление о красоте и величии Волги, чтобы ценить и любить красоту родного края, беречь богатство реки, но в детском саду недостаточно материала по данной теме.
Новизна технологии эколого - краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого на основе субъект - субъектных отношений.
Цели: расширение и систематизация знаний и представлений о великой русской реке, о родном крае и содействие эколого - краеведческому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Расширять и систематизировать знания и представления детей о русской реке Волге, на которой расположен наш город Сызрань, о родном крае. Дать представления о географическом положении, хозяйственном использовании реки Волги человеком, о достопримечательностях, находящихся на берегах реки Пополнить и систематизировать у детей 5-7 лет знания о Волге. Развивать память, мышление, речь, творческие способности. Воспитывать активную жизненную позицию чувство гордости за свой свой город и область.
Сроки реализации: апрель-август 2021 год
Ожидаемый результат: Дети получат естественнонаучные представления об объектах неживой и живой природы, усваиваются знания и представления детей о водных ресурсах, о истории возникновения реки, о памятных местах, связанных с ее именем; дети узнают некоторые художественные и музыкальные произведения, о реке Волге; дети испытают чувство гордости любви заботы за природу своего города Сызрань; дети будут умело использовать образ Волги в своей творческой деятельности.
Режим и формы занятий:
Мотивационно-познавательный этап.
Создать радостное настроение, в основе которого – ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызвать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Волге, через создание проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. Развивать умение слушать, понимать художественную литературу, высказывать свое мнение. Воспитывать любознательность, интерес к реке Волге и родному городу.
Творческо-деятельностный этап
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию: «Речное путешествие»; «Составление рассказа, о Волге используя мненмотаблицу»; «Как вода попадает в дом»; Лепка «Обитатели речных глубин»; «Беседка Островского», «Река Волга и ее притоки»; Рисование «Достопримечательности Сызрани. Вид с Волги»; Аппликация «Река в разное время года».
Беседы: «Правила поведения на реке летом»; «Осторожно тонкий лед»; «Речной транспорт»; «Берегите воду»; Сюжетно-ролевая игра: - «Путешествие по Волге», - «Речной патруль», Организация выставок для родителей творческих работ детей по лепке, рисованию, аппликации. (см Приложение №1)
Итоговый этап.
Проведение ситуативных диалогов на темы: «Что тебе больше всего понравилось делать в проекте?» «Чтобы ты еще хотел узнать о реке». Оформление выставок детских работ, отражающих тему проекта. Кроме этого оформление стенда «Волга- великая река».На данный момент работа над проектом продолжается. Все участники проекта с большим удовольствием вовлечены в работу. Итогом будет выставка, которую мы отразим в соц. сетях.
Список используемой литературы:
1. Константин Бальмонт о Волге, журнал «Мономах» т- №3(10, стр. 17-20, 1996г.
2. Виктор Ярошенко. Экспедиция «Живая вода», 1989г.
3. «Волга - беда и боль России» (под редакцией В. А. Дорошенко. Москва: Планета, 1989г.).
4. В. А. Маркин «Я познаю мир». Москва: АСТ, 1998г.
Приложение №1
Рассказ о Волге
Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника. Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. От него веет прохладой, даже летом, когда припекает солнце и на улице жарко. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку. Когда-то давным-давно, когда на земле жили древние люди, реке дали название "Ра", что значит "щедрая". Что такое щедрая? (добрая, все отдающая). Другие народы, жившие на ее берегу назвали "Итиль"; то есть самая главная, полноводная, могучая, широкая.
Третьи назвали ее «Волга», что значит "Светлая". Все названия подхо- дят нашей реке. Действительно она могучая, широкая и очень длинная. ( показать на карте: от Волдайской возвышенности до Каспийского моря.) Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков - больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете сколько их? Двести. Только в нашей областе - это Самарка, Сок, Кондурча, Кинель.
Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снеговводы в ней становится намного больше и она широко разливается, заполняя речные поймы. В ветренную погоду, река волнуется, бурлит.
Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде не видали. Только в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.
В давние времена берега Волги были покрыты лесами. В них росли грибы, ягоды, орехи, лечебные травы. До появления железных дорог и автомобилей Волга была главным путем торговли, по которому обменивались товарами Юг и Север России. Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря назывли ее Волга - труженница, Волга - кормилица.
Теперь Волга совсем другая, чем была раньше. Идут по ней один за другим огромные корабли, теплоходы, баржи, белые пассажирские суда, где полно отпускников и туристов. Недаром Волгу называют рекой-курортом.
Для пассажиров Волга, как чудесная книга, много городов на ее берегах: больших и маленьких, древних (Ярославль, Нижний Новгород, а так же молодых и юнных (Тольятти, Приволжье). У каждого из них есть свой герб. Они все разные, но объединяет их голубой цвет - символ Волги. (Показ гербов). Мы живем в середине этой быстрой и красивой реки и называется оно Среднее Поволжье. А город наш - Самара. (герб).
Рассположился он на самом красивом месте: слиянии двух рек Волга и Самара. Если взглянуть на Волжские берега, открывается мир покоя и чарующей красоты. Писал о Волге великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке,
Иду на помощь рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
На берегах Волги строят заводы и фабрики: делают машины, строят
корабли, шьют обувь и одежду. И везде используют воду Волги.
Построили даже платину, и воды реки заствляют вращатся турбины электростанций, вырабатывая ток и освещая многие города. Но от этих фабрик и заводов вода стала грязной, потому что они сливают в реку использованную, с вредными веществами воду. Рыба от этого вымерла или ушла в другие воды. Осталось ее очень мало. В лесах, на берегах, погибают деревья, растения, стало меньше ягод, так как воздух загрязнен отходами заводов и выхлопами автомобилей.
Почему это произошло? Да потому что человек взялся переделывать Волгу, чтобы улучшить жизнь людей, а не подумал, не навредит ли это Волге, природе. Оказалось, что повредит. Поставили платину, перегородили реку, построили электростанцию, и пошла вода совсем в другую сторону, плотина вперед ее не пускает. Человеку хорошо – свет в дом пришел, а Волге плохо. Упирается вода в плотину, а пройти не может. Больно ей, болеет она.
Или еще пример: Стоит на берегу реки текстильная фабрика. Заливают там в котлы волжскую воду, засыпают порошок-краситель, чтобы ткань покрасить. Воду из котлов в Волгу сливают, краска в речную воду попала. Будет вода после этого чистой, прозрачной, вкусной? Будет она полезна рыбам, человеку? Нет конечно!
Теперь все ученые думают: что делать, чтобы спасти природу, как помочь Волге? Пока не придумали.