Анна Демушкина
Проект «В мире дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект " В мире дымковской игрушки "
Автор проекта: Педагог дополнительного образования МБДОУ «Планета детства комбинированного вида СП детский сад «Сказка»»
Демушкина Анна Николаевна
Тип проекта: творческий
Продолжительность проекта: 1 месяц
Актуальность:
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проект посвящен актуальной проблеме воспитания и формирования у детей дошкольного возраста патриотических чувств и развития духовности. На мой взгляд, просто необходимо хранить традиции нашего народа, чтобы знать историю своей страны, семьи. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Каждый, кто является гражданином России, должен беречь и способствовать сохранению художественного наследия своих предков, а во – вторых, в любом современном обществе происходят большие изменения, которые могут повлиять на традиционную народную культуру как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому считаю интересным проследить характер таких изменений на примере дымковской глиняной игрушки.
Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Цель:
Познакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской игрушкой, с историей возникновения этого промысла, с особенностями и этапами изготовления дымковской игрушки, с росписью. Воспитывать эстетическое восприятие произведения искусства. Способствовать увеличению кругозора детей, обогащать лексический запас, видеть красоту игрушки. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей в ходе реализации проекта.
Задачи:
• - Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине, воспитывать гордость за свою страну.
• Познакомить детей с историей дымковской игрушки, с процессом изготовления и многообразием форм.
• Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
• - Развивать познавательные и творческие способности детей.
• - Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
• -Формировать умение создавать узоры по мотивам дымковской росписи.
• -Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству и любовь к народному искусству России.
Формы работы:
• Беседа. Чтение стихов, рассказов о народных игрушках.
• Просмотр презентации: «История дымковской игрушки».
• Рассматривание народных игрушек из глины, иллюстраций.
• Лепка игрушки.
• Роспись.
Методы и приемы:
• Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий)
• Словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
• Игровой метод (использование дидактической игры)
• Метод практической деятельности (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование глины).
• Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, в проектной деятельности используется следующий нетрадиционный метод: метод «подмастерья»: весь процесс работы рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка.
В ходе художественно — творческих работ необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего проекта ориентир идет на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта я предполагаю, что у детей сформируются нравственно- патриотические чувства, интерес к культуре русского народа, разовьются художественные способности, творчество и воображение. Дети получат знания о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр. Узнают особенности и этапы изготовления игрушек (барыни, лошадки, индюка, козлика и других игрушек) Узнают приемы рисования и усвоят цвета данной росписи, научатся составлять узоры.
Перспектива данной деятельности:
Использовать выполненную детьми продуктивную деятельность в создании эстетической среды, в оформлении праздников и досугов, подарков.
Продолжать знакомство с другими народными промыслами России.
Создать мини музей.
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим».
План проекта:
1. Беседа об истории дымковской игрушки «Золотые руки мастеров» Просмотр презентации.
2. Слушание аудиокассеты: «Русские народные потешки и частушки»
3. Лепка игрушек из глины.
4. Покрытие основы.
5. Роспись.
6. Создание мини музея, выставки работ.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
1 этап. Подготовительный. Выбор темы проекта и формы его защиты. Подбор материала и литературы по данной теме. Подбор дидактических игр.
2 этап. Выполнение проекта. Знакомство с историей создания дымковской игрушки. Беседа: «Золотые руки мастеров». Просмотр презентации. Рассматривание разных дымковских игрушек. Систематизация знаний о культуре русского народа.
Изготовление из глины разных игрушек. Роспись.
3 этап. Заключительный. Создание сюжетной композиции «Такие разные дымковские игрушки».
Альбом детских рисунков «Дымковские умельцы»
Список литературы
1. Асташина Е. История глиняной игрушки. Асташина, Е. Народное творчество. 2007. №2.
2. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.
4. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 4.
5. Крупин В. Н. В дымковской слободе. М. : Малыш, 1989.
5. Усупова А. П. Русское народное творчество детскому саду. - М. : Просвещение, 1972.
6. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду — М. : Просвещение, 1984.