Ангелина Александровна Джола
Проект для старших дошкольников «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект.
Тема: «Широкая масленица»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи: Продолжать поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской народной культуры.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Широкая Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Сроки реализации проекта – один месяц.
Объект проекта- русская народная культура.
Публикация «Проект для старших дошкольников „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Предмет проекта: русский народный календарный праздник «Масленица»
Актуальность. Россия всегда была богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Самым ярким праздников является большое народное гулянье в конце зимы – Масленица. Всегда находятся желающие и силой потягаться, и удаль свою показать, и вкусными блинами угоститься да песнями потешиться. Наиболее глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – это один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно через программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», а непосредственное участие в праздничных гуляниях оставляет более полное и глубокое представление о празднике. Поэтому у нашего коллектива и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Широкая масленица» силами педагогов, родителей и, конечно же, воспитанников МДОУ.
Проблемы проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно- нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Наш проект не только знакомит с традициями, но и позволяет ребятам глубже окунуться в атмосферу праздничных гуляний русского народа, помогает сблизить детей и родителей через совместную деятельность.
Участники проекта: воспитатель подготовительной группы №6 «Светлячки», родители воспитанников МБДОУ, дети старших и подготовительных групп.
Задействованы все образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей, воспитателей и родителей к традиции проведения народного гуляния «Широкая масленица» через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов;
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику;
Повышение познавательного интереса среди детей, родителей и воспитателей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
1-й этап: подготовительный – обсуждение с воспитателями идеи проекта, сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели, написание сценария, выбор декораторов и затейников, разучивание частушек, закличек, пословиц, хороводов, игр-забав на весеннюю тематику.
3-й этап: формирующий – проведение инструктажа по технике безопасности, оборудование площадки, реализация мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Материалы к проекту:
План проведения праздничной недели «Широкая Масленица».
Приложения:
Приложение №1. Беседа с детьми «Ой, блины. Мои блины!»
Приложение №2. Мастер-класс для родителей и детей «Изготовление кукол-масленок».
Приложение №3. Загадки о зиме, загадки о весне, потешки- небылицы, дразнилки.
Приложение №4. Спортивные игры и забавы.
Приложение №5. Сценарий праздника «Масленицу провожаем».
Приложение №6. Сценарий праздника «Масленицу встречаем».
Приложение №7. Консультация для родителей «Празднуем масленицу».
Приложение №8. Консультация для родителей «Веселись народ- Масленица у ворот!».
Приложение №9. Консультация для родителей «Масленицу встречаем».
Приложение №10. Сценка для кукольного театра «Небылицы в лицах».
Фотоотчет.
Оборудование:
Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники, костюмы для Весны, Зимы, Скоморохов, Бабы Яги, Емели, Солнышка.
Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.
Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные совместно с родителями (для шумового оркестра): коробочки, погремушки, доски.
Атрибуты: карусель, солнышко на шесте, куклы би-ба-бо, ширма.
Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей.
Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи.
Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, фотоаппарат.
Музыкальный репертуар:
Заклички о весне, дразнилки, частушки, хоровод «Масленица», песня «Блины» р. н. м., общая пляска с использованием музыкальных инструментов, пляска с Бабой Ягой, русские народные наигрыши.
Музыкальные и подвижные игры: «Золотые ворота», «Гори ясно», «Коза» «Змея», «Катание на метле», «Горшки», «Перетягивание каната», «Карусель», «Бабка-Ежка», «И я тоже», «Катание на лошадях» и т. п.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1. Фурмина Л. С., Шибицкая А. Е., Пантелеева Л. В. Развлечения в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М., «Просвещение», 1975.
2. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1 Осень-зима, серия Дошкольник. «Учитель» 2004.
3. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб., 2002.
5. Печёрская А. Праздники в детском саду: сценарии, игры, викторины. М:Росмэн, 2000.
План
Проведения праздничной недели
«Гуляй, Масленица!»
Понедельник-встреча
1 половина дня:
- Непосредственно образовательная деятельность «Широкая Масленица (знакомство);
- Разучивание масленичных закличек;
- Хоровод «Едет Масленица»;
- Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры».
Прогулка:
- Торжественная встреча Масленицы;
- Народные подвижные игры: «Карусель», «Заря»;
- Конкурс на лучшую снежную фигуру снеговика.
2 половина дня:
Кукольный театр «Небылицы в лицах».
Прогулка:
- Народные подвижные игры «Бабка Ёжка»;
- «Молчанка».
Вторник -заигрыш
1 половина дня: Прогулка 2 половина дня Прогулка
- Беседа «Ой, блины»;
- Игры –состязания «Три ноги», «Сковородка»;
- Песня «Блины»;
- Пляска с муз. Инструментами «Вот уж зимушка проходит».
Прогулка:
- Знакомства детей с дразнилками;
- Подвижные игры: «Перетягивание каната», «Снежный тир»;
- Катание на санях.
2 половина дня:
- Конкурс частушек;
- Консультация для родителей «Веселись, народ».
Прогулка:
- Подвижные игры: «Кто быстрее на метле?», «Коза»;
-Катание с ледянкой с горки.
Среда-лакомка
1 половина дня:
- Праздничное мероприятие в муз. Зале «Масленицу встречаем».
Прогулка:
- Народные подвижные игры: «У дядюшки Трифана», "Бабка Ёжка".
2 половина дня:
- Чаепитие с блинами;
-«Блинная эстафета»;
-Конкурс загадок о весне и зиме.
Прогулка:
- Народные подвижные игры: «Жмурки», «Горелки».
Четверг- разгуляй
1 половина дня:
- Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;
- Игры – забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Тачка»;
- Пение русских народных песен.
Прогулка:
- Народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Петушки».
2 половина дня:
- Выставка рисунков «Как на масленой неделе»;
-Консультация для родителей «Празднуем Масленицу».
Прогулка:
- Игры: «Платочек симпатии», «Почта»;
- Самостоятельная игровая деятельность детей.
Пятница-тёщины вечера
1 половина дня:
- ТСО: мультфильм «Смешарики. Масленица»;
-Народные подвижные игры: «Жмурки», «Змея».
Прогулка:
- Игры по желанию детей;
-Самостоятельная игровая деятельность детей.
2 половина дня:
- Подготовка к празднику.
- Праздничное мероприятие с участием родителей «Прощай, Масленица»;
-Ярмарка.
Суббота – золовкины посиделки
Воскресенье – прощённый день