Елена Валерьевна Матвеева
Проект «Семья. Формирование семейных традиций у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «СЕМЬЯ, ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДЕТСКОМ САДУ».
ЦЕЛЬ: Формирование у детей элементарных представлений о семье, и повышении роли семейных традиций в становлении личности ребенка.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: формировать у детей представление о понятии «семья»; продолжать знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»; формировать представление о родственных отношениях между членами семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка); воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях; развивать творческие способности детей и коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности с воспитателем; создать положительную и доверительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный (год).
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: комплексное (разные виды деятельности).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Матвеева Е. В.
ТИП ПРОЕКТА: практико - информационно-творческий
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: дети владеют понятием семья, семейные традиции; имеют представление о родственных отношениях; умеют с интересом выполнять совместную коллективную деятельность; у детей появляется позитивное отношение к семье и семейным традициям; появляется сплоченность детского коллектива, самовыражение детей на основе творческого сотрудничества.
РЕЗУЛЬТАТ: Семейный праздник «Папа, Мама, я – любимая семья».
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Семья - это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно семья является хранителем традиций, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни и греют нам душу, когда мы находимся вдали от дома. Традиции формируют у ребенка воспоминания о детстве, близких людях, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, которые откладывают впечатление в дальнейшей жизни, заставляя сопереживать и внимательно относиться к памяти прошлого. Это оказывает позитивное влияние на развитие духовно – нравственных качеств ребенка.
ПРОБЛЕМА:
У детей понятие семьи в основном нечеткое и не сформированное. Многие дети не осознают значимость семьи для человека.
В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Происходит обесценивание семейных традиций и интерес к их сохранению зачастую вовсе отсутствует. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи. А, ведь еще древние педагоги считали, что воспитывать детей нужно в любви и уважении к родителям и почитании предков, растить будущего семьянина с малых лет. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЭТАП № 1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЬ: мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: исследование; сбор и обработка данных по теме «Семья. Семейные традиции»; интерпретация результатов; графическое представление результатов, подбор литературы
В детском саду на занятиях по окружающему миру, в совместной и индивидуальной работе с детьми мы часто говорим о семье, семейных ценностях, традициях. Мне была очень интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.
Дети спросили меня «Для чего нужна семья?», «Что такое семейные традиции?» Нам захотелось найти ответы на эти вопросы.
Так возник проект «СЕМЬЯ. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛЬ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- выявить объём знаний о том, зачем нужно мыть руки с мылом.
ЦЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- проявить начальные ключевые компетентности;
- проявить эмоциональную отзывчивость.
ЦЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- проинформировать родителей о теме проекта.
ЭТАП № 2 ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ
ЦЕЛЬ: планирование.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: построение плана деятельности, продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции.
На данном этапе обсудили с детьми, с чего нужно начать работу, определили, кто поможет нам ответить на поставленные вопросы.
В ходе собрания познакомили родителей с темой проекта, актуализировали роль проектной деятельности для формирования у детей ключевых компетентностей, подчеркнули роль родителей в актуализации знаний у детей по данной теме. Большинство родителей проявили искренний интерес к данному вопросу и выразили желание оказать посильную помощь педагогам и детям в реализации проекта.
Завершением данного этапа стала разработка плана мероприятий для реализации проекта.
МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Беседы: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму», «Семейные праздники», «Выходной день в моей семье», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении).
2. Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик».
3. Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «С мамой весело играем». «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
4. Чтение художественной литературы: р. н. с. «Крошечка–Хаврошечка», р. н. с «Гуси - лебеди», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик - семицветик», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка»,
5. Рассматривание картин и иллюстраций: Т. Сорокина «Семья», Ю. Кугач «В субботу»; «Новый год – семейный праздник». «23 февраля», «8 Марта», «Семейная прогулка».
6. Разучивание стихотворений о маме, бабушке, о папе, о дедушке.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» «Дочки – матери», «День рождения куклы Кати», «Большая стирка».
8. Художественное творчество. Рисование «Моя любимая мама», «Букет для мамы». Ручной труд «Открытка для мамы на день матери».
Конструирование из синельной проволоки «Букет для мамы».
9. Презентация: «Что такое Новый год?», «Рождество», «Светлая Пасха»
10. Дидактические игры «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» «Назови членов семьи» «Собери портрет», «Бусы для мамы».
11. Стенгазета «Стена памяти».
11. Мини-музей «С чего начинается Родина».
12. Создание фотоальбома «Моя семья».
13. Спортивный досуг «Папа, Мама, я – спортивная семья»»
14. Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка»
15. Рекомендации для родителей (буклет) «Традиции: создай и передай!», буклет «Как можно провести выходные».
16. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Папа, Мама, я – любимая семья».
17. Семейный праздник «Папа, Мама, я – любимая семья».
ЦЕЛЬ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- разработать план действий, проконсультировать родителей.
ЦЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- проявить интерес к предлагаемой теме;
- обозначить предлагаемый результат.
ЦЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- проявить интерес в сборе информации и необходимого материала.
ЭТАП № 3 ПРАКТИЧЕСКИЙ
ЦЕЛЬ: получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения отдельных действий.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: исследование; сбор и обработка данных; интерпретация результатов; графическое представление результатов.
Исходя из намеченного плана, мы приступили к поиску ответа на вопрос «Для чего нужна семья?», «Что такое семейные традиции?». В процессе работы на данном этапе нами собирался материал о семье (представления о семье какой она бывает, расширились знания о ближнем окружении, дети научились разбираться в родственных связях.).
Родители приносили в группу различные предметы и экспонаты своих семейных традиций, чтоб показать детям какими разным они бывают. В одной из семей традицией является коллекционирование экспонатов народных промыслов. Так как предметов накопилось достаточно много, то мы решили сделать Мини-музей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА».
В каждой семье есть традиция отмечать «День Победы». Никто из родителей не остался равнодушным к оформлению группы к этому великому празднику. Они приносили фотографии своих родных и близких, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Дети сделали совместную поделку «Вечный огонь». Объединив все в единое целое, получилась стенгазета «Стена памяти».
Иллюстративного материала и информации о семье и семейных традициях было собрано в достаточном количестве. Так же родители воспитанников предложили принести фотографии из дома, на которых родители вместе с детьми отмечают семейные праздники. Так нами был сделан фотоальбом «Моя семья!».
Родители воспитанников приносили в группу рисунки с изображением семьи, которые они нарисовали вместе с детьми. Художественный музей нашего города предоставил нам возможность организовать выставку работ в рамках «Года семьи» и приуроченную к дню защиты детей. Эту выставку мог посетить любой житель нашего города. И как итог нашего проекта, нами совместно с Художественным музеем, для детей был организован семейный праздник «Папа, Мама, я – любимая семья».
ЦЕЛЬ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- развивать познавательные и творческие способности детей, эстетический вкус.
ЦЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- проявлять индивидуально-познавательные интересы;
- расширять кругозор.
ЦЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- помочь детям получить необходимую информацию;
- проявить заинтересованность в работе с детьми по данной теме.
ЭТАП № 4 АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ЦЕЛЬ: рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
На данном этапе мы обобщили полученные результаты с тем, что решили сделать вначале. Дети высоко оценили продукт нашего проекта – Семейный праздник «Папа, Мама, я – любимая семья». Ребята бурно и эмоционально обсуждали праздник, делились своими впечатлениями и полученными знаниями о семье и семейных традициях.
Все родители нашей группы были заинтересованы проектом, так как понимали, насколько он важен для их детей. И благодаря тому, что все родители включились в работу, дети получили удовлетворение от проектной деятельности. Каждый ребенок мог похвастаться тем, какой он внес вклад в реализацию проекта.
ЦЕЛЬ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- обобщить полученные результаты, сравнить их с задуманными
ЦЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- формировать умение анализировать свою работу и работу своих товарищей
ЦЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕТЕЙ:
- оказать поддержку в работе над проектом.
ЭТАП № 5 КОНТРОЛЬНО – КОРРЕКЦИОННЫЙ
ЦЕЛЬ: коррекция
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.
На данном этапе корректировок не проводилось. Мы считаем, что результат соответствует задуманному.
ЦЕЛЬ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- развивать умение сравнивать;
- анализировать;
- делать выводы;
- замечать недоработки;
- вносить дополнения.
ЦЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- выполнять творческие задания;
- испытывать чувство радости от творческой деятельности.
ЦЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- по мере необходимости пополнять информацию по теме проекта.
ЭТАП № 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЬ: защита проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: представление содержания работы, обоснование выводов.
На данном этапе мы провели защиту нашего проекта. На презентацию проекта мы пригласили детей, старшего воспитателя, родителей.
К концу проектной деятельности дети смогли обобщить и систематизировать свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
РЕЗУЛЬТАТЫ: Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.
ВЫВОД: реализация проекта способствовала информационной компетентности детей.