Лучший педагог года

Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Элла Альбертовна Чухонцева
Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Проект на тему:

«Русский народный фольклор – одно из средств

духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. В наше беспокойное время полное противоречий и тревог, когда привычными становятся слова «безнравственность, «бездуховность», мы всерьез задумываемся, какими вырастут наши дети.

Публикация «Проект „Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Поэтому, нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Мир фольклора открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для дошкольников формах: пословицах, поговорках, играх, хороводных играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.

Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи. Изучение устного народного творчества формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению детского коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Важную роль в сохранении и передаче новым поколениям нравственных знаний и прогрессивного опыта традиционного народного воспитания выполнял фольклор. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная мудрость.

Фольклор–народное поэтическое творчество, народная словесность, народная поэзия, устная словесность: совокупность различных видов и форм массового словеcно-художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Главная особенность фольклора заключается в том, что он являет собой искусство устного слова.

Цель проекта:

Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами.

Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:

- Развивать творческие способности дошкольников;

- Знакомить детей с разнообразными формами детского фольклора;

- Знакомить детей с традициями и образами русского народа;

- Расширить представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

- Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки средствами народного фольклора;

- Воспитывать эстетические чувства;

- Воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре разделена на три этапа:

Подготовительный:

(октябрь – ноябрь 2023 год)

• Создание творческой группы

• Доведение до участников проекта важности данной проблемы

• Составление перспективного плана работы

• Подбор методической литературы

• Подбор произведений русского народного фольклора

• Диагностика детей

Практический:

(декабрь 2023г. – апрель 2024г.)

• Создание предметно – развивающей среды в группе

• Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором, крестьянской культурой и бытом, некоторыми видами народно – прикладного искусства

• Работа с родителями по данному вопросу, привлечение их к участию в мероприятиях

Формы работы с детьми:

• Организованная образовательная деятельность

• Экскурсии в музей народно – прикладного искусства, библиотеку

• Чтение художественной литературы

• Использование фольклора в режимных моментах

• Заучивание скороговорок, потешек, считалок

• Проведение праздников и развлечений

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки

• Игровая деятельность: подвижные игры, игры – хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация

Фольклор в работе с детьми:

• Потешки

• Загадки

• Пестушки

• Сказки

• Песенки

• Считалки

• Дразнилки

• Заклички

• Пословицы и поговорки

• Колыбельные песни

Цикл занятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством:

• «В гости к бабушке – Забавушке»

• «Хлеб – всему голова»

• «Самовар кипит»

• «Путешествие в мир народных промыслов»

• «Сказочное царство – волшебное государство»

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, проявлять заботу.

Детский фольклор делится на несколько групп:

- «Поэзия пестования» («материнская поэзия»)

- Календарный

- Игровой

- Дидактический

- Песенный

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:

Колыбельные песни;

Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку.

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Календарный детский фольклор.

Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам, произносимые каждым ребенком поодиночке.

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Жеребьёвая скороговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.

Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.

Мишка-кубышка, около уха - шишка.

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Загадка – вопрос-ответ.

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни («На горе-то лён, а во поле мак», «На горе-то калина»).

Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», и др.)

Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи, качи», «Во кузнице», «На горе-то калина» и другие.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения.

На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

В играх используются игровые зачины, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок», «Ой, летали птички» и т. д.

То есть, дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателем:

- во время НОД;

- в процессе музыкальных развлечений, праздников;

- во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Работу с детьми по изучением детского фольклора осуществляю совместно с воспитателями через участие детей в календарных праздниках: «Масленица», «Посиделки», «День семьи, любви и верности», «День пожилого человека».

Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Использую в аудиозаписи современную музыка, доступную для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.

Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Проводы зимы», «Пришли Святки – начались Колядки», «Масленица».

«Весну в гости звали».

Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.

Цель занятий по ознакомлению с предметами быта «русской избы»

• «В гости к хозяюшке»

• «Знакомство с русским самоваром»

• «О чем расскажут вещи наших бабушек»

• Посещение музея

Использование пословиц и поговорок в образовательно-воспитательном процессе и в повседневной жизни учат детей нравственным основам жизни. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Реализация нравственного воспитания в дошкольном возрасте посредством пословиц и поговорок может осуществляться в разных формах работы:

• игры-соревнования («Кто больше скажет пословиц», «Я знаю лучше», «Чья группа быстрее» и т. д.);

• дидактические игры («Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу» и т. д.).

С целью нравственного воспитания дошкольников необходимо обращение к народным сказкам. Сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. В русских народных сказках всегда осуждаются непомерная гордыня, лень, глупость, неумение строить с другими уважительные отношения, формируя основы поведения и общения, предостерегая ребенка от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; они являются примером нравственного поведения, раскрывают нравственные понятия: доброта, сострадание, милосердие.

Таким образом, фольклорная педагогика обладает огромным потенциалом в деле нравственного воспитания подрастающего поколения. Накопленные веками опыт, традиции, формы, отражённые в фольклоре позволяют эффективно использовать их и в современное время.

Исходя из вышесказанного, нами была разработана программа музыкальной деятельности «Сундучок народной мудрости» для детей детского сада, направленная на нравственное развитие старших дошкольников. Знакомит обучающихся с народными традициями, обычаями через словесные, художественные и музыкальные произведения созданные народом, формирует представление детей о нравственных категориях, нравственных ценностях.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возрастаФотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста В настоящее время, народная культура, традиции русского.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 20 июля 2024 в 15:27
+137Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Элла Альбертовна Чухонцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

 22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.

19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД