Элла Альбертовна Чухонцева
Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народный фольклор – одно из средств
духовно – нравственного воспитания дошкольников»
Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. В наше беспокойное время полное противоречий и тревог, когда привычными становятся слова «безнравственность, «бездуховность», мы всерьез задумываемся, какими вырастут наши дети.
Публикация «Проект „Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2024
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Поэтому, нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Мир фольклора открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для дошкольников формах: пословицах, поговорках, играх, хороводных играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.
Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи. Изучение устного народного творчества формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению детского коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Важную роль в сохранении и передаче новым поколениям нравственных знаний и прогрессивного опыта традиционного народного воспитания выполнял фольклор. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная мудрость.
Фольклор–народное поэтическое творчество, народная словесность, народная поэзия, устная словесность: совокупность различных видов и форм массового словеcно-художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Главная особенность фольклора заключается в том, что он являет собой искусство устного слова.
Цель проекта:
Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами.
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
- Развивать творческие способности дошкольников;
- Знакомить детей с разнообразными формами детского фольклора;
- Знакомить детей с традициями и образами русского народа;
- Расширить представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
- Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки средствами народного фольклора;
- Воспитывать эстетические чувства;
- Воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Работа по приобщению детей к русской народной культуре разделена на три этапа:
Подготовительный:
(октябрь – ноябрь 2023 год)
• Создание творческой группы
• Доведение до участников проекта важности данной проблемы
• Составление перспективного плана работы
• Подбор методической литературы
• Подбор произведений русского народного фольклора
• Диагностика детей
Практический:
(декабрь 2023г. – апрель 2024г.)
• Создание предметно – развивающей среды в группе
• Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором, крестьянской культурой и бытом, некоторыми видами народно – прикладного искусства
• Работа с родителями по данному вопросу, привлечение их к участию в мероприятиях
Формы работы с детьми:
• Организованная образовательная деятельность
• Экскурсии в музей народно – прикладного искусства, библиотеку
• Чтение художественной литературы
• Использование фольклора в режимных моментах
• Заучивание скороговорок, потешек, считалок
• Проведение праздников и развлечений
• Просмотр видеофильмов, слушание музыки
• Игровая деятельность: подвижные игры, игры – хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация
Фольклор в работе с детьми:
• Потешки
• Загадки
• Пестушки
• Сказки
• Песенки
• Считалки
• Дразнилки
• Заклички
• Пословицы и поговорки
• Колыбельные песни
Цикл занятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством:
• «В гости к бабушке – Забавушке»
• «Хлеб – всему голова»
• «Самовар кипит»
• «Путешествие в мир народных промыслов»
• «Сказочное царство – волшебное государство»
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, проявлять заботу.
Детский фольклор делится на несколько групп:
- «Поэзия пестования» («материнская поэзия»)
- Календарный
- Игровой
- Дидактический
- Песенный
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:
Колыбельные песни;
Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Календарный детский фольклор.
Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам, произносимые каждым ребенком поодиночке.
Игровой детский фольклор.
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Жеребьёвая скороговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Мишка-кубышка, около уха - шишка.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Дидактический фольклор.
Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
Загадка – вопрос-ответ.
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Песенный фольклор.
Хороводные и игровые песни («На горе-то лён, а во поле мак», «На горе-то калина»).
Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», и др.)
Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи, качи», «Во кузнице», «На горе-то калина» и другие.
Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения.
На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.
В играх используются игровые зачины, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок», «Ой, летали птички» и т. д.
То есть, дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.
Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателем:
- во время НОД;
- в процессе музыкальных развлечений, праздников;
- во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Работу с детьми по изучением детского фольклора осуществляю совместно с воспитателями через участие детей в календарных праздниках: «Масленица», «Посиделки», «День семьи, любви и верности», «День пожилого человека».
Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Использую в аудиозаписи современную музыка, доступную для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Проводы зимы», «Пришли Святки – начались Колядки», «Масленица».
«Весну в гости звали».
Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.
Цель занятий по ознакомлению с предметами быта «русской избы»
• «В гости к хозяюшке»
• «Знакомство с русским самоваром»
• «О чем расскажут вещи наших бабушек»
• Посещение музея
Использование пословиц и поговорок в образовательно-воспитательном процессе и в повседневной жизни учат детей нравственным основам жизни. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.
Реализация нравственного воспитания в дошкольном возрасте посредством пословиц и поговорок может осуществляться в разных формах работы:
• игры-соревнования («Кто больше скажет пословиц», «Я знаю лучше», «Чья группа быстрее» и т. д.);
• дидактические игры («Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу» и т. д.).
С целью нравственного воспитания дошкольников необходимо обращение к народным сказкам. Сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. В русских народных сказках всегда осуждаются непомерная гордыня, лень, глупость, неумение строить с другими уважительные отношения, формируя основы поведения и общения, предостерегая ребенка от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; они являются примером нравственного поведения, раскрывают нравственные понятия: доброта, сострадание, милосердие.
Таким образом, фольклорная педагогика обладает огромным потенциалом в деле нравственного воспитания подрастающего поколения. Накопленные веками опыт, традиции, формы, отражённые в фольклоре позволяют эффективно использовать их и в современное время.
Исходя из вышесказанного, нами была разработана программа музыкальной деятельности «Сундучок народной мудрости» для детей детского сада, направленная на нравственное развитие старших дошкольников. Знакомит обучающихся с народными традициями, обычаями через словесные, художественные и музыкальные произведения созданные народом, формирует представление детей о нравственных категориях, нравственных ценностях.