ольга маркова
Проект «Осенние мотивы. Что такое осень?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
У детей младшего дошкольного возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д.
Дети младшего дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осени, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, рассматривать иллюстрации.
Публикация «Проект „Осенние мотивы, Что такое осень?“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Цель проекта Развивать у детей познавательные способности и речь детей, путём расширения знаний о сезонных изменениях в природе и систематизации уже имеющихся знаний.
Задачи проекта Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Побуждать детей оказывать помощь взрослым.
Формировать у детей представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Знакомить детей с правилами поведения в природе.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.
Знакомить детей с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни деятельности взрослых и детей.
Учить замечать изменения в природе: листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в тёплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами.
Обучать умению вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы.
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.
Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Дать представление об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека.
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
Тип проекта Познавательно-творческий проект
6 Участники проекта
Воспитатели: Железнякова О. А., Кузьмина Ю. В.
Дети 2 младшей «В» группы
Родители 2 младшей «В» группы
7 Предмет исследования: Осень как время года, осенние приметы, дары осени
8 Длительность проекта Краткосрочный /с 15 октября по 26 октября 2018 года /
9 Ожидаемый результат:
Для детей:
Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;
Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
Развить творческие способности у детей.
Для педагогов:
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой, познавательной, художественной деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Для родителей:
Поддерживать познавательную активность у детей через изготовление семейных газет об осени, осенних прогулках.
Заинтересовать и вовлечь родителей в проектную деятельность через участие в конкурсе – выставке «Осенние фантазии».
Появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.
10. Презентация продуктов деятельности Выставка детских рисунков «Осень на опушке краски разводила»
Создание стенгазет «Осенние деньки»
Конкурс - выставка творческих работ «Осенние фантазии»
Организация деятельности по реализации проекта
«Что такое осень?»
Подготовительный этап:
(Постановка проблемы, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта)
Действия педагогов
- Мы создали проблемную ситуацию – хотите узнать «Что такое осень?», «Какие приметы осени?», «Что созревает в садах?», «Что собирают осенью в огороде?»
- После проблемной ситуации сформулировали проблемные вопросы, определили задачи работы над проектом.
- Собрали литературу по теме проекта : стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы.
- Продумали мероприятия для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.
- Давали рекомендации родителям по поиску интересных фактов, информации, в том числе и интернете на предложенную тему
- Создали условия для осуществления проекта - подбор наглядных пособий (в том числе видеоматериалы, подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, подбор материалов для проведения задания — исследования, подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта, подбор материалов для декоративно — прикладной деятельности, беседы с родителями по теме проекта.
Действия детей
- Дети осознали и личностно восприняли проблему, эмоционально реагировали на проблемные вопросы.
- Предлагали варианты решения проблемы.
- Предлагали привлечь родителей к решению проблемы «Что они знают о осени?», чтобы оказывали посильную помощь в работе над проектом.
- Прогнозировали результаты проекта : «Мы узнаем больше информации о приметах осени»
Основной этап
(практическая деятельность по решению проблемы)
Деятельность педагогов
- Организовывали совместную деятельность с детьми.
- Помогали в изготовлении атрибутов и игровых пособий.
- Разучивали с детьми стихи, читали им сказки и рассказы.
- Контролировали развитие проектной деятельности детей.
- Оказывали дифференцированную помощь детям при проведении проектной деятельности.
Действия детей
- Планировали деятельность при помощи педагога и определяли средства реализации проекта.
- Принимали участие в выставке «Осенние фантазии»
- Систематизировали предложенную информацию, выучили стихи, загадки, составляли небольшие рассказы по сюжетным картинкам – «Прогулки в осеннем парке», придумывали конец или новые сказки про разные овощи (словотворчество).
- Выполняли проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.
- Готовились к итоговому мероприятию: презентация творческой работы «Осенние фантазии».
Действия членов семьи
- Помогали выучить стихи и загадки, находить полезную и познавательную информацию.
- Принимали участие в создании развивающей среды для успешного проведения проекта.
Завершающий этап
(презентация продуктов проекта)
Действия педагогов
- Помогали в организации итогового мероприятия.
- Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.
- Совместно с детьми определили перспективы развития проекта
Действия детей
- Знакомили родителей со своими работами, принимали участие в итоговом мероприятии
- Обсуждали результаты проектной деятельности.
- Совместно с взрослыми определили перспективы развития проекта
Действия членов семьи
- Оказывали помощь в проведении итогового мероприятия.
- Сделали выводы о решении проблемы – больше времени уделять детям, отвечать на их вопросы, помогать в развитие творчества у своих детей.
Презентация продукта деятельности – выставка творческих работ «Осенние фантазии» и стенгазет «Осенние деньки».
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Дети:
получили знания о приметах осени, дарах, о красоте природы осенью.
приняли участие в презентации своих творческих работ
дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей.
у детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.
Родители:
проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта
предоставили фотографии о том, как дома вместе с ребёнком знакомились с приметами осени.
появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
В предметно-развивающую среду внесены:
репродукции картин на тему «Овощи», «Фрукты», «Осень»
подборки стихов, загадок об осени, дарах осени.
выставка художественной литературы по теме «Осень»
организована выставка «Осенние фантазии»
Педагоги:
подобрали методическую и детскую литературу
наработали картотеку стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок, считалок
наработали рекомендации для родителей
Список используемой литературы:
- Н. П. Битютская «Система педагогического проектирования» /опыт работы, проекты/; В. : Учитель, 2013г.
- Т. А. Шорыгина «Беседы о временах года: осень» /методические рекомендации/; М. :ТЦ Сфера, 2014г.
-Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: 2 младшая группа /интегрированный подход/ - М. : Скрипторий, 2013.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: 2 младшая группа- М., Мозаика-Синтез, 2016.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 2 младшая группа. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой; М. : Мозаика-Синтез, 2011.
- Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова; М. : Школьная Пресса, 2004.
- Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»; М. : Просвещение, 1991.
- О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»; М. : Сфера, 2003
Приложение «Что такое осень?»
Приложение №1
Планирование воспитательно-образовательной работы
с детьми по областям:
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Прогулка в осеннем лесу».
Дидактические игры: «Назови правильно»; «Что лишнее?»; «Такой листок – лети ко мне!»; «Кузовок»; «Приметы осени».
Настольно-печатные игры: Лото «Ботаническое»; Лото «Родная природа»; Лото «Времена года»; «Уберём урожай».
Безопасность: - беседы «Безопасное поведение в природе», «На прогулку мы идём».
Труд: - Рассказ воспитателя «Труд людей осенью», обсуждение рассказа;
- беседа «Почему на участке чисто?»
Трудовые поручения: уборка осенних листьев.
Строительная игра: «Постройка лесничества».
Познавательное развитие:
- Отгадывание загадок об осени, осенних явлениях природы, деревьях.
- ФЦКМ – «Золотая осень»; «Чудесные листья.
- ФЭМП – «Зонтики для кукол»; «Букет из листьев».
- Дидактические игры: «Раскладываем листочки»; «Посчитаем листочки»; «Подбери листочек к дереву».
- Рассматривание книг, энциклопедий, плакатов, иллюстраций, фотографий по темам «Деревья, листья, плоды», «Осень».
- Наблюдения за растениями, за птицами, за погодой.
- Экскурсия вокруг д. /сада, рассматривание деревьев, листьев.
Речевое развитие:
- Составление рассказа по картине «Ходит осень по дорожке».
- Заучивание наизусть стихотворения - А. Плещеев «Осень»
- Беседа на тему «Что нам осень подарила».
- Чтение стихов об осени.
- Индивидуальная работа с детьми – составление рассказов по сюжетным картинкам; придумывание конца к рассказу.
- Беседы - «Осень. Что ты о ней знаешь», «Деревья нашего двора».
- Словесные игры: «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».
- Чтение произведений: И. Бунин «Листопад»,«Бродит осень по дорожке», «Падают листья», «Дождик».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование – «Дождик»; «Листья жёлтые летят».
- Аппликация – «Клён и дубок».
- Конструирование – «Дорожки для детей и взрослых».
- Совместная творческая работа – аппликация «Лес, точно терем расписной».
- Индивидуальная работа с детьми – штриховка «Осенние листья».
- Лепка – «Осеннее деревце».
- Конструирование – «Разные ворота».
- Самостоятельная творческая деятельность – обводки с листьями, штриховки, раскрашивание картинок по теме «Осень», «Деревья».
- Совместная творческая работа – аппликация «Букет с осенними листьями».
Музыка
- Слушание музыкальных произведений Вивальди, Чайковского.
- Разучивание хороводной игры «Осень постучалась к нам».
- Подготовка к празднику: разучивание песен по теме «Осень», игр, танцевальных композиций.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Наседка и цыплята»,
«Подбрось - поймай».
Комплексы утренней гимнастики с гимнастическими палками, султанчиками.
Физкультминутки: «Ветер дует»,«Три палочки».
Игровая ситуация - «У куклы промокли ножки»
Самообслуживание: - игровая ситуация «Мой внешний вид».
Формирование культурно-гигиенических навыков: - игра «Умываемся»
Пальчиковая гимнастика - «Падают листья», «Это деревья в лесу».
Взаимодействие с родителями:
- Домашнее задание: - выучить стихотворение об осени; выставка детских творческих работ на осеннюю тематику – «Осенние фантазии».
- Творческая мастерская – коллаж «Осенние деньки». - Рекомендации родителям: – «Маршрут выходного дня - «Прогулки по парку», «Поездка на природу».
- Оформление папок - передвижек на тему: - «Выучите дома стихотворения об осени»; - «К нам пришла осень».
Приложение №2
Игровые ситуации
«Оденем Куклу на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами, и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
«Сварим суп из овощей»
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.
«Магазин овощей»
Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
Приложение №3
Дидактическая игры
«Что растёт на грядке».
Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.
Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь, корзинки, кукла.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.
Воспитатель:
Посмотрите-ка ребята
Урожай у нас богатый-
Очень много овощей.
Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.
Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»
Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.
Пальчиковая игра «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх)
Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью)
Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки)
А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук)
Дети садятся на стульчики, и проводится игра «Расскажем про наши овощи кукле Маше».
Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета (это огурец, он зелёный)
Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».
Есть у нас огород
Там своя морковь растёт…
Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается и уходит.
«Найди такой же листик»
Цель: Нахождение предметов по сходству.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».
Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.
«Какое время года»
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.
«Чудесный мешочек»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
«Собери картинку (разрезные овощи)»
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.
Приложение №4
Беседа «Осень в гости к нам пришла»
Цель: развитие умения замечать изменения в природе.
Беседа «Какая сегодня погода»
Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Беседа «Дары осени»
Цель: формирование представлений о здоровой пище.
Беседа «Как изменилась одежда людей»
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.
Приложение №5
Рассматривание картин «Прогулка в лесу»
Цели:
- Совершенствовать умение рассказывать по картине.
- Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу.
- Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.
- Воспитывать бережное отношение к лесу.
Рассматривание картин «Уборка урожая»
Цели:
- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
- Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Приложение №6
Составление рассказа по картинке «Осень в лесу»
Цели:
- Расширять знания детей об осени, как времени года.
- Расширять представления детей о деревьях и диких животных.
- Обучать интонационной выразительности речи, активизировать и обогащать словарь.
- Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный.
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Приложение №7
Загадки об овощах
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Не книжка,
А с листьями. (Капуста)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)
Летом — в огороде, свежие, зеленые,
А зимою — в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)
Приложение №8
Подвижные игры
Подвижная игра «Листопад»
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.
Материал: осенние листья.
Ход игры: Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цели: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цели: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Подвижная игра «Собери урожай»
Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Приложение №9
Пальчиковые игры
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем фонарики)
Пальчиковая игра «Грибы»
(ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и растолстел.
Приложение №10
Стихи об осени
З. Александрова «Дождик»
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! -
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В тёплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Поливал на грядки воду,
Тучу - лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Значит, очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!
К. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
А. Плещеев «Осень»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Стенгазета «Осенние деньки»